Город
Волгоград
Показать/скрыть карты
|
Волгогра́д — город на юго-востоке европейской части России с населением 1 017 985[4] человек (2014). Город-герой, место Сталинградской битвы. Административный центр Волгоградской области[7]. Образует городской округ город Волгоград[7].
С 1589 по 1925 год носил название Цари́цын, с 1925 по 1961 год — Сталингра́д.
Расположен на западном берегу реки Волги в нижнем течении. Вместе с расположенными на восточном берегу городами Волжский и Краснослободск входит в Волгоградскую агломерацию.
На «Карте России, Московии и Тартарии» Энтони Дженкинсона, опубликованной в Лондоне в 1562 году, на месте города был обозначен «бывший тартарский город Месхет» (Meshet) , вероятно, покинутый. Дженкинсон путешествовал в Бухару в 1557—1559 годах, после ещё дважды побывал в России . Карта Дженкинсона вошла в первый европейский атлас мира Абрахама Ортелия «Зрелище шара земного» (лат. Theatrum Orbis Terrarum) , опубликованный в Антверпене в 1570 году.
От царя и великово князя Фёдора Ивановича всеа Русии на Переволоку воеводам // нашим князю Григорью Осиповичю Засекину да Роману Васильевичю Олферьеву, да Ивану Офонасьевичю Нащокину. Которые суды отпущены ис Казани на Переволоку для лесовой возки с вами, со князем Григорьем и Ываном, и как, даст бог, город и острог зделаете, и вы б у себя на Переволоке поставили для тутошних посылак ис тех судов сколько пригоже, которые для тутошних дел пригодятца, а лутчие бы естя суды отослали в Астрахань на наши обиходы астраханские. [...] Писан на Москве лета 7079-го году июля во 2 день за приписью дьяка Дружины Петелина.
Основание Царицына стало возможным после устранения главного стратегического соперника России в регионе — завоевания Астраханского ханства в 1556 году. После завоевания значительно увеличилась торговля через Астрахань с Каспийским регионом. Основным товаром стала соль — за ней молодое российское государство направляло караваны судов[9]. Появилась необходимость охраны нового торгового пути — реки Волги. В период 1585—1590 годы воеводой Григорием Засекиным были основаны ряд небольших крепостей с гарнизонами 100—150 человек, ставших к настоящему времени областными центрами Поволжья: Царицын, Самара и Саратов. Крепость Царицын контролировала так же восточную сторону Волго-Донской переволоки — кратчайшего (около 70 километров) расстояния между реками Дон и Волгой. Указания царя Засекину по её обустройству обнаружены в разрядной книге с датой — 2 (12) июля 1589 года.[8]
Именно эта дата считается днём основания Волгограда, хотя есть упоминания английского путешественника Христофора Бэрро от 1579 года о нахождении на острове Царицын русского гарнизона численностью 50 солдат[10].. Первые 10-15 лет Царицын располагался на острове, напротив впадающей в Волгу реки Царица. По одной версии — это необитаемый сегодня остров Голодный[11][12], по другой — размытый в настоящее время другой речной остров[13][14]. В следующие годы был перенесён на угол, образованный берегами рек Волга и Царица. Название «Царица», вероятнее всего, переосмысленное по звуковому сходству с тюркским «сары-су» («жёлтая — красивая — река»), а «Царицын» — от тюркского слова «сары-чин» («жёлтый — красивый — остров»)[14] .
В период 1600—1800 годы Царицын оставался пограничным поселением с военным гарнизоном. Склады снабжения, карантин заболевших с проплывающих судов, небольшая торговля — вот функции Царицына этого периода. Основным населением были военные — до 400 человек, и небольшое количество гражданских[15].
Хотя рядом не было враждебных государств, всё же город постоянно был на военном положении. Причиной этому были непрекращающиеся набеги крымских татар, кочевых народов Поволжья (калмыков, казахов), а также казаков (до 1700-х годов бывших независимым от Российской империи вольным военно-разбойничным сообществом) на территорию Нижнего Поволжья. Часто Царицын оказывался в осадном положении в результате мятежей против правительства и крестьянских войн:
Освоение пограничных территорий Российской империи заключалось в следующей тактике: выгораживание территории через цепь крепостей, соединённых в оборонительную линию и заселение пограничной зоны казаками. Защищённое пространство признавалось безопасным и осваивалось мирными переселенцами, а новая линия создавалась южнее, и на неё переводились воинские гарнизоны и казачество.
Условным новым этапом в развитии Царицына можно считать 1776 год. В этот год была ликвидирована Царицынская сторожевая линия и Волжское казачье войско. Функцию южной границы России приняла Азово-Моздокская укреплённая линия. Территория Царицынского уезда перестала быть целью разбойничьих набегов. Город стал прирастать пригородами, и в 1820 году был утверждён новый план городской застройки, уже не нуждавшийся в крепостной стене и валах.[18]
С 1800-х годов началось активное заселение прилегающей территории крестьянами-переселенцами из центральных губерний России. В этот период основаны старейшие сёла, к настоящему времени ставшие ближайшими райцентрами. Кроме российских подданных, переселялись немецкие колонисты, которые селились отдельными от россиян колониями (самая известная — Сарепта).
До 1862 года между Царицыном, Дубовкой и Камышином была борьба за перевалку грузопотока по Волго-Донской переволоке. Царицын проигрывал конкуренцию из-за обрывистых берегов и менее развитой системы ярмарок. Положение изменилось со строительством Волго-Донской железной дороги. Успех как регионального транспортного узла закрепила Грязе-Царицынская железная дорога. Теперь в Царицыне связались многие транспортные пути: Каспий, Чёрное море, Волга, Дон, и через железные дороги — Ростов, Воронеж и путь на Москву. Царицын выиграл конкуренцию в регионе.
С 1870 начался стремительный рост промышленности, чему способствовали два фактора: удобный транспорт — Волга и железная дорога вдоль её берега, и удобная прилегающая к городу территория — ровная голая степь без посторонних построек и естественных преград. Это позволило сразу строить огромные промышленные комплексы со своей инфраструктурой и рабочими посёлками. К 1913 году было построено большое количество предприятий, некоторые из них самые крупные и современные в Российской Империи: металлургический завод Дюмо, оружейный завод Виккерса, нефтебаза Нобеля.
К 1913 году уездный Царицын по числу жителей — 137 тысяч[21], обогнал многие губернские города. Это был период взрывного роста строительства жилых, производственных, общественно-развлекательных зданий, больниц, школ, гостиниц. Так же стремительно развивалась инфраструктура — был запущен городской трамвай, водопровод, построено несколько мостов через Царицу.
Рост прервался с началом первой мировой войны и последующих за ней потрясений. 27 октября 1917 года власть в городе перешла к революционному штабу большевиков. С лета 1918 года по январь 1920 Царицын оказался в центре нескольких войсковых операций, позже названых советскими историками обороной Царицына. Окончательная победа в сражениях за город, как и во всей Гражданской войне, принадлежала Красной Армии.
10 апреля 1925 Царицын был переименован в Сталинград, в честь Сталина, бывшего председателем Военного совета Северо-Кавказского военного округа в дни обороны Царицына.
К 1930-м годам город восстановил темпы роста промышленности и населения. По пятилетним планам развития промышленности было построено более 50 предприятий[22], в том числе и общесоюзного значения: Тракторный, Метизный, судоверфь. К ним протянулись новые трамвайные линии.
Город продолжил увеличивать свою протяжённость. На севере города в 1932 году вместе со всей необходимой инфраструктурой был построен Тракторозаводский район. С южной стороны к 1931 году бывшие деревни стали рабочими посёлками и были включены в черту города[23]. Ввод в строй ГРЭС позволил дать электроэнергию промышленности и десяткам тысяч горожан.
Огромные изменения произошли в организации образования. За предвоенный период было открыто более 200 учебных заведений от школ до ВУЗов, которые и сейчас являются базовыми для города: Технический университет, Педагогический институт, Медицинский университет. В 1936 году был открыт второй в СССР Дворец Пионеров.
С весны и лета 1942 года Сталинград начал чувствовать приближение линии фронта. В город, на переправы через Волгу, шёл огромный поток беженцев и эвакуируемого имущества из Харькова, Ростова и других оставляемых Красной Армией областей[24]. 23 августа 1942 года немецкая авиация подвергла центральные районы первому из многих бомбовому удару[25][26][27].
Уличные бои в черте города начались 23 августа с прорыва внешнего оборонительного обвода севернее посёлка Спартановка и выхода немцев к Волге. Этот первый прорыв был ликвидирован советскими войсками 29 августа. 13 сентября вермахтом был нанесён новый удар вдоль реки Пионерка и по заводу Красный Октябрь[28]. Постепенно вермахт вводил новые части из прилегающей степи и атаковал район за районом, к октябрю уже непрерывно по всему протяжению города вдоль Волги. Бои велись ожесточённо и плотно, часто в масштабе дома или цеха, за подъезд, лестничную площадку, квартиру. В Сталинграде обе стороны вместо обычного деления на пехотные взвода и роты стали использовать усиленные штурмовые группы с миномётами и огнемётами, с поддержкой артиллерии и авиации[29].
К концу ноября вермахту удалось захватить всю центральную и северную часть города, за исключением последних окружённых участков, ставших после битвы памятниками: Дом Павлова, Мельница, Остров Людникова. Но все наступательные резервы немцев были истрачены, а советская сторона сохранила и сосредоточила их южнее и севернее Сталинграда и замкнула кольцо окружения 23 ноября в результате операции «Уран»[29]. За период декабрь-январь советская армия отбила попытку вермахта пробиться к окружённой Шестой армии (Операция «Винтергевиттер») и сжала кольцо окружения, захватив немецкие аэродромы — последние источники снабжения. 2 февраля 1943 года Шестая армия капитулировала. Эта победа после череды поражений 1941 и лета 1942 года стала переломной в Великой Отечественной войне. Многие историки считают Сталинградскую битву одной из самых кровавых в истории человечества.
После Сталинградской битвы южная часть города значительно пострадала от авиабомб и артиллерийского обстрела, а центральный и северные районы после уличных боёв были уничтожены почти полностью. В них было разрушено 90 % жилого фонда, все предприятия и городские службы. Число жителей этих районов уменьшилось с сотен тысяч до 1515 человек. Неубранными оставались до 200 тысяч трупов людей и более 10 тысяч трупов лошадей[30].
Ещё во время войны были предприняты огромные усилия по восстановлению города. Так в 1943 году был утверждён генеральный план восстановления города. Временно оставшиеся сапёрные части разминировали развалины, начав с дорог и тропинок к цехам заводов. Возвращающиеся горожане хоронили в братских могилах погибших, расчищали завалы, ремонтировали уцелевшее оборудование. Героическим трудом в кратчайшие сроки восстанавливалась оборонная промышленность. Тракторный завод дал фронту первый танк 22 апреля, первый трактор — 17 июня 1943 года. 31 июля 1943 года завод «Красный Октябрь» выплавил первую партию металла. К 1949 году объём промышленного производства превысил довоенный.[30]
Для восстановления жилого фонда были организованы женские строительные бригады — черкасовское движение. Первый восстановленный ими объект — Дом Павлова. Приоритетными для восстановления были оборонные заводы, детские сады и школы.[30] В 1950—1960-е годы жилой фонд значительно превысил довоенный. Как подарок городу, ГДР построила Волгоградский планетарий. В память о Сталинградской битве были построены мемориальный комплекс Мамаев Курган — 1967 год, Панорама — 1985, и многочисленные другие памятники.
В процессе десталинизации, начатой XXII съездом КПСС, 10 ноября 1961 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Сталинград был переименован в Волгоград[31].
В послевоенные годы Волгоград продолжал наращивать свой промышленный потенциал. Были введены в эксплуатацию новые объекты: Волго-Донской канал — 1952 год, Алюминиевый завод — 1959, Волжская ГЭС — 1961, Каустик — 1967. В 1989 году родился миллионный житель города. С 1991 года, после распада СССР, начался спад по всем функциям городского хозяйства и промышленности, кроме торговли. С середины 2000-х годов начался рост промышленности, активизировалось строительство. В 2009 году был введён в эксплуатацию Волгоградский мост, а в 2011 году — вторая очередь скоростного трамвая — первые значительные объекты транспортной инфраструктуры за постсоветское время
1 февраля 1963 года в честь 20-летия Сталинградской битвы в Волгограде был зажжён Огонь Вечной Славы в память о мужестве и героизме всех защитников города. Памятник был открыт на площади Павших борцов на Аллее Героев, идущей от Огня Вечной Славы до самой реки Волги. Этим путём бойцы носили боеприпасы, еду и воду на передовую . Здесь же находится памятник Героям войны капитану Рубену Ибаррури, лётчику Владимиру Георгиевичу Каменщикову и капитану Хафизу Фаттяхутдинову.
25 июля 1996 года в отстойнике центрального вокзала Волгограда сработало взрывное устройство в тамбуре хвостового вагона поезда Астрахань — Волгоград. Были разрушены крыша вагона, рабочий тамбур, туалет, три купе и выбиты стёкла в вагоне, стоявшем рядом. Эксперты оценили силу взрыва в 500 г в тротиловом эквиваленте. Никто не пострадал.
2 августа в туалете вагона поезда этого же маршрута было обнаружено и обезврежено ещё одно самодельное взрывное устройство.
12 августа 1996 года на станции Трубная Волгоградской области в поезде Астрахань — Волгоград вновь произошёл взрыв, один человек погиб, восемь получили ранения.
31 мая 2000 года произошёл подрыв самодельного взрывного устройства у КПП 255-го мотострелкового полка 20-й гвардейской дивизии на пр. Жукова. Отряд военнослужащих шёл на завтрак. Взрывчатка была закреплена на дереве на высоте 1,3 м. В качестве начинки использовались два килограмма тротила и куски толстой проволоки. Бомба сработала по сигналу с пульта дистанционного управления в 7:05 часов. Один человек погиб, 15 ранены.
24 августа 2004 года в результате террористического акта разбился авиалайнер Ту-134, выполнявший рейс Москва — Волгоград.
26 апреля 2011 года произошло два взрыва: у здания городского ГИБДД, а также возле академии МВД.
7 августа 2013 года сработало самодельное взрывное устройство у здания отдельного батальона ДПС; в тот же день было обезврежено самодельное взрывное устройство на стоянке машин, принадлежащей ДПС.
21 октября 2013 года террористка-смертница взорвала автобус ЛиАЗ в Красноармейском районе. На конец дня 21 октября погибло 6 человек. Одна пассажирка автобуса позднее скончалась 18 ноября в московской больнице.
29 декабря 2013 года террорист-смертник взорвал самодельную бомбу на железнодорожном вокзале города, в результате чего погибло 18 человек и до 50 человек пострадало.
30 декабря 2013 года произошёл взрыв в троллейбусе неподалёку от рынка в Дзержинском районе. Погибло 16 человек и 41 пострадал.
Город протянулся примерно на 60 км вдоль реки Волги[32] и является одним из самых протяжённых городов России. В черту города входят речные волжские острова: населённый Сарпинский, Крит(связан с городом мостом в районе ул. Бакинская) и необитаемые Голодный, Денежный, и более мелкие Зайцевский, Спорный. Через Волгу связан с городом-спутником Волжским автомобильной и железной дорогой по плотине Волжской ГЭС имени XXII-го Партсъезда, а с Краснослободском — новым 2-х километровым автомобильным мостом, действующим с 2009 года[33][34].
На территории Красноармейского района на юге Волгограда начинается Волго-Донской судоходный канал имени Ленина — звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России. Через него в городской черте переброшены автомобильный и железнодорожный мосты.
Северная часть города располагается на западном берегу Волгоградского водохранилища, имеющего урез воды 15 метров выше уровня моря, остальная часть города располагается на правом берегу Волги и островах Волго-Ахтубинской поймы, урез воды в Волге меняется в черте города от 11 метров ниже уровня моря у плотины Волжской ГЭС до 13 метров ниже уровня моря на южной окраине города[35]. При пропуске паводка возможен подъём воды до −0,3 метра[36].
Непосредственно прилегающая к Волге часть города — низменная, с абсолютными отметками 0—40 м, западнее Волги на удалении 1—3 км находится цепь пологих холмов с абсолютными отметками 50—100 м.
Волгоград и Волгоградская область находятся в часовом поясе, обозначаемом по международному стандарту как Moscow Time Zone (MSK). Смещение относительно UTC составляет +3:00. Время в Волгограде соответствует географическому поясному времени.
Климат умеренно-континентальный. Среднее количество осадков — 347 мм в год. Средние температуры: февраль −6,6 °C, июль +23,6 °C. Возможны резкие перепады температур. С конца апреля по октябрь климат сходен с климатом Средней Азии, Ближнего Востока.
Зима мягкая, с частыми оттепелями и похолоданиями. Самый холодный месяц года — февраль. Лето жаркое, долгое, возможны температуры воздуха до 40 градусов. Сентябрь в Волгограде — жаркий месяц, а октябрь немного прохладнее сентября в Москве. В начале октября температура иногда поднимается выше 30 градусов.
Климат Волгограда | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Абсолютный максимум, °C | 12,3 | 15,9 | 20,5 | 29,2 | 37,2 | 39,4 | 40,2 | 42,6 | 37,8 | 31 | 18,5 | 12,3 | 42,6 |
Средний максимум, °C | −3,5 | −3,3 | 3,3 | 14,5 | 21,4 | 26,4 | 29,3 | 28,1 | 21,3 | 12,7 | 3,4 | −2 | 12,7 |
Средняя температура, °C | −6,3 | −6,6 | −0,5 | 9,2 | 15,9 | 21 | 23,6 | 22,3 | 15,6 | 8 | 0,3 | −4,7 | 8,2 |
Средний минимум, °C | −9,2 | −9,9 | −4 | 4,1 | 10,1 | 15,1 | 17,5 | 16,2 | 10,3 | 3,9 | −2,5 | −7,6 | 3,7 |
Абсолютный минимум, °C | −33 | −32,5 | −25,8 | −12,8 | −1,1 | 2 | 7,2 | 4,5 | −1,5 | −12,2 | −25,8 | −27,8 | −33 |
Норма осадков, мм | 38 | 30 | 28 | 28 | 39 | 41 | 35 | 30 | 29 | 29 | 34 | 45 | 406 |
Источник: Погода и Климат Нормы за период 1981 — 2010 гг. |
Растительная зона, в которой расположен Волгоград — сухая дерновиннозлаковая степь. Древесная растительность в черте города крайне бедна. Встречаются хвойные и лиственные леса, но они малы по площади. На склонах балок — степная травянистая растительность. Почвы неоднородные, преобладают светло-каштановые солонцеватые, встречаются участки чернозёма и другие[37].
Фауна Волгограда включает несколько тысяч видов, большая часть которых представлена беспозвоночными. Среди позвоночных в видовом отношении наиболее многочисленны птицы. Из млекопитающих — грызуны.
Одни условия городской среды, такие как доступность корма и микроклимат благоприятно сказываются на численности популяций некоторых видов животных. Особенно это заметно на примере домовых воробьёв, сизых голубей и грачей.
Другие, такие как загрязнение почв, подземных вод, водоёмов и воздуха, низкое видовое разнообразие растительности и недостаточное озеленение городской среды отрицательно влияют на биоразнообразие и количественные характеристики популяций животных.
Несмотря на тревожную экологическую обстановку на территории города[38][39] можно встретить редкие виды животных[40] и растений.
На городской территории можно встретить примерно 7 видов пресмыкающихся. Обычны 2 вида земноводных, особенно озёрная лягушка. Наибольшее видовое разнообразие птиц регистрируется весной. Около 40 видов зимуют на территории города[40]. Из млекопитающих (Mammalia) обычны грызуны, особенно домовые мыши[41] (Mus musculus) и серые крысы (Rattus norvegicus). Встречаются зайцы-русаки (Lepus europaeus), двухцветные кожаны (Vespertilio murinus), восточноевропейские (Erinaceus concolor) и ушастые ежи (Hemiechinus auritus)
Бродячая кошка
Волгоград характеризуется тяжёлым экологическим состоянием. Основным загрязнителем атмосферы является автомобильный транспорт — 70 % выбросов. Среди объектов промышленности наибольшими выбросами характеризуются металлургия, химическая и топливная промышленность. Более половины выбросов приходится на самый южный, Красноармейский район. Наивысший индекс загрязнения наблюдается в Краснооктябрьском районе. В целом по городу наблюдается повышенное содержание оксидов азота, формальдегида, фенола[42][43].
Индекс загрязнения воды в Волге варьируется от 1,36 до 2,04[обновить данные]. Общий объём сброса сточных вод в Волгу за 2003 год составлял 155,115 млн м³. 98 % загрязнённых сточных вод поступает от объектов ЖКХ. Городские биологические очистные сооружения, через которые проходит основной объём сточных вод, располагаются на острове Голодный. Сточные воды, прошедшие очистку на этих сооружениях, превышают предельно допустимое содержание соединений азота, взвешенных веществ, меди, цинка, фторидов, фосфатов[44].
Район | Площадь км²[45] |
Население, чел. |
---|---|---|
Тракторозаводский | 54 | ↘138 565[4] |
Краснооктябрьский | 34,2 | ↗150 959[4] |
Центральный | 11,2 | ↘82 414[4] |
Дзержинский | 85,8 | ↗184 386[4] |
Ворошиловский | 27,8 | ↘82 019[4] |
Советский | 63 | ↘138 565[4] |
Кировский | 71,5 | ↗110 104[4] |
Красноармейский | 230 | ↘167 788[4] |
С марта 2010 года все населённые пункты, входившие ранее в городской округ Волгоград, административно объединены с городом Волгоградом[7][46]:
В соответствии с уставом города Волгограда, принятым в 2005 году, представительным органом местного самоуправления является Волгоградская городская Дума, состоящая из избираемых на 5 лет 48 депутатов. Высшим должностным лицом является глава Волгограда, также избираемый горожанами на 5 лет. Структура городской администрации утверждается городской Думой по представлению главы Волгограда[47].
В 2007 году мэром города был избран Роман Гребенников. 23 февраля 2011 года он был отстранён от должности за неисполнение судебных постановлений по искам граждан. C этого времени в городе не было официального главы Волгограда[48]. Его полномочия исполнял Валерий Васильков[49]. 27 апреля 2012 года он был избран на эту должность 35 из 36 депутатов городской думы. 15 апреля 2013 года В. Васильков написал заявление об уходе с поста главы города по собственному желанию, однако отозвал его в тот же день[50]
16 сентября 2013 года, на первом заседании Волгоградской городской думы 5-го созыва, главой города была избрана из числа депутатов член Единой России Ирина Гусева[51][52].
Герб Волгограда представляет собой щит золотистого цвета, разделённый на две половины лентой медали «За оборону Сталинграда». В верхней половине изображена медаль «Золотая Звезда» на символической красной крепостной стене. В нижней половине герба изображена золотистого цвета шестерня, символизирующая развитую промышленность города, и золотистого цвета сноп пшеницы — символ изобилия волгоградской земли. Голубой цвет символизирует Волгу. Соотношение ширины к высоте должно составлять 8:9.
Флаг Волгограда представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба Волгограда. Соотношение ширины и длины флага должно составлять 2:3. Соотношение площадей герба и флага должно составлять 1:7.
Численность населения | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1811[60] | 1840[60] | 1847 | 1856[60] | 1857 | 1860 | 1861[60] | 1863[60] | 1873 | 1877 |
3800 | ↗4400 | ↗4805 | ↗7200 | ↘6478 | ↗7027 | ↘6700 | ↗8400 | ↗13 932 | ↗26 510 |
1884 | 1897[61] | 1901 | 1909 | 1914[60] | 1923[60] | 1926[61] | 1931[60] | 1939[61] | 1956[62] |
↗36 308 | ↗55 000 | ↗70 000 | ↗100 000 | ↗100 800 | ↗106 500 | ↗151 000 | ↗304 100 | ↗445 000 | ↗525 000 |
1959[61] | 1962[60] | 1967[60] | 1970[63] | 1973[60] | 1976[60] | 1979[64] | 1982[60] | 1986[60] | 1989[65] |
↗591 000 | ↗649 000 | ↗742 000 | ↗817 647 | ↗869 000 | ↗900 000 | ↗928 692 | ↗956 000 | ↗981 000 | ↗998 894 |
1992[60] | 1996[60] | 1998[60] | 2000[60] | 2001[60] | 2002[66] | 2003[60] | 2004[67] | 2005[60] | 2006[60] |
↗1 005 000 | ↘1 003 300 | ↘1 003 000 | ↘993 400 | ↘987 100 | ↗1 011 417 | ↘1 011 400 | ↘1 004 000 | ↘999 100 | ↘991 600 |
2007[60] | 2008[60] | 2009[67] | 2010[68] | 2011[60] | 2012[69] | 2013[70] | 2014[4] | ||
↘986 400 | ↘983 900 | ↘982 000 | ↗1 021 215 | ↘1 021 200 | ↘1 018 739 | ↗1 018 790 | ↘1 017 985 |
По численности населения на 1 января 2014 года находится на 14 месте из 1100 городов Российской Федерации[4].
До середины 19 века население Царицына измерялось несколькими тысячами человек[71]. Потом город удачно соединил в себе две транзитные артерии: Волгу и железную дорогу, заложив основы бурного роста промышленности и, соответственно, населения. К 1913 году население уездного Царицына достигло 100 000 человек[71], превзойдя многие губернские города. До конца 1980-х годов население неуклонно росло, и в 1989 году Волгоград стал городом-миллионером[72].
В 1999 году, в результате депопуляции населения, город выбыл из этого статуса[73]. В 2002, в результате расширения городской черты (включения в состав города ближайших рабочих посёлков), Волгоград вновь стал городом-миллионером[73], однако ещё раз потерял этот статус в 2004 году в результате продолжившегося сокращения численности населения[73]. В 2010 году в городскую черту Волгограда были включены все рабочие посёлки и сельские населённые пункты, которые входили в состав городского округа Волгограда[74], это уже в третий раз дало городу статус города-миллионера. В 2012 году впервые за все последние годы был отмечен рост населения города (на 91 человека), что было обусловлено сокращением естественной убыли населения (1973 человека в 2012 году против 2967 человек за 2011 год), обусловленной ростом числа рождений на 7 % и сокращением числа смертей на 2 %, а также увеличением миграционного прироста в 2,3 раза по сравнению с 2011 годом (в 2012 году миграционный прирост составил 2064 человека)[75].
Национальный состав по переписи 2010 года: наиболее многочисленные: русские — 922 321 (92,3 %); армяне — 15 200 (1,5 %); украинцы — 12 216 (1,2 %); татары — 9 760 (1 %); азербайджанцы — 6 679 (0,7 %); казахи — 3 831 (0,4 %); белорусы — 2 639 (0,3 %); евреи — 2 563 (0,3 %). Остальные национальности менее 0,3 % каждая. Всего указали национальность 999 785 человек. Лица, по которым нет данных о национальности, или не указавшие национальность, составляют 21 430 человек[76].
Волгоград — административный центр Волгоградской агломерации, население которой составляет не менее 1 355 тыс. человек.[77]
Благодаря своему выгодному географическому положению Волгоград занимает важные стратегические позиции в социально-экономическом развитии Юга России.
Промышленный комплекс Волгограда представлен преимущественно тяжёлыми отраслями производства. С 2000—2001 годов наблюдался рост объёмов производства[80].
На начало 2004 года в Волгограде насчитывалось 161 крупное и среднее промышленное предприятие. Их доля в общем объёме промышленного производства Волгоградской области составляет 46 %. Более трети экономически активного населения города занято в промышленном секторе экономики. Среднегодовая численность работающих — 99,8 тыс. человек[81].
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2010 год составил 227,63 млрд рублей[82].
В электро- и теплоэнергетике занято более 13 тыс. человек. Предприятиями отрасли за 2008 год произведено продукции на 16,5 млрд рублей. Крупнейшие представители данной отрасли: ОАО «Волгоградэнерго», ОАО «Волгоградоблэнерго», ООО «Нижневолжскэнергосбыт», ОАО «Южная генерирующая компания — ТГК-8»[82].
Крупнейшие электростанции: Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС — крупнейшая в Европе гидроэлектростанция; имеет 22 гидроагрегата с мощностью 2587,5 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии составляет 11,1 млрд кВт·ч; Волгоградская ГРЭС, Волгоградская ТЭЦ-2, Волгоградская ТЭЦ-3.
Доля в общем объёме промышленного производства города − 65 %. Ведущее предприятие — ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», на котором работает более 3 тыс. человек. Оно является лидером в рейтинге налоговой привлекательности промышленных предприятий области[82].
Доля в общем объёме промышленного производства города − 12,1 %. Ведущие предприятия: ЗАО «Металлургический завод „Красный Октябрь“», ОАО «СУАЛ» филиал «Волгоградский алюминиевый завод Сибирско-Уральской алюминиевой компании», ООО «Волгоградский завод труб малого диаметра», Волгоградский завод ОАО «Северсталь-метиз», ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей», Свинцовый завод ООО «Эко-Капиталл»[82].
Численность работающих в химической промышленности — 10, тыс. человек. Доля в общем объёме промышленного производства − 6,6 %. Ведущие предприятия: ОАО «Каустик», ООО «Волгоградский завод технического углерода», ЗАО «Силд эйр Каустик», ОАО «Волгоградский кислородный завод», ОАО «Химпром»[82].
Численность работающих в пищевой промышленности составляет 8,0 тыс. человек. Доля в общем объёме промышленного производства — 6,7 %. Ведущими предприятиями отрасли являются: ООО Табачная фабрика «Реемтсма-Волга», ЗАОр НП «Конфил», ОАО «Компания ЮНИМИЛК» (филиал Молочный комбинат «Волгоградский»), ОАО «Волгомясомолторг», ОАО Волгоградский горчично-маслобойный завод «Сарепта», ООО «Ансей ВМК», ЗАО НПО «Европа-Биофарм», завод Пивовар.
Численность работающих в машиностроении составляет 20 тыс. человек (это четвёртая часть всех работающих в промышленности). Доля предприятий отрасли в производстве продукции города за 2010 год составила 3,5 %. Ведущие предприятия: ОАО «Тракторная компания „ВгТЗ“» (бывший Сталинградский тракторный завод, построенный в 1930 году), ООО «Волгоградская машиностроительная компания ВгТЗ», ОАО «Волгограднефтемаш», ООО «Волгоградский завод буровой техники» (ВЗБТ), (Троллейбусный завод), ЗАО «Волгоградский завод оросительной техники и ЖКХ», ОАО «Волгогазоаппарат», ОАО «Волгоградский судостроительный завод»[82].
Инженерно-изыскательская деятельность представлена ООО «Технопроект НВТИСИЗ» (ранее — Волгоградский трест инженерно-строительных изысканий).
Предприятиями лесной и деревообрабатывающей промышленности за 2007 год произведено продукции на 460 млн рублей. Ведущие предприятия отрасли: ЗАО НП «Волгоградмебель», ЗАО «ВЭКАФ»
Доля предприятий стройиндустрии (включая промышленность строительных и прочих неметаллических минеральных продуктов) в общем объёме промышленного производства Волгограда на 2008 год составляет 2,5 %. Ведущие предприятия данной отрасли — ОАО «Волгоградский керамический завод», ОАО «Волгоградский завод железобетонных изделий № 1», ОАО ВЗТИ «Термостепс», ОАО «Промстройконструкция», ЗАО ПО «Завод силикатного кирпича», Завод ВОЛМА-Волгоград — головное предприятие Корпорации ВОЛМА (ООО «Волма»)[82]. За 2008 год построено и введено в эксплуатацию 402,7 тыс. м² жилья[83]. Активизировалось высотное строительство в Волгоград-Сити и других местах. Две башни жилого комплекса «Волжские паруса» на момент сдачи в 2010 стали самыми высокими зданиями в Поволжье.
9 апреля 1913 года в Царицыне было открыто трамвайное движение. Первая трамвайная линия протяжённостью 10 км соединила центральную и зацарицынскую части города.
В настоящее время Волгоградский трамвай состоит из трёх несвязанных между собой систем: северной, центральной и южной, а также включает в себя метротрам.
В середине XX века в городе начала назревать транспортная проблема, вызванная, во многом, протяжённостью города. Решением могло бы послужить метро, но в то время в городе проживало только 800 тысяч человек, а метро разрешалось строить только в городах-миллионниках. Поэтому в 1976 году было принято решение о строительстве подземного трамвая. В 1984 году была открыта его первая очередь[84].
Скоростной трамвай в Волгограде не имеет аналогов в России, так как, частично, в центральной части города, проходит под землёй. Его линия протяжённостью 17,3 километра соединяет Советский, Ворошиловский и Центральный районы города с северными промышленными — Тракторозаводским и Краснооктябрьским. Планируется продолжение подземной линии на юг до Волгоградского государственного университета (по территории Советского района).
В 1960-е годы одним из новых направлений в отрасли стало троллейбусное движение, которое появилось во многих городах страны. Вопрос об организации троллейбусного движения в Сталинграде был впервые затронут в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 февраля 1956 года в котором предусматривалось разработать технико-экономическое обоснование по строительству троллейбусного хозяйства в Сталинграде. В соответствии с этим постановлением горисполком принял решение «о проектировании троллейбусного транспорта».
31 декабря 1960 года, в канун Нового года в городе открылось троллейбусное движение. Первая троллейбусная линия проходила от Привокзальной площади до площади Возрождения.
Со временем движение в городе разрасталось: появлялись новые маршруты, увеличивалось количество троллейбусов. В настоящее время троллейбусная система Волгограда насчитывает пятнадцать маршрутов и проходит по всем районам города[85].
Большинство маршрутов проходят не только по территории Волгограда, но и затрагивают прилегающие населённые пункты.
Все районы города Волгограда, а также Волжский и многие районные центры и населённые пункты Волгоградской области связывает сеть маршрутных такси, насчитывающая около ста пятидесяти маршрутов.[86]
Действует городская электричка, линия которой соединяет все районы города. Центром сети является вокзал Волгоград-1. В южном направлении, до узловой станции Сарепта и далее в направлениях станций Татьянка-Южная и Канальная, следуют более 12 пар электропоездов в день[87]. В северном направлении следуют 5 пар поездов в день по линии до станции Тракторная[88] (эта линия дублируется скоростным трамваем) и 2 пары по линии до Волжского[89]. Однако отсутствует линия электротранспорта в аэропорт и районный посёлок Гумрак.
Транспортная значимость Волгограда обуславливается выгодным географическим положением. Город является железнодорожным узлом пяти направлений и находится в месте наибольшего сближения двух крупных рек — Волги и Дона.
Через город проходят федеральные трассы Р22 «Каспий» (в том числе бывшая трасса Р221 Волгоград — Элиста) и М21 «Волгоград—Кишинёв», которые входят в европейский маршрут E 40 (самый длинный из европейских маршрутов — 8000 км), Р220 «шоссе Авиаторов» .
В северном направлении проходит Р228, в юго-западном А153 (западный объезд Волгограда).
Первые рельсовые пути в Царицыне появились в 1862 году с открытием ветки от Царицына до Калача-на-Дону. В 1871 году вступила в эксплуатацию линия Царицын—Борисоглебск, а также линия Царицын—Лихая. Наконец, в 1897 году последовало открытие движения по линии Царицын—Тихорецкая. С этого времени грузооборот Царицынского железнодорожного узла стал возрастать как за счёт внутригородских грузов, так и за счёт перевалочных операций с воды на железную дорогу и обратно[90].
Город является железнодорожным узлом пяти направлений. Все железные дороги в городе относятся к Волгоградскому отделению Приволжской железной дороги.
Вокзалы и станции:
Речной транспорт на Волге старейший в Волгограде. Благодаря географическому положению города на пересечении транспортных коридоров Север-Юг и Дунай — Волга он играет очень важную роль в его развитии. В настоящее время речной транспорт Волгограда находится в упадке.
Речной вокзал — крупнейшее сооружение подобного типа в Европе. В 1985—1988 годах был крупнейшим по пассажирскому грузообороту портом на Волге. Длина здания — 296 метров, что почти равняется длине Красной площади. Высота вокзала в его высшей точке, т. н. «шайбе», составляет 47 метров. Зал ожидания рассчитан на 700 человек. Непосредственно к причалам вокзала одновременно могут пришвартовываться 6 теплоходов[91]. В здании речного вокзала расположен центральный концертный зал города и ряд коммерческих предприятий.
Грузовой порт «Татьянка» является структурным подразделением ОАО «Волгоградский речной порт» и находится на 2580 км реки Волги, в Красноармейском районе, г. Волгограда, в 5 км ниже по течению от захода в Волго-Донской судоходный канал. В настоящее время порт имеет причальную стенку общей длиной 210 метров[92].
Воздушный транспорт в Волгограде не имеет первостепенного значения из-за его близости к центральным районам страны и развитости других видов транспорта, однако его работа значительно влияет на работу всей транспортной инфраструктуры региона[93].
Аэропорт Гумрак — международный аэропорт города Волгограда, расположенный на северо-западе Дзержинского района, был создан в 1954 году на основе бывшего военного аэродрома, существовавшего с 1940 года.
Аэродром имеет класс В, и способен принимать самолёты Ил-76, Ту-154, А-320, Boeing-737, Boeing-757, Ту-204, все более лёгкие, а также вертолёты всех типов. Классификационное число ВПП (PCN) 44/F/D/X/T[94].
По состоянию на 2014 год, в Волгограде 244 детских сада[95], 123 общеобразовательных школы[96], 15 гимназий[96], 10 лицеев[96], 12 школ-интернатов, 18 школ искусств, 31 спортивная школа, 10 музыкальных школ .
Старейшим вузом Волгограда является Волгоградский муниципальный институт искусств им. П. А. Серебрякова, основанный как Царицынское музыкальное училище в 1917 году[97].
Другие вузы города —
В городе действуют три академии:
В Волгограде располагаются институты:
Религиозное образование в городе обеспечивает Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского.
Также в Волгограде действуют филиалы иных вузов:
В Волгограде функционируют следующие научно-исследовательские институты, научно-исследовательские центры, проектные институты, лаборатории самостоятельные и в составе предприятий:[104]
Кроме того, функционируют проектные институты и лаборатории при высших учебных заведениях.[107]
По состоянию на начало 2009 года, в городе действуют 69 муниципальных учреждений здравоохранения и 1 муниципальное предприятие (спецавтохозяйство). Среди них — 21 городская больница, 47 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, в которые входят 20 поликлиник, 1 амбулатория, 14 детских поликлиник и 12 стоматологических поликлиник, а также станция скорой медицинской помощи.
Функционирует Волгоградский Научный Центр РАМН Ортопедии и Ортопедической Косметологии[108].
В городе с 1988 года действует один из филиалов МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика Святослава Николаевича Фёдорова — ведущий центр высокотехнологичной офтальмохирургической помощи на юге России[109]. 6 декабря 2013 года Волгоградский филиал МНТК «Микрохирургия глаза» отметил своё 25-летие. За годы работы специалистами клиники проведено более 480 тысяч операций[110].
В Волгограде функционируют три санатория: «Волгоград», «Волжская здравница», «Ергенинский»[111].
С 2012 года в Волгограде функционирует бюро медико-социальной экспертизы № 40 Главного бюро МСЭ ФМБА России, предоставляющее государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда.
В Центральном концертном зале Волгограда располагается концертный орган «Ригер Клосс » opus 3561 — крупнейший орган Поволжья. Построен в 1982 году в Чехии. Первый концерт на сцене ВЦКЗ состоялся 31 марта 1989 года. Инструмент обладает грандиозными творческими возможностями. 4 мануала, педальная клавиатура, 65 регистров, 4899 труб. Уникален своим местоположением возле реки, для безопасности и сохранности инструмента было применено оригинальное техническое решение фундамента.[115] Ещё один орган расположен в музее-заповеднике «Старая Сарепта» в кирхе.
В Волгограде действуют несколько музеев. Наиболее известен среди них Государственный музей-заповедник «Сталинградская битва». В его составе — здание музея-панорамы с сотнями уникальных экспонатов, руины мельницы Гергардта, экспозиция образцов военной техники под открытым небом и панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» — самое крупное живописное полотно России[116].
Другие музеи города:
На улице Мира, первой из восстановленных улиц Сталинграда, расположился Волгоградский планетарий.
На данный момент в Волгограде работает большое количество кинотеатров. Из них только «Ударник» является кинотеатром советской эпохи. Некоторые из кинотеатров: Mori Cinema, Гиппопо, Диамант-Cinema, Киномакс, Киноплекс, Пирамида, Пять звёзд, Синема парк.
С 16 по 22 мая 2003 года прошли Третьи молодёжные Дельфийские игры России. Молодые деятели искусств в возрасте от 10 лет до 21 года соревновались в 18 номинациях: фортепиано, скрипка, баян, духовые инструменты, эстрадное пение, народное пение, академическое пение, эстрадный танец, народный танец, театр, художественное чтение, цирк, диджей, фотография, плакат, граффити, веб-дизайн, журналистика. Внутри ряда номинаций было предусмотрено разделение на младшую и старшую группы. Для всех видов соревнований были определены отдельные площадки.
Со 2 по 7 мая 2014 года в Волгограде прошли Тринадцатые молодёжные Дельфийские игры России. Игры были включены в План основных мероприятий по проведению в России Года культуры[125][126].
Наибольшие успехи Волгограда в футболе связаны с клубом «Ротор», который был серебряным призёром чемпионата России в 1993 и 1997 годах, а также бронзовым призёром в 1996 году. В 2004 году клуб покинул премьер-лигу, в 2009 году снялся с чемпионата России во втором дивизионе в середине сезона. В конце 2008 года создан ФК «Волгоград», принимавший участие в первенстве команд второго дивизиона. Заняв по итогам 2009 года третье место в зоне «Юг», ФК «Волгоград» получил право в 2010 году участвовать в первенстве команд первого дивизиона. В начале 2010 года ФК «Волгоград» был переименован в «Ротор» и принял участие в первенстве команд первого дивизиона с новым названием[127]. Однако, по результатам сезона, команда заняла 17 место и выбыла во второй дивизион. В сезоне 2011—2012 «Ротор» уверенно занял первое место в зоне «Юг». В сезоне 2012—2013 команда выступает в ФНЛ.
Два клуба из Волгограда — «Каустик» и «Каустик-ВУОР» — выступают в суперлиге чемпионата России по гандболу среди мужчин. «Каустик» — четырёхкратный чемпион России (1996—1999). «Динамо» представляет Волгоград в чемпионате России по гандболу среди женщин, является обладателем Кубка ЕГФ (2007/08), 12-ти кратным чемпионом России 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годов (а также 1993, 1995 и 1996 годов под названием «Ротор», 1999, 200 и 2001 годов — под названием «Аква»)[128].
Ватерпольный клуб «Спартак» (с 1994 по 2010 год назывался «Лукойл-Спартак») — девятикратный чемпион России (1997, 1999, 2003, 2004, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 годы), десятикратный обладатель Кубка России, обладатель Кубка Европы (2014 г.).
На летних Олимпийских играх 2008 года спортсмены Волгограда выиграли три золотых и три серебряных медали.
Информационный портал «Спортивный Волгоград» приводит сведения о 20 золотых медалях летних Олимпиад разных лет, которые выиграли спортсмены из Волгограда. Половина из них принадлежит пловцам, главным образом, Александру Попову, Евгению Садовому и Денису Панкратову[129].
С 1991 года в Волгограде образована Федерация кикбоксинга Волгоградской области. Воспитанники федерации неоднократно выигрывают Чемпионаты Мира и Европы по кикбоксингу[130][131] .
В городе эфирное телевещание осуществляют следующие каналы:
УКВ, МГц
FM, МГц
В Волгограде осталось мало исторических памятников, не связанных с Великой Отечественной войной.
Это связано с 2 периодами разрушения, обрушившихся на город. 1 волна: Сталинградская битва. 2 волна: послевоенное возрождение города, когда из руин тесного купеческого города сделали новый и просторный, для чего в центральном районе изменили радиальную планировку города, повторяющей ещё крепостные валы Царицына, на продольную, с доминантой — проспектом Ленина.
Сталинградская битва уничтожила большую часть архитектурных и исторических памятников города, и во время городских боёв, и позже, когда восстанавливали Сталинград по новому генеральному плану, часто не обращая внимания, что навсегда теряются исторические реликвии. Но вместе с тем, памятники Сталинградской битвы, созданные после войны, отразили в себе величие страны, победившей в мировой войне, и горечь по миллионам погибших и искалеченных советских граждан. Самые известные из них:
Несмотря на значительную протяжённость береговой линии города — около 60 километров, набережные занимают всего 15 процентов, и чередуются с промышленными зонами, выходящими на Волгу. Такое положение складывалось весь 20 век, и в Российской Империи, и в Советском Союзе, когда от центра города на север и юг стали строиться промышленные комплексы с своими рабочими посёлками.
Самая старая и известная набережная — Набережная имени 62 армии, в Центральном районе, была речным портом ещё со времён основания города. В 1930-х годах деревянные склады и амбары царицынского купечества снесли, и была построена образцовая набережная социалистического города[132][133]. В Сталинградскую битву набережная стала свидетелем сентябрьских боёв[134] у последних метров берега частей 62-й армии и сталинградского народного ополчения. После войны восстановлена и стала «визитной карточкой» Волгограда.
В других районах города также есть набережные, но уступающие по масштабу и красоте архитектурных решений центральной: набережная Краснооктябрьского района, набережная Тракторозаводского района, Набережная имени Высоцкого (Кировский район), Ельшанская набережная (Советский район), Набережная имени героев Сталинграда (Красноармейский район).
До второй половины 19 века Царицын был небольшим уездным городом с населением в несколько тысяч человек, в литературе своего времени он остался только в очерках путешественников. Исключения составляют описания восстаний Пугачёва, Булавина, Разина. Со второй половины 19 века Царицын завоёвывает статус промышленного и торгового центра региона, упоминание и описание нового — купеческого и ремесленного уклада его жизни на страницах книг и газет стало появляться значительно чаще.
В 20 веке на жизнь города огромное влияние оказала Сталинградская битва, разделив все сферы жизни, в том числе и культуру, на «до» и «после». Поэтому сегодня документальные и художественные произведения о Царицыне—Сталинграде—Волгограде делятся на 3 основных периода:
Почётными гражданами становились современники, внёсшие свой вклад сил и таланта в решение важнейших проблемы своего времени. В купеческом Царицыне это меценаты, жертвовавшие средства на образование и здравоохранение. Потом бойцы и командиры Красной Армии, участники обороны Царицына и Сталинградской битвы. С 1950-х годов почётными гражданами становились металлурги, архитекторы, деятели искусств.
Уроженцы Волгограда (список):
В 2006 году Волгоград стал членом Евразийского регионального отделения Всемирной организации «Объединённые Города и Местные Власти». Созданная в 2004 году при поддержке ООН Всемирная организация «Объединённые города и местные власти» (ВО ОГМВ) объединяет более 1000 городов и ассоциаций мира из 136 стран.
Сталинград и Ковентри в 1943 году стали первыми городами-побратимами, зародив это международное движение[139]. В настоящее время Волгоград является побратимом 24 городов[140][141]. В многих из них есть Волгоградская улица. В городах Российской Федерации и бывшего СССР также есть улицы, названные в честь Волгограда. В Москве есть Волгоградский проспект и одноимённая станция метро.
Значительное количество улиц, проспектов, площадей названо в память о Сталинградской битве.
Ковентри, Великобритания (1943) Острава, Чехия (1948) Дижон, Франция (1959) Кеми, Финляндия (1959) Льеж, Бельгия (1959) Турин, Италия (1961) Порт-Саид, Египет (1962) Ченнаи, Индия (1967) Хиросима, Япония (1972) Кёльн, Германия (1988) Хемниц, Германия (1988) Кливленд, США (1990) Торонто, Канада (1991) Чэнду, Китай (1994) Цзилинь, Китай (1994) Ереван, Армения, (1998) Крушевац, Сербия (1999) Русе, Болгария (2001) Тирасполь, ПМР/Молдавия[142] (2006) Измир, Турция (2006)[143] Плоньск, Польша (2008) Сандански, Болгария (2008) Орландо (город), США (2008) Олевано-Романо, Италия (2010) / Севастополь, Россия/Украина[144] (2013)
Алма-Ата Алчевск Альметьевск Антрацит Артём Астрахань Аткарск Атырау Ахтубинск Барнаул Белебей Белово Белорецк Бердянск Бишкек Боярка Брест Владикавказ Владивосток Волгоград Волгодонск Волжский (дважды: посёлок Рабочий и посёлок Краснооктябрьский) Волхов Вольск Воронеж Воткинск Гомель Горловка Грязи Гуково Гусь-Хрустальный Димитров Днепропетровск Донецк Донецк Дружковка Екатеринбург Елизово Емва Енакиево Запорожье Зеленодольск Знаменск Иваново Ижевск Иркутск Казань Калач-на-Дону Каменск-Шахтинский Камышин Канаш Караганда Кирсанов Киселёвск Киев Кировоград Кировск Кемерово Константиновка Котельниково Котово Котовск Краснодар Краснодон Красноярск Кривой Рог Кузнецк Курган Лагань Лениногорск Липецк Лисичанск Луганск Луцк Макеевка Марганец Мариуполь Миллерово Минск Минусинск Мичуринск Могилёв Нариманов Невинномысск Нижний Тагил Николаев Николаевск Новомосковск Новороссийск Новоузенск Новошахтинск Омск Орджоникидзе Оренбург Орск Ош Пенза Первомайск Пермь Полысаево Прокопьевск Ровеньки Ростов-на-Дону Ртищево Ряжск Саранск Саратов / Севастополь Семей Смела Снежное Сочи Стаханов Суровикино Сызрань Тихорецк Томск Торез Туапсе Тюмень Ульяновск Урюпинск Усть-Каменогорск Усть-Лабинск Уфа Фролово Фурманов Хасавюрт Харабали Харьков Херсон Чапаевск Челябинск Элиста Энгельс Юрга Ярославль
Волгоград в Викисловаре? | |
Волгоград в Викицитатнике? | |
Волгоград в Викитеке? | |
Волгоград в Викиновостях? | |
Волгоград в Викигиде? | |
Проект «Волгоград и Волгоградская область» |
Районы города Волгоград | |||
---|---|---|---|
север | юг |
Города-миллионеры России | |
---|---|
1. Москва | 2. Санкт-Петербург | 3. Новосибирск | 4. Екатеринбург | 5. Нижний Новгород | 6. Казань | 7. Самара | 8. Челябинск | 9. Омск | 10. Ростов-на-Дону | 11. Уфа | 12. Красноярск | 13. Пермь | 14. Волгоград | 15. Воронеж * Порядковые места приведены по данным на 1 января 2014 г. |
Города Южного федерального округа с населением более 100 тыс. чел. | |
---|---|
Адыгея | Майкоп |
Калмыкия | Элиста |
Краснодарский край | Краснодар • Сочи • Новороссийск • Армавир |
Астраханская область | Астрахань |
Волгоградская область | Волгоград • Волжский • Камышин |
Ростовская область | Ростов-на-Дону • Таганрог • Шахты • Новочеркасск • Волгодонск • Батайск • Новошахтинск |
подчёркнут — административный центр; выделен — крупнейший город |
Волгоградская область | |||
---|---|---|---|
Административный центр: Волгоград Городские округа: Волгоград • Волжский • Камышин • Михайловка • Урюпинск • Фролово Статьи: География | Герб | Гимн | История | Население | Административно-территориальное деление | Флаг |
Крупные населённые пункты на Волге (от истока к устью) | |
---|---|
Волговерховье ¹ | Селижарово | Ржев | Зубцов | Старица | Тверь | Новозавидовский | Конаково | Корчева † | Дубна | Кимры | Калязин | Углич | Мышкин | Молога †† | Рыбинск | Тутаев | Константиновский | Ярославль | Некрасовское | Кострома | Волгореченск | Красное-на-Волге | Плёс | Наволоки | Кинешма | Заволжск | Юрьевец | Сокольское | Пучеж | Чкаловск | Заволжье | Городец | Балахна | Большое Козино | Нижний Новгород | Бор | Кстово | Макарьево | Лысково | Васильсурск | Юрино | Козьмодемьянск | Чебоксары | Новочебоксарск | Мариинский Посад | Звенигово | Козловка | Волжск | Зеленодольск | Нижние Вязовые | Свияжск | Васильево | Казань | Камское Устье | Куйбышевский Затон | Болгар | Тетюши | Старая Майна | Ульяновск | Новоульяновск | Сенгилей | Димитровград | Новодевичье | Тольятти | Жигулёвск | Самара | Новокуйбышевск | Октябрьск | Сызрань | Хвалынск | Духовницкое | Балаково | Вольск | Маркс | Саратов | Энгельс | Приволжский | Ровное | Камышин | Николаевск | Дубовка | Волжский | Волгоград | Краснослободск | Светлый Яр | Ахтубинск | Нариманов | Астрахань | Красные Баррикады |
Города-Герои СССР | ||
---|---|---|
Волгоград | Керчь | Киев | Ленинград | Минск | Мурманск | Москва | Новороссийск | Одесса |
Транспорт Волгограда | |
---|---|
Города, названные в честь И.В. Сталина | |
---|---|
Сталинград (1925—1961) • Сталинабад (1929—1961) • Сталиниси (1932—1961) • Сталинск (1932—1961) • Сталиногорск (1934—1961) • Сталинир (1934—1961) • Сталин (1949—1956) • Сталин (1950—1990) • Сталин (1950—1960) • Сталинварош (1951—1961) • Сталиногруд (1953—1956) • Сталинштадт (1953—1961) |
Сталинград.