Упырь | |
Титульный лист первого издания |
|
Жанр: | |
---|---|
Автор: | |
Язык оригинала: | |
Публикация: |
1841 |
Отдельное издание: |
1841[1] |
Издательство: | |
Следующее: |
«Амена» |
Электронная версия |
|
Текст произведения в Викитеке |
«Упы́рь» — готическая повесть Алексея Константиновича Толстого, изданная им в 1841 году под псевдонимом Краснорогский. Первое опубликованное произведение писателя.
Источником вдохновения для повести были воспоминания Толстого о его пребывании в итальянском городе Комо в 1838 году. Он писал об этом жене в апреле 1872 года, отмечая виллу Ремонди, девушку по имени Пепина и другие детали. 9 апреля 1841 года Толстой прочитал «Упыря» у Владимира Соллогуба. В числе слушателей повести были В. А. Жуковский и В. Ф. Одоевский. Интересен и тот факт, что М. Ю. Лермонтов примерно в то же время и в том же кругу читал свой мистический отрывок «Штосс». 11 мая 1841 года Толстой послал рукопись цензору А. В. Никитенко. 15 мая писатель получил разрешение на издание повести[2]. «Упырь» был написан частично под влиянием повести «Вампир» Джона Уильяма Полидори, которая была опубликована в русском переводе в Москве в 1828 году[3].
Во время бала Руневский встречает странного незнакомца, который отмечает, что сегодня на бал пришло много упырей. Этот же незнакомец, Рыбаренко, позднее рассказывает историю, произошедшую с ним в Италии. История преподносится таким образом, чтобы читатель сам решил, было ли место упырям в повести или это психическое расстройство главного героя.
Виссариону Григорьевичу Белинскому понравилась повесть, он благосклонно писал о молодом авторе, отмечая, что тот «носит на себе все признаки ещё слишком молодого, но тем не менее замечательного дарования, которое нечто обещает в будущем». Белинский также отмечал, что в произведении чувствуется молодость и неопытность автора, его неспособность в силу возраста избавиться от некоторых преувеличений[4].
В. Г. Белинский «Упырь. Сочинение Краснорогского»:
«Упырь» — произведение фантастическое, но фантастическое внешним образом: незаметно, чтоб оно скрывало в себе какую-нибудь мысль, и потому не похоже на фантастические создания Гофмана; однако ж оно может насытить прелестью ужасного всякое молодое воображение, которое, любуясь фейерверком, не спрашивает: что в этом и к чему это? Не будем излагать содержания «Упыря»: это было бы очень длинно, и притом читатели не много увидели бы из сухого изложения. Скажем только, что, несмотря на внешность изобретения, уже самая многосложность и запутанность его обнаруживают в авторе силу фантазии; а мастерское изложение, уменье сделать из своих лиц что-то вроде Характеров, способность схватить дух страны и времени, к которым относится событие, прекрасный язык, иногда похожий даже на «слог», словом — во всем отпечаток руки твердой, литературной, — все это заставляет надеяться в будущем многого от автора «Упыря». В ком есть талант, в том жизнь и наука сделают свое дело, а в авторе «Упыря» — повторяем — есть решительное дарование.
Упырь (повесть).