Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Фредерик (корабль)

«Фредерик»
Friedrich
Основная информация
Класс судна Трёхмачтовая галера
Государство флага Шлезвиг-Гольштейн/Россия
Спущен на воду 1636 год
Введён в эксплуатацию 1636 год
Выведен из состава флота Погиб в 1636 году
Параметры
Длина по верхней палубе 36,5 м
Ширина по мидельшпангоуту 12 м
Осадка 2 м
Силовая установка трёхмачтовый парусный корабль, 24 весла
Экипаж 49 человек
Вооружение
Общее число орудий 6 (?) пушек

Фредерик (Friedrich) — первый известный вооружённый парусный корабль (1636) западноевропейского типа, построенный в России.

Содержание

История

В 1634 году ко двору царя Михаила Федоровича прибыло посольство от голштинского герцога Фридриха III с просьбой о разрешении для его подданных проезжать через территорию России в Персию по торговым делам.

Записи об этом предприятии оставил немецкий путешественник и учёный Адам Олеарий в своей книге «Описание путешествия в Московию» (Шлезвиг, 1656).

Кроме всего прочего, посольство также должно было договориться с русскими властями о постройке на Волге десяти кораблей для плавания голштинцев в Персию.

Русское правительство благосклонно отнеслось к этой просьбе, ибо видело в предприятии и свою выгоду, а также рассчитывало перенять у голштинских мастеров технологию постройки больших кораблей. На это указывает и содержание царской грамоты, отправленной нижегородскому воеводе, в которой, в частности, говорится:

Ходити им в Персиду... Волгою на десяти кораблях, а корабли им делати в нашей земле, где такие леса, которые к тому делу годны найдут, а тот лес покупати им у наших людей вольною торговлею, а плотников к тому корабельному делу, к их корабельным мастерам в прибавку, наймовать наших подданных охочих людей, и наём им платить по договору с ними вольною торговлею, а от тех плотников корабельного мастерства не скрывать и не таить.

В конце 1634 гоода из Москвы в Нижний Новгород отправились шесть голштинских специалистов в сопровождении русской охраны: шкипер (и руководитель постройки) Михаэль Кордес из Любека, корабельный плотник Корнелий Йостен, переводчик Ганс Берк, а также Кашпер Зеелер, Йохан Стирпомас и Йохим Кранц.

С помощью нанятых русских плотников к июню 1636 года первый корабль, названный в честь герцога Фридриха III, был спущен на воду. Остальные девять кораблей было решено строить по результатам торговой миссии в Персию.

По данным Олеария, «Фредерик» был построен из сосновых досок и имел длину 120 футов, ширину 40 футов и осадку 7 футов. Эти размеры соответствуют принятым в то время стандартам для галер — разве что осадка для корабля такого типа была великовата (с учётом того, что его сделали плоскодонным, без киля).

В марте 1636 года в Москву прибыло новое голштинское посольство, во главе которого были Крузиус и Брюггеман. Это посольство наняло уже в России команду для «Фредерика» из местных иностранцев и русских людей. 1 июля посольство отправились из Москвы в Персию совместно с русскими посланниками Алексеем Савиным Романчуковым, подьячим Скобельцыным и толмачом Юшковым[1]. 30 июля того же года миссия отбыла из Нижнего Новгорода вниз по Волге, направляясь в Персию.

По данным Олеария на «Фредерике» в Персию плыло 126 человек.

27 октября 1636 года «Фредерик» наконец-то вышел в Каспийское море. А 12 ноября, когда корабль был уже недалеко от Дербента, «Фредерик» попал в мощный шторм.

Высокие и короткие волны приводили к тому, что наше судно, которое было очень длинно и лишь из соснового дерева, извивалось, как змея, и расходилось в скреплениях. Нижняя часть... так скрипела, что во внутреннем помещении едва можно было расслышать собственное слово. Волны одна за другой опасно обрушивались на корабль и перебрасывались через него, заливая его так, что нам постоянно приходилось выкачивать и вычерпывать воду... Мы провели ночь в ужасе, страхе и опасениях...

Шторм продолжался три дня, и в результате израненый корабль, потерявший уже все свои три мачты, было решено посадить на мель, чтобы спасти груз и команду.

В дальнейшем «Фредерик» был вытащен на берег в десяти милях от Дербента и разворован местными жителями.

Интересное

«Фредерик» был построен на 31 год раньше, чем «Орёл», который считается первым российским парусным кораблём.

Примечания

  1. Введение. — М. Русич. 2003


Ссылки

  • Корабль «Фредерик» и его короткое плавание в 1636 году.
  • Российские парусные корабли.
  • Адам Олеарий "Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию".

Фредерик (корабль).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52