Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС), ранее Сибирская государственная академия путей сообщения, ещё ранее Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ), Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта.
В 1932 году на базе путейско-строительного факультета Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) при активном участии профессора В. М. Завадского был организован Новосибирский путейско-строительный институт инженеров железнодорожного транспорта. Начальником института был назначен Сергей Емельянович Пропастин, кадровый военный. В 1932 году в вузе обучались 569 студентов, на 17 кафедрах работали 60 преподавателей, в том числе 7 профессоров и 14 доцентов.
В 1934 году институт был реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров транспорта (НИВИТ). В 1934 году открыт факультет «Эксплуатация железных дорог». В 1935 году состоялся первый выпуск военных инженеров железнодорожного транспорта, часть выпускников была направлена в распоряжение Наркомата обороны.
С 1932 по 1941 год НИВИТ располагался в зданиях, находящихся ныне на территории Новосибирского приборостроительного завода. В 1941 году эти здания были заняты эвакуированным заводом, и обучение с 1941 по 1955 год шло в доме по адресу Советская, 20 (ныне Советская, 18). Главный корпус института построен в 1949—1955 годах на улице Дуси Ковальчук, 191, по проекту московского архитектора В. С. Масленникова.
На фронтах Великой Отечественной войны сражались более тысячи студентов и преподавателей института, 65 из них погибли в боях. Героями Советского Союза стали В. Н. Безукладников, Ю. И. Дерябин, Е. И. Стерин. Многие инженеры первого выпуска стали видными военачальниками.
В 1953 году НИВИТ был преобразован в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В 1956 году на базе заочного отделения НИИЖТа создан заочный факультет. В 1957 году открыт факультет «Промышленное и гражданское строительство», в 1962 году — инженерно-экономический факультет.
В 1993 году институту был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения — СГАПС), в 1997 году — университета (Сибирский государственный университет путей сообщения — СГУПС). В 1995 году открыт факультет мировой экономики и права, в 2002 году — факультет управления персоналом, в 2004 году — факультет бизнес-информатики. В состав университета входит Институт перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров. На базе университета работает Институт комплексных исследований транспортных систем.
За годы своего существования вуз подготовил более 45000 специалистов.
Университет имеет филиалы в Томске, Новоалтайске, Белово, Новосибирске.
Сибирский государственный университет путей сообщения.