Сайменский канал | |
---|---|
Сайменский канал в Лаппеэнранте |
|
Характеристика | |
Длина | 57,3 км |
Водоток | |
Вход | озеро Сайма |
Устье | Финский залив |
Расположение | |
Страна | Финляндия, Россия |
Регион | Лаппеэнранта, Карельский перешеек |
Са́йменский кана́л (фин. Saimaan kanava) — судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Финским заливом неподалёку от города Выборга. Общая протяженность канала составляет 57,3 километра[1]. Канал был построен в 1845—1856 годы в Финляндском великом княжестве. Впервые пущен 7 сентября 1856 года. Капитально реконструирован в 1963—1968 годы. В 2006 году прошли празднования 150-летия постройки канала.
Максимальная проектная пропускная способность канала составляет 11,5 тысячи судов. По каналу могут проходить как речные, озерные, так и морские суда.
Из 42,9 км канала 23,3 км принадлежат Финляндии, а 19,6 км — России. Однако Финляндия арендует у России её часть. За аренду Финляндия выплачивает 1,220 млн евро в год[2], затраты на содержание оцениваются в 10 млн EUR[3].
Историческое развитие и современное состояние Сайменского канала отражены в экспозиции Музея Сайменского канала (фин. Saimaan kanavan museo) в Лаппеэнранте [4].
Содержание |
Первые попытки сооружения канала между Саймой и морским побережьем были предприняты в 1499 году[3]. В течение 345 лет вопрос о постройке такого канала поднимался неоднократно, в 1600 году даже начинались работы, но недостаток средств не дал возможности реализовать проекты.
После русско-шведской войны 1808—1809 годов Финляндия из состава Швеции перешла в состав Российской империи как Великое княжество Финляндское. В 1826 году на заседании городских судов Саволакса и Карелии решено было отправить в Санкт-Петербург депутацию крестьян к только что вступившему на престол императору Николаю I, чтобы тот нашёл возможность соединить озерный край с приморскими городами. Николай I принял и выслушал депутатов, повелел произвести необходимые изыскания. Но реальных средств не было, поэтому к прокладке канала так и не приступили[5].
В 1834 году губернатор Выборгской губернии Август Рамзай вновь поднял вопрос о канале. Ход делу дали генерал-губернатор Финляндии князь Александр Меншиков и начальник финансовой экспедиции, энергичный сенатор Ларс (Лаврентий) фон Гартман. В Выборге был учрежден комитет для составления плана и сметы, были подготовлены технические расчеты. Интерес Николая I к данному проекту объяснялся тем, что растущая российская столица испытывала постоянную потребность в пиломатериалах, поступавших в неё с территории Саймы. Проект канала был принят, и в мае 1845 года начались строительные работы.
Строительство шло с мая 1845 по 1856 год. Строительство канала обошлось Финляндии дороже, чем годовой бюджет, около 3 миллионов рублей. Срок окупаемости рассчитали без малого 25 лет. Это было крупнейшее строительство того времени. Активно использовали помощь иностранцев, главным образом шведских специалистов, поскольку в России не было опыта строительства каналов в скальном и холмистом ландшафте. В Швеции уже были построены каналы Трольхеттан и Гёта-канал, которые послужили образцом. Впервые в Финляндии был использован порох в горных работах. Первоначально было сооружено 15 шлюзов с 28 камерами. Канал проходил по территории двух уездов Выборгской губернии: Лаппвесиский и Страндасский.
В начале 1855 года Николай I скоропостижно скончался, не застав завершения строительства Сайменского канала. На российский престол взошёл его сын, Александр II.
Торжественное открытие канала состоялось 26 августа (7 сентября) 1856 года в честь дня коронации императора Александра II. В этот день в Выборге состоялся праздничный фейерверк, во время которого в Выборгском замке вспыхнул пожар, нанёсший значительный урон ансамблю.
Сайменский канал стал крупнейшим шлюзовым каналом Финляндии, его доля в канальных грузоперевозках во второй половине XIX века превышала 50 %, да и в первые годы XX века оставалась значительной. Помимо этого, канал способствовал развитию туризма.
После 1917 года и появления государственной границы между каналом и Петроградом судоходство по каналу продолжалось, хотя пассажирские перевозки сильно сократились, лишившись основных пассажиров — состоятельных петербуржцев.
В 1920-х годах был разработан и принят план реконструкции Сайменского канала, в ходе которой размер шлюзов должен был быть увеличен, а количество шлюзов сокращено. К его осуществлению приступили в 1927 году. Реконструкция канала проводилась без остановки судоходства. Новые шлюзы строились рядом со старыми, в то время как старые продолжали работать.
В 1939 году, когда было выполнено уже 38 % предусмотренных этим планом работ, его реализация была прервана начавшейся войной против Советского Союза.
Осенью 1939 года было отмечено, что Сайменский канал может, по крайней мере, частично оказаться в зоне боевых действий. Появилась цель сделать его заграждением в противотанковой обороне. Канал представлял собой в некоторых местах препятствие благодаря глубокому руслу, которое затем было усовершенствовано различными плотинами[6]. Были построены плотины, чтобы обеспечить затопление территории, прилегающей к каналу, если советские войска прорвут укрепления на Карельском перешейке (так называемую Линию Маннергейма). Затопление было произведено, но это не остановило Красную армию.
После Советско-финской войны граница СССР и Финляндии прошла таким образом, что канал оказался частично на советской, частично — на финской территории, так что для его использования требовалось межгосударственное соглашение, для достижения которого условия были неподходящие.
После того, как в 1941 году Финляндия завоевала отошедший в предыдущем году Советскому Союзу Карельский перешеек, канал привели в рабочее состояние и использовали для снабжения армии, а позже — для эвакуации военных и мирных жителей Карельского перешейка.
После заключения перемирия канал снова оказался на территориях двух стран, и движение по нему прекратилось. Кроме того, за почти сто лет, прошедшие с момента постройки, сооружения канала обветшали и нуждались в масштабной реконструкции.
После завершения войны, уже с 1948 года, по инициативе Финляндии велись переговоры о предоставлении южной части канала, оказавшейся во владении СССР, в аренду Финляндии. Процесс шёл медленно, главным образом из-за противодействия идее в самой Финляндии — оппозиция активно критиковала политиков, пытавшихся договориться об аренде, поскольку заключение такого договора стало бы косвенным признанием Финляндией установившихся по завершении войны границ с СССР.
В 1958 году Советский Союз согласился на предоставление Финляндии права свободного транзита по Сайменскому каналу. Поскольку переговоры по этому вопросу ещё не дали результатов, с финляндской стороны было предложено снова обсудить этот вопрос во всей его полноте. В результате советская сторона заявила о готовности СССР предоставить Финляндии право пользования на основе аренды сроком на 50 лет советской частью канала с прилегающей к ней по обе стороны береговой полосой.
27 сентября 1962 года в Москве был заключён договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала и острова Малый Высоцкий для перегрузки и складирования грузов на 50 лет до 2013 года. В арендованные территории также вошёл участок между автодорогой Нуйямаа — Брусничное и самим каналом. Площадь переданных в аренду земель (без острова Малый Высоцкий) составила 9,67 кв. км, водной акватории – 1,91 кв. км. В 1963 году двумя странами договор был ратифицирован. Срок аренды был установлен в 50 лет, величина арендной платы, согласно договору, зависела от грузопотока. Минимальной она была при объёме перевозок до 1 млн т в навигацию — 180 тыс. руб., максимальной при грузопотоке более 2 млн т — 260 тыс. руб. Естественно, речь идет о советских рублях начала 1960-х годов. Но в договоре предусматривалась возможность изменения арендной платы «в случае, если золотое содержание рубля будет изменено». Этой частью договора Россия воспользовалась в 1990-е годы.
По договору, Финляндия обязывалась в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на этом канале мосты и некоторые другие сооружения (однако средства на это строительство обязывалась выделить Финляндия)[[7]. Финны сразу же начали реконструкцию. Шлюзы были укрупнены, и их осталось восемь.
5 августа 1968 года канал был заново открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном.
26 сентября 2008 года был подписан меморандум о завершении переговорного процесса по подготовке нового договора. Согласно этому меморандуму, в новом договоре арендная плата будет увеличена до 1 200 000 евро в год[8]. Кроме того, будет уплачиваться переменная часть арендной платы в размере 0,18 евро на каждую единицу валовой вместимости судов (до 828 тыс. евро за навигацию при полной загрузке канала[9].
3 июля 2009 года на встрече главы правительства РФ Владимира Путина и премьер-министра Финляндии Матти Ванханена было объявлено, что процесс подготовки и согласования договора в целом завершён, технические вопросы будут согласованы к концу лета 2009 года.[10]
27 мая 2010 года новый договор был подписан[11][12].
19 июня 2011 года президент России Дмитрий Медведев внёс договор в Госдуму на ратификацию.[13]
16 ноября 2011 года договор был ратифицирован на период до 2063 года[14] (федеральный закон № 315-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал»). Перед этим закон был принят Государственной думой (1 ноября 2011 года[15]) и Советом Федерации (9 ноября 2011 года)[14]
20 ноября 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об аренде Финляндской Республикой российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал»[16].
На территории Финляндии расположены три шлюза:
На территории России — пять:
Самый большой шлюз — Мялкия, перепад уровня — 12,4 м. Самый маленький шлюз — Цветочное, перепад уровня — 5,5 м. Управление всеми шлюзами автоматизировано, осуществляется с диспетчерского пункта на шлюзе Пялли.
Правовой режим определяется советско-финским договором 1963 года. По этому договору находящаяся на российской территории часть канала и остров Малый Высоцкий арендуются Финляндией до 2013 года. Управление сооружениями канала осуществляет финская сторона. Интересы российской стороны представляет ФГУ «Сайменский канал», директор — В.П. Остапенко (2006).[17]
Канал дает возможность судоходства из внутренних вод Восточной Финляндии в Россию и страны Европы. На российской территории Сайменский канал обеспечивает выход на порты Высоцка и Выборга. Для многих маршрутов он является продолжением Волго-Балтийского водного пути.
За навигацию [1], по специальному расписанию поддерживает круизное сообщение между Лаппеенрантой и Выборгом. Проезд возможен как в обе стороны, так и в одну. Основная часть пассажиров - граждане зарубежных стран, которые таким образом могут пробыть в России до 72 часов без визы, поскольку "Карелиа" считается круизным судном. Этот маршрут используется также и российскими туристами, но в небольших объёмах: стоимость проезда от Выборга до Лаппеенранты растёт в 2011 г. составляла 50 евро с человека, полный круиз Лаппеенранта - Выборг - Лаппеенранта 58 евро. Кроме этого, осуществляются прогулочные рейсы из Лаппеенранты по Сайменскому озеру и каналу с заходом в шлюз Мялкия [2].
На территории Сайменского канала действует российское законодательство с немногочисленными исключениями, подпадающими под юрисдикцию Финляндии, и касающимися правил судоходства, а также трудовых отношений с обслуживающим персоналом канала. Также имеются специальные правила в отношении морских и речных судов, следующих по каналу в Финляндию. Российская виза не требуется для прохода по каналу судов и экипажей из любой страны мира, однако на границе в обязательном порядке производится паспортный контроль. Российский КПП для контроля судов, проходящих по каналу, находится у шлюза Пялли. С финской стороны такой контроль производился на КПП Нуиямаа (его водной части), но после переноса КПП Нуиямаа в сторону от побережья он при необходимости осуществляется в Лаппеенранте.
Сайменский канал.