Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.
Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России[1]. Планируется к освящению патриархом РПЦ Кириллом в августе 2012 года.
Содержание |
Единого мненяи в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ингуш. ТкъобIa–Ерды как «Наша вера»[2], также «Храм веры»[2], другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых»[2], третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы[2].
Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.
Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии[2]. В Тхаба-Ерды собирался «Мекх кхел» — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам и т. д. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам[2].
Во время Второй чеченской войны оказался в центре военных манёвров. По словам президента Ингушетии, военные 58-й армии устроили в древнейшей церкви РФ отхожее место[3]; также российская вертолётная авиация нанесла по храму удар, в результате чего была утрачена крыша[2].
Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары[4]. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов[4].
Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах[2].
На западном фасаде храма есть т. н. «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной[2]. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В ее центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью[2]. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века[2]. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица[2]. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим[2]. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча[2].
В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон, борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы[2].
В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования[5]. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором[5], а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды[5].
Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен еще более древнего храма[5], стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды[5]. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви[5].
Тхаба-Ерды.