Седа́н — закрытый кузов легкового автомобиля с двумя или тремя (например, ЗиМ или «Чайка» ГАЗ-14) рядами полноразмерных сидений, багажником, структурно отделённым от пассажирского салона (на ранних автомобилях багажник обычно имел вид прикреплённого к задней стенке кузова чемодана-кофра или отсутствовал) и без подъёмной двери в задней стенке.
Данный тип кузова является наиболее распространённым среди кузовов легковых автомобилей.
Содержание |
Седаном может быть как трёх-, так и двухобъёмный кузов; до конца 1940-х годов практически все седаны были двухобъёмными (пример — седан-фастбэк ГАЗ-М-20 «Победа»), сегодня же кузов «седан» ассоциируется преимущественно с трёхобъёмными кузовами. В настоящее время наметилась тенденция к сливанию объёмов кузова-седана в один.
Заднее стекло на седане всегда жёстко закреплено в рамке и не опускается, хотя спинка заднего сиденья может быть либо оснащена лючком, либо откидываться (целиком или по секциям) для перевозки длинномерных предметов.
В 1960-е годы в США на автомобилях марки Mercury существовал уникальный тип кузова на базе седана (и хардтоп-седана) с фирменным названием Breezeway (см. илл. справа), имевший в раннем варианте опускающееся заднее стекло (движущееся вверх-вниз по направляющим, как подъёмные стёкла боковых дверей; задняя стойка крыши при этом имела обратный наклон, а само стекло было расположено почти вертикально), а затем — откидное заднее стекло с электроприводом, которое немного откидывалось вверх-вперёд для лучшей вентиляции; однако этот случай так и остался уникальным, и с появлением массово доступных установок кондиционирования воздуха его использование прекратилось.
Классический седан (англ. formal sedan) имеет три чётко выраженных объёма — моторный отсек, салон и багажник — и центральную стойку, причём длина первого и третьего объёмов подразумевается примерно одинаковая. В пятидесятые — начале шестидесятых годов было модно делать багажник такой же длины или даже длиннее, чем капот, а после середины шестидесятых длина объёма багажника постепенно уменьшалась.
В Северной Америке так называют любой трёхобъёмный кузов, в том числе и седан с выделенным багажником.
В Европе так могут называть хетчбэки и лифтбэки с небольшим уступом на покатой задней двери (этот же тип по терминологии фирмы Ford — «Aeroback»).
Седан (четырёхдверный) без центральных стоек и (обычно) со стёклами дверей без наружных рамок, либо с убирающимися рамками, закреплёнными на самом стекле — именуется седаном-хардтопом, четырёхдверным хардтопом или (редко) седаном-кабриолетом. Настоящие (или от англ. pillarless — бесстоечные) четырёхдверные хардтопы делали практически только в США в пятидесятые — семидесятые годы, это были в основном большие и тяжёлые автомобили, например Oldsmobile 98.
Небольшое количество таких автомобилей было выпущено в Японии в семидесятые — девяностые годы.
Двухдверные хардтопы как правило принято называть «купе» вне зависимости от конфигурации кузова, но более корректный термин в данном случае — именно «двухдверный хардтоп».
Седан, у которого стёкла дверей не имеют рамок, но центральная стойка всё же есть, хардтопом не является. Сюда в первую очередь следует отнести автомобили компаний Ford, GM и Chrysler производства семидесятых годов с такими кузовами, как pillared hardtop или colonnade hardtop, а также некоторые японские модели, например Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino и ряд других.
Седан (как четырёх-, так и двухдверный) с двумя объёмами и покатой задней стенкой кузова или нечётко выраженным третьим объёмом может называться фастбэком (англ. fastback), также существовали коммерческие названия — Torpedo, Aerosedan. Пример — ГАЗ-М-20 «Победа», Chevrolet Fleetline Aerosedan.
Термин «фастбэк» означает, как правило, и саму покатую или плавно опускающуюся линию крыши вообще, и может употребляться и относительно других типов кузовов, например, различают купе-фастбэк и хетчбэк-фастбэк. Особенно распространён такой тип линии крыши на купе ввиду своих аэродинамических преимуществ и спортивного внешнего вида.
Седан с двумя дверьми (двухдверный седан) иногда называется тудором (англ. tudor, от two doors — «две двери»), изначально это было фирменное обозначение фирмы Ford.
Его не следует путать с купе — кузовом, подразумевающем обычно укороченную колёсную базу, сидение второго ряда с ограниченной комфортабельностью и, часто, спортивную направленность автомобиля.
В действительности разница между этими терминами несколько смазана. Нередко коммерческое название «купе» носили кузова, по сути более близкие именно к двухдверному седану.
В наши дни двухдверные седаны (как и например хетчбэки) нередко носят коммерческое обозначение «купе».
Классическое купе имеет один ряд сидений, но такие машины сегодня довольно редки, обычная посадочная формула современного купе — «2+2»[1], то есть два полноразмерных места и два — ограниченной вместимости (иногда говорят, детские).
Существует длиннобазный седан (англ. long base sedan) (например, «Чайка» ГАЗ-13) — с удлинённым кузовом, часто — тремя рядами сидений. От лимузина этот тип отличается отсутствием перегородки в кузове. Как правило, длиннобазные седаны имеют три боковых окна.
Это не разновидность седана, а кузов, промежуточный между седаном, универсалом и хэтчбеком.
Иногда выделяют тип хетчбэк-седана, или лифтбэка. От хэтчбека этот тип кузова отличается длиной заднего свеса — у хэтчбека он короче, чем у седана, а у лифтбэка — такой же. За границей к этому типу причисляют многие автомобили, а из отечественных аналогичными признаками обладает Иж-Комби.
Нередко названия «хетчбэк» и «лифтбэк» смешиваются, и одна и та же модель на различных рынках обозначается то так, то так. Термин «лифтбэк» более распространён в Северной Америке. Но изначально это два разных типа кузова.
Условное коммерческое название некоторых четырёхдверных седанов с более низкой линией крыши, создающей пропорции, характерные для купе, и общей спортивной ориентацией.
В прошлом кузова нередко классифициировали по признаку числа боковых окон. Седан с тремя окнами на боковине называли шестиоко́нным (англ. six window sedan), а с двумя — четырёхоко́нным (англ. four window sedan). Например, ГАЗ-М-1 — шестиоконный седан, а «Волга» ГАЗ-24 — четырёхоконный.
В настоящее время такая классификация вышла из употребления, хотя обозначаемые этими понятиями типы кузова, естественно, сохраняются и сегодня.
Sedan (от южноитальянского sede — кресло) — английское название паланкина.
По другой версии, слово «седан» образовано от названия французского города Седан, специализировавшегося в XIX веке на производстве дорожных карет.
Термин «Sedan» используется в Северной Америке, а также многих других странах — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польше, Португалии, и т. д.
В британском английском и в Японии общеупотребительным аналогом является слово «Saloon», а в США так называют питейное заведение времён Дикого Запада.
В немецком языке автомобиль с кузовом типа седан называют Stufenheck-Limousine (в понятие Limousine в немецком языке, помимо седана, входит также и хетчбэк и некоторые другие закрытые типы кузова). Похоже говорят и в Хорватии — «Limuzina».
Во многих романских языках (французский, итальянский, румынский) используется термин «Berlina» (точнее, во французском — «Berliné»). Но в испанском используется термин «Sedán».
Показаны модели отечественного производства.
Типы автомобильных кузовов | |
---|---|
Styles Список • Категория | |
Закрытые | Седан • Двухдверный седан • Хетчбэк • Купе • Лимузин • Минивэн • Хардтоп • Таун-кар • Комби • Лифтбэк |
Открытые | Кабриолет • Фаэтон • Ландо • Тарга • Родстер • Спайдер |
Грузопассажирские | Универсал • Пикап • Фургон |
Эксклюзивные | Брогам • Ландо • Тарга |
Развитие формы кузова легкового автомобиля |
Седан (кузов).