Трипольская культура Энеолит |
|||
Ареал распространения трипольской культуры. |
|||
Локализация |
Дунайско-Днепровское междуречье |
||
---|---|---|---|
Датировка | |||
Исследователи | |||
|
|||
Преемственность: | |||
|
Трипольская культура (рум. Cultura Cucuteni, укр. Трипільська культура, Кукутені культура) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.
Содержание |
Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.
Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ в. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он презентовал свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. ее именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».
Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.
Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии[1]. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).
Трипольская культура была генетически связана с энеолитическими культурами Балкано-Дунайского региона[2], среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, старчево-кришской, линейно-ленточной керамики, Винча, Тисаполгар.
"Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических земледельческих культур балкано-карпатского региона: Криш, Линейно-ленточной, Боян, Хаманджия, Петрешть" [3]
Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Л. Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.[4]
По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд[5].
Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.
Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных)[5], свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры[5]. В отличие от региона степной Андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры северного причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.
Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров[6].
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали так же и верховные вожди союзов племён.
Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.
Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.
У представителей трипольской культуры антропологи отмечают средиземноморский[7] и динарский тип[8].
В настоящее время большинство ученых, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой, возможно — арменоидным[9] антропологическим типом, распространенным среди давних жителей Восточного Средиземноморья и Малой и Передней Азии. Это логично, учитывая тот факт, что украинская территория была будто периферией этого культурного ареала, основной массив которого зафиксирован в долине Дуная, на севере Балканского полуострова и на островном массиве Эгейского моря.— Наталья Яковенко, Нариси Історії України
Представление о физическом типе населения Трипольской культуры базируется на немногочисленных антропологических находках, которые неоднократно изучались и достаточно описаны в научной литературе (Г. Дебец, К.Stojanowski, М. Герасимов, И. Гохман, М. Великанова, С. Круц, И. Потехина и др.). Ранний и средний периоды трипольской культуры представлены лишь одиночными погребениями, расположенными преимущественно на поселениях Лука Устинская, Солончены II [Гохман, 1958], Веремье [Дебец, 1948], Незвисько [Герасимов, 1958; Дебец, 1960], Липканы [Donici 1930], скелеты из которых большей частью плохой сохранности. Отсутствие могильников этих периодов затрудняет решение вопросов формирования антропологического типа трипольцев и его происхождение. Отдельные же могильники появляются лишь на позднем этапе существования культуры. Это Выхватинцы [Великанова, 1975] на Среднем Днестре, Чапаевка на Среднем Днепре [Круц, 1990], Маяки, Усатово в Северо-Западном Причерноморье [Потехина, 1983, 1989]. К ним можно присоединить и довольно значительную серию человеческих скелетов из Бильче Золотого (Средний Днепр), хотя они и принадлежат погибшим во время обвала пещеры [Stojanowski, 1930]. К позднему этапу, возможно, относятся и четыре черепа с поселения Бильшевцы возле Галича [Круц, 2006].
По мнению большинства исследователей, для трипольского населения характерны как грацильные (средиземноморские), так и массивные (протоевропейские) антропологические варианты европеоидной расы (при преобладании первого), что может свидетельствовать о неоднородном составе населения. Почти все позднетрипоьские могильники в своем составе имеют эти два морфологических варианта... Довольно своеобразное соотношение этих двух морфологических вариантов оказалось при изучении вариантов Выхватинского могильника: размеры мужских черепов дают возможность сравнивать их с группами, которые считаются "классическими" средиземноморцами (современные сардинцы), женские приближаются к "смягченному" протоевропейскому типу, что дало основание М. Великановой сопоставлять их с черепами срубной культуры эпохи поздней бронзы [Великанова, 1975, с. 18]. Такое расхождение в палеоантропологическом типе мужчин и женщин подтверждается также различием в строении тел - женщины более высокорослы, чем мужчины, что также приближает последних к населению Средиземноморья с его чрезвычайно грацильным строением скелета...
Безусловно, процесс формирования физического типа трипольцев отличался большой сложностью, поскольку происходил в условиях этнокультурного сближения их с юго-западными и северо-восточными соседями вследствие постоянных и давних контактов, особенно с населением балканских и малоазийских культур. Находки на трипольских "площадках" глиняных статуэток с признаками "арменоидного" типа иногда объясняются проникновением среднеазиатских "арменоидов" через Балканский полуостров на Правобережье Украины [Пассек, 1947]. На этих изображениях действительно выступает нос, хотя такое явление некоторые исследователи объясняют определенным каноном [Дебец, Трофимова, Чебоксаров, 1951, с. 432]. Определить же величину выступания носа можно только на кранеологическом материале. К сожалению, это сделано лишь на четырех черепах: на трех из них (Бильче-Золотое) носы умеренно выступающие (по шкале мирового распределения - средневыступающие), и только на одном (Выхватинский могильник) выступание носа достигает почти мирового максимума. В свете приведенных фактов можно только предполагать, что какя-то часть трипольского населения могла иметь черты переднеазиатских "арменоидов".
Вопрос о происхождении средиземноморского антропологического типа в составе трипольского населения все-таки остается открытым, так как отсутствуют черепа людей, которые жили на Украине до трипольцев (прежде всего это касается Буго-днестровской неолитической культуры).
— [Круц С. Антропологический состав населения Трипольской культуры //Трипольская культура в Украине. Киев, 2008. с. 239-241]
Раскопки начались в 70-е годы XIX века в Галиции. Первые раскопки памятников трипольской культуры в Поднепровье произвел В. В. Хвойка в 1894 году. Результаты исследований трипольских поселений и могильников опубликованы в статьях и монографиях Т. С. Пассек, Е. К. Черныш, С. Н. Бибикова, Г. П. Сергеева, В. И. Маркевича, В. А. Дергачёва, В. Г. Збеновича, Н. М. Шмаглия, В. А. Круца, И. И. Зайца, Ю. Н. Захарука, Т. Г. Мовши, Е. В. Цвек, И. И. Зайца, С. Н. Рыжова, А. Г. Корвин-Пиотровского, С. Гусева, Т. Н. Ткачука, Е. А. Якубенко, С. А. Бутенко, А. И. Росляков и Р. А. Новиков.
Предметы из поселения близ села Новые Русешты Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3650 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1961—1962 гг.
Предметы из поселения близ села Кэрбуна Яловенского района Молдавии. Культура Прекукутень-Триполье. Возраст 3600 лет до н. э. Исследования Т. С. Пассек, 1962 г.
Предметы культа культуры Кукутень-Триполье. IV — 1-я пол. III тыс. до н. э.
Предметы из поселения Старые Куконешты Единецкого района Молдавии. Культура Кукутень-Триполье. Возраст C14 3440 ± 60 лет до н. э. Исследования В. И. Маркевича, 1978 г.
Балканский неолит | ||
---|---|---|
|
||
|
Трипольская культура.