На протяжении развития культур символика и символизм играли особую роль. Знаки и символы показывал принадлежность к какой-либо группе или к ресурсам (в том числе и знаниям о чём-либо). Со временем некоторые символы мифологизировались — таковы, например, знаки в египетской мифологии.
В культурологическом контексте символы изучает наука семиотика.
Символы субкультур
Символика субкультур играет двойную роль. С одной стороны, это знак принадлежности к субкультуре (группе), с другой - положение в общем культурном поле. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы», в главе «Рок рока», отмечает:
В уйме маленьких клубов, где все друг друга знают, они не нуждаются во внешних признаках принадлежности к клубу. Если же «клуб» очень большой, аморфный, им нужны внешние признаки принадлежности: в одежде, причёске, или в чём-нибудь ещё.
Смена символики и внесение в неё значительных изменений довольно часто в истории субкультур соответствовали смене идеологии носителей субкультуры, музыкальных пристрастий и т.п.[1] Так, например, эмо-киды, унаследовав от культуры готов чёрный цвет в качестве символа, добавили к нему яркий розовый цвет.
Примеры распространённых символов
Элементы имиджа
Фото |
Название |
Описание |
Основная статья |
|
Фенечка |
Браслет ручной работы. Изначально - атрибут хиппи. В культуре хиппи посредством фенечки передавалось многое: от настроения до лозунгов и жизненной позиции. |
Фенечка |
|
Косуха |
Короткая кожаная куртка с зауженной талией и молнией наискосок. Атрибут во многих субкультурах и неформальных сообществах. |
Косуха |
|
Ботинки |
Ботинки Dr. Martens. Популярны среди панков, скинхедов, а также в других субкультурах. |
Dr. Martens |
|
Ирокез |
Причёска, распространенная в культуре панков. |
Ирокез |
Знаки
Примечания
- Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры
Субкультуры |
Основные статьи |
|
|
Символика субкультур |
|
Музыкальные субкультуры |
|
Политические и общественные |
|
Криминальные |
|
Эротические и сексуальные |
|
Фэндом |
|
Спортивные |
|
Реконструкция и ролевые |
|
|