Трафальгарское сражение | |||
Наполеоновские войны | |||
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Трафальгарское сражение (1806) |
|||
Дата | |||
---|---|---|---|
Место | |||
Итог |
победа британского флота |
||
Стороны | |||
|
|||
Командующие | |||
|
|||
Силы сторон | |||
|
|||
Потери | |||
|
Трафальга́рское сраже́ние (англ. Battle of Trafalgar, фр. bataille de Trafalgar, исп. batalla de Trafalgar) — историческое морское сражение между английскими и франко-испанскими морскими силами. Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.
В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания — ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон. С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.[1]
Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв. Под его управлением находился испанский адмирал Фредерико Гравина, руководивший испанскими силами. Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.
Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.[2] Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке. После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.
Содержание |
В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании. В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.
Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами. Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.
После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.
Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря. Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции. Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.
Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции. Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.
Морской план Наполеона заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии. После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.
Британские корабли | Пушек | Тип | Французские корабли | Пушек | Тип | Испанские корабли | Пушек | Тип |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Victory | 104 | трёхдечный | Бюсантор | 80 | двухдечный | Сантисима Тринидад | 136 | четырёхдечный |
Royal Sovereign | 100 | трёхдечный | Формидабль | 80 | двухдечный | Санта-Ана | 112 | трёхдечный |
Britannia | 100 | трёхдечный | Эндомтабль | 80 | двухдечный | Принсипе де Астуриас | 112 | трёхдечный |
Dreadnought | 98 | трёхдечный | Нептюн | 80 | двухдечный | Райо | 100 | трёхдечный |
Neptune | 98 | трёхдечный | Ашиль | 74 | двухдечный | Нептуно (командир Каэтано Вальдес и Флорес) | 80 | двухдечный |
Prince | 98 | трёхдечный | Эгль | 74 | двухдечный | Аргонаута | 80 | двухдечный |
Temeraire | 98 | трёхдечный | Альхесирас | 74 | двухдечный | Багама | 74 | двухдечный |
Tonnant | 80 | двухдечный | Аргонот | 74 | двухдечный | Монарка | 74 | двухдечный |
Achille | 74 | двухдечный | Дюге-Труэн | 74 | двухдечный | Монтаньес | 74 | двухдечный |
Ajax | 74 | двухдечный | Фуге | 74 | двухдечный | Сан-Агустин | 74 | двухдечный |
Bellerophon | 74 | двухдечный | Эро | 74 | двухдечный | Сан-Франсиско де Асис | 74 | двухдечный |
Colossus | 74 | двухдечный | Энтрепид | 74 | двухдечный | Сан-Ильдефонсо | 74 | двухдечный |
Conqueror | 74 | двухдечный | Монблан | 74 | двухдечный | Сан-Хуан Непомусено | 74 | двухдечный |
Defence | 74 | двухдечный | Плютон | 74 | двухдечный | Сан-Хусто | 74 | двухдечный |
Defiance | 74 | двухдечный | Редутабль | 74 | двухдечный | Сан-Леандро | 64 | двухдечный |
Leviathan | 74 | двухдечный | Сипион | 74 | двухдечный | |||
Mars | 74 | двухдечный | Berwick | 74 | двухдечный | |||
Minotaur | 74 | двухдечный | Swiftsure | 74 | двухдечный | |||
Orion | 74 | двухдечный | Корнели | 40 | фрегат | |||
Revenge | 74 | двухдечный | Эрмион | 40 | фрегат | |||
Swiftsure | 74 | двухдечный | Ортенс | 40 | фрегат | |||
Thunderer | 74 | двухдечный | Рен | 40 | фрегат | |||
Belleisle | 74 | двухдечный | Темис | 40 | фрегат | |||
Spartiate | 74 | двухдечный | Фюре | 18 | шлюп | |||
Africa | 64 | двухдечный | Аргюс | 10 | шлюп | |||
Agamemnon | 64 | двухдечный | ||||||
Polyphemus | 64 | двухдечный | ||||||
Euryalus | 36 | фрегат | ||||||
Naiad | 36 | фрегат | ||||||
Phoebe | 36 | фрегат | ||||||
Sirius | 36 | фрегат | ||||||
Pickle | 10 | шлюп | ||||||
Entreprenante | 10 | шлюп | ||||||
Четырёхдечных | - | Четырёхдечных | - | Четырёхдечных | 1 | |||
Трёхдечных | 7 | Трёхдечных | - | Трёхдечных | 3 | |||
Двухдечных | 20 | Двухдечных | 18 | Двухдечных | 11 | |||
Фрегатов | 4* | Фрегатов | 5* | Фрегатов | - | |||
Шлюпов | 2* | Шлюпов | 2* | Шлюпов | - | |||
пушек: | 2312 | пушек: | 1584 | пушек: | 1280 |
Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом. Объединенная французско-испанская эскадра вышла из Кадиса 19 октября. Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).
Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию. Двигаясь на юг, к Гибалтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Некоторое время Вильнёв колебался — принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать поворот фордевинд и двигаться назад, в Кадис. К 10:00 поворот был завершен.
В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре — и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.
Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .
К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре — ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.
Вскоре после 11:00 раздались первые залпы Трафальгарской битвы. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.
Первым около 12:30, строй противника прорезал более быстроходный Royal Sovereign . Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку. Отстав от него на 45 минут, Victory с наветренным дивизионом прорвал колонну противника между Сантисима Тринидад и Бюсантором .
Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory , рядом с его капитаном, Томасом Харди. Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.
Канониры Victory значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан. Англичане вели огонь с обеих бортов. Главная цель была пушечные порты неприятеля — таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.
Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком.
Авангард союзников оторвался от основной группы, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.
Флагман англичан, Victory , обогнув Бюсантор , повернул вправо, и свалился в абордажный бой со следовавшим в кильватере флагмана союзников Редутабль . Стрелок на марсе Редутабль разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.
Вскоре после 14 часов Бюсантор спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory , Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами». Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.
Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать. Воспользовавшись этим обстоятельством, одиннадцать кораблей (фактически, все испанские корабли) вышли из боя и ушли в Кадис. Корабли авангарда, видя преследование Коллигвуда, развернулись на юг и схватились с ним. Однако, итог сражения уже был решен в пользу англичан.
В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт. Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).
По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.
После боя Victory был настолько поврежден, что его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».
Передвижение флотов перед Трафальгарской битвой, март-октябрь 1805 года.
Трафальгарское сражение, ситуация в 13:00
Трафальгарское сражение, ситуация в 17:00
Битвы третьей коалиции (1805) | |
---|---|
Вертинген • Альбекке • Михельсберг • Ульм • Трафальгар • Дорога на Хайденхайм-Трохтельфинген-Нойштадт • Эльхинген • Кальдьеро • Дюренштейн • Амштеттен • Мариацелль • Холлабрунн • Аустерлиц • Пресбургский мир |
Трафальгарское сражение.