Усуни (кит. 烏孫) — кочевое (тюркоязычное по некоторым утверждениям[1][2]) племя, обитавшее в древности на севере современного Синьцзяна, а затем в гуннскую эпоху переселившееся на территорию Семиречья. Историю усуней можно проследить начиная с III в. до н. э.[3]
Содержание |
По описаниям китайцев усуни были среднего роста, имели белую кожу, голубые глаза и рыжие волосы[4]. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный[5].
Относительно этнической принадлежности усуней ведутся споры. Исследователи говорят об их тюркском происхождении[6][7][8].
P.Pelliot и L.Ηambis определили общее происхождение древних Усуней с Сары-Усунями у киргизов, узбекскими ушунями и уйшунями, и уйсынами казахского старшего жуза[9] По данным 1860 г. сары-уйсуни проживали в Сарытаукумской волости Верненского уезда (1200 кибиток), небольшие группы в Чимкентском и Аулиатинском уездах. По сельскохозяйственной переписи 1897 г. их численность достигла 1700 кибиток. По подсчёту М. Тынышпаева в 1917 году в Джетысуйской области сары-уйсуней насчитывалось 10 тыс. чел.
Первоначально усуни жили в районе провинции Ганьсу по соседству с юэчжами, а затем из-за раздора с ними во II веке до н. э. (160 году до н. э.[10][6][11][12]) переселились на земли саков-тиграхауда в Семиречье. В начале н. э. обозначились противоречия усуней с хунну[13].
В I в. до н. э. их численность достигала 630 тыс. человек[11]. Основная территория усуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по рекам, Чу и Талас, где усуни граничили с Кангюй. На востоке они имели общую границу с гуннами, а на юге их владения граничили с Ферганой.
Об усунях писал китайский историк Сыма Цянь. Говорили усуни на древнетюркском языке.[1][2] Глава общества усуней носил титул гуньмо (великий бек).[2] Столица усуней Чугучэн (Кызыл Ангар, город Красной долины[6][7][8]) находился на берегу Иссык-Куля. (современное село Кызыл-Суу — центр Джети-Огузского района Кыргызской Республики). Государство усуней делилось на три части: восточную, западную, центральную.[10] Усуни вели войны с кангъюями и гуннами за пастбища[6], имели широкие дипломатические и родственные связи с Китаем[7][10][8]. Общество усуней достигло уровня государственности. Источники упоминают город Усунь. Оседлые усуни жили в постоянных жилищах, построенных из сырцового кирпича и камня, а кочевые в юртах.[10]
Скотоводство играло в жизни усуней определённую роль. Усуни разводили преимущественно лошадей и овец.[14] Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю . Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей усуни метили племенной тамгой[15] (тавро)). Тамга усуней изображала ворона[16]. Размеры погребального кургана зависели от положения в обществе и степени богатства. Ювелирные изделия, оружие отражали их религиозные представления и взгляды на мир.
Хозяйство усуней было комплексное — скотоводческо-земледельческим[11]. Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали лошади и овцы. Расстояние между зимовками было небольшим и составляло от 30 до 100 км[11]. Поэтому усуни могли долгое время оставаться на местах зимовок и летовок, где строили постоянные жилища, возделывали поля и огороды, строили каналы и арыки. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат поселения с постоянным жилищами двух типов: кирпичные, построенные из сырцового кирпича, и каменные[11]. Каждый дом состоял из большой комнаты, несколько подсобных построек и загонов скота. 5-6 домов составляли поселение. Жилищем усуней являлась — юрта. Усуни разрабатывали месторождение свинца, меди, олова, золота. Из железа изготовляли — серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел[11]. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Керамическую посуду изготовляли в большем количестве. Основными видами керамики были: чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней изготавливали ручную мельницу[11].
Ярким памятником ювелирного искусства усуней являлась — Каргалинская диадема, найденная в Каргалинском ущелье, недалеко от Алматы, на высоте 2300 м.[6][11] Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см, которая украшена изображениями зверей, птиц и людей в окружении сложного растительного орнамента. Диадема украшена вставками из бирюзы, сердолика и альмандина. Датировка — I в. до н. э. — II в. н. э. Главной темой диадем было изображение модели Вселенной: животные символизировали жизнь на земле, птицы — небо, крылатые кони — солнце.[6][7][8][11] Идеи диадемы схожи с идеями индо-иранских народов в древности. В погребении найдено 400 разных украшений.
№ | Основные периоды | Памятники |
---|---|---|
1 | Каратальский период (III—I вв. до н. э.) | Каратал, Каргалы, Капчагай, Унгиркора, Кызыл-еспе, Бесшатыр, Утеген, Калкан, Акшокы, Бетагаш, Сарытогай, Кенесай, Бурака, Шелпек |
2 | Семиречинский период (I—III вв. н. э.) | Талгар, Бастау, Актас, Сарытау, Узынбулак, Кызылкайнар, Курты, Караша, Шошкалы |
3 | Илийский период (IV—V вв. н. э.) | Актас, Унгир-кора, Шолак-жиде |
Усуни.