Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург — 1942, Ленинград) — русский художник-мозаичист; сын художника А. Фролова.
Биография
Родился, жил и всю жизнь работал в Санкт-Петербурге - Петрограде - Ленинграде. Художественное образование получил у отца.
Первая в России частная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном – Александром Николаевичем и Александром Александровичем Фроловыми в 1890 г. А.А. Фролов попытался внедрить "венецианский" способ набора, изученный им в заграничной командировке в Мозаичном отделении ИАХ, но, не встретив поддержки, покинул стены Академии, и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию.
Братская могила профессоров Академии художеств
В 1893 году в мастерскую как участник дела зачислен младший Фролов – Владимир; в 1894 г. он поступает на живописное отделение Высшего Художественного училища при Академии художеств. В 1895 г. недавно основанная мастерская выигрывает у Мозаичного отделения ИАХ и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови); спустя год Фроловы получают и крупнейший заказ на исполнение мозаичного убранства интерьера собора.
В 1897 г. скончался старший брат, и младший – Владимир Александрович был вынужден оставить занятия в Академии ради продолжения семейного дела. В 1900 году В.А. Фролов становится руководителем мастерской, где за два десятилетия было создано множество выдающихся произведений.
В 1918 г. мастерская закрыта, художник переехал в мозаическую мастерскую Академии Художеств, где созданы его последние работы.
Скончался в Ленинграде во время блокады. Похоронен на Смоленском кладбище в братской могиле профессоров Академии художеств.
Работы
- Особняк С. П. Рябушинского на Никитской ул. в Москве (арх. Шехтель Ф. О.);
-
«Спас Нерукотворный и Князья Святые». Рерих Н. К.
- Морской собор во имя Николая Чудотворца в Кронштадте (освящен в 1913 г.; худ. Васильев М. Н.; арх. Косяков Вас. А.);
- Усыпальница Прохоровых в Новодевичьем монастыре в Москве (1911 г.; арх. Покровский В. А.);
- Церковь св. Троицы в г. Балаково Саратовской губернии. Наружные мозаики. (1911 г.; худ. И. О. Чириков; арх. Шехтель Ф. О.);
- Киевский вокзал в Москве. Два герба СССР; (установлены в 1925 г.; арх. И. И. Рерберг);
- Мавзолей В. И. Ленина в Москве (1929—1930 гг.; арх. Щусев А. В.);
- Памятник Героям революции 1905 года в Нижнем Новгороде (1931 г.; худ. М. А. Зернина, Е. Байкова; арх. А. А. Яковлев);
- Дом Правительства Белорусской ССР в Минске. Декоративные мозаики (1932—1933 гг.; арх. Лангбард И. Г.);
- Снятие и перенос мозаик Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1934—1935 гг.);
- Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Карта Союза Советских Социалистических Республик (1935—1937 гг.);
- Театр В. Э. Мейерхольда в Москве. Сцены из комедии «Ревизор». (1935—1937 гг.; худ. В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровский; арх. Щусев А. В.);
- Военная Академия им М. В. Фрунзе в Москве. Композиция «Знамена» в памятном зале. (1935—1937 гг.; худ. Е. Е. Лансере, Л. Е. Фейнберг; арх. Руднев Л. В., Мунц В. О.);
- Реставрация мозаик Софийского собора в Киеве (1936—1941 гг.);
- Кинотеатр «Днепр» в Киеве. Декоративная композиция «Павлин»;
- Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) в Москве. 1939 г.
Павильон Северо-западных областей. Портрет В. И. Ленина (худ. Б. В. Покровский);
Павильон Московской области. Портрет В. И. Ленина;
Павильон «Татария». Панно;
Павильон «Азербайджанская ССР» (арх. С. Дадашев, М. Усейнов);
- Павильон СССР на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке. Панно.
Основные работы в С.-Петербурге - Ленинграде
Фрагмент внутреннего убранства Спаса на Крови
- внутреннее убранство храма Воскресения Христова - Спаса на Крови (1895—1907 гг., эскизы В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Беляева В.В., Рябушкина А.П., Харламова Н.Н., Бруни Н.А., Кошелева Н.А. и др.; арх. Парланд А.А.);
- гербы и надписи на здании института и аптеки А.В. Пеля на 7-й линии В.О., д. 16-18 (1910 г.);
- панно надгробного памятника А. И. Куинджи (1913 г., Некрополь мастеров искусств, эскиз Н. К. Рёриха; арх. Щусев А.В.);
- мозаики дома Набоковых на Большой Морской улице, д. 47 (1902 г.; арх. М.Ф. Гейслер, Б.Ф. Гуслистый);
- мозаичные панно по эскизу художника-архитектора С. Т. Шелкового на здании Доходного дома герцога Н. Н. Лейхтенбергского на Большой Зелениной улице, д. 28 (1905 г.; арх. Ф. Ф. Постельс);
- Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости (худ. Н. Н. Харламов; арх. Бенуа Л.Н.);
- Мозаика М. В. Ломоносова "Полтавский бой". Перенос в здание Академии наук на Университетскую набережную и её реставрация (1925 - 1931 гг.);
- Здание Палаты мер и весов на Московском пр., д. 17. Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (1934-1939 гг.);
- Богоявленский храм на Гутуевском острове - вставки
- Мозаики на станции метро «Маяковская» (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Сутки советского неба»; 35 плафонов (открыта в 1938 г.; арх. Душкин А.Н.);
- Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции «Автозавод имени Сталина» («Автозаводская») под общим названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (художники В. Ф. Бордиченко, Лехт Ф.К., Покровский Б.В.; арх. Душкин А.Н.; 1941-42 гг.; станция открыта в 1943 г.);
- Мозаики на станции метро «Новокузнецкая» (предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве (автор эскизов — А. А. Дейнека). Мозаики примечательны тем, что работа над ними велась Фроловым в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах. Фролов успел закончить работу в 1942 году, незадолго до своей смерти от голода, несмотря на то, что работал в крайне тяжёлых условиях и практически в одиночку[1]. В 1943 году мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро.
Награды
- Орден Св. Станислава 3 ст. за реставрацию мозаики М.В. Ломоносова "Полтавский бой"
- Орден Св. Анны 3 ст. за мозаики Спаса на крови
- Малый крест Св. Филиппа Гессен-Дармштадтский за мозаики церкви в Дармштадте
- Орден Св. Станислава 2 ст. за Варшавский собор
Интересные факты
Дом, где находилась мастерская В.А. Фролова (Большой пр. В.О., 64/5)
- Фамильная коллекция смальты Фроловых является крупнейшей из существующих в мире подобных коллекций. И поныне она хранится в Петербургской Академии Художеств.
- Жена В.А. Фролова - Нина Леонтьевна Бенуа (1880–1959 гг.)
- Во дворе дома (Большой пр. В.О., 64/5) до сих пор сохранились "рекламные" мозаики мастерской.
Источники
- Художник и город. М.: «Советский художник». 1988 г. Стр. 283-314.
- Искусство. 1966 г. № 5. Стр. 43-47.
- Искусство. 1970 г. № 8. Стр. 62-68.
- Строительство и архитектура Москвы. 1981 г. № 6. Стр. 24-26.
Примечания
- Документальный фильм «Советская империя. Метро» (2009)
Ссылки
- Документальный фильм «Советская империя. Метро» (2009) // Телеканал «Вести», 11 апреля 2009 — в фильме рассказывается о В. А. Фролове.
- Подвиг автора уникальных мозаик Владимира Фролова // Телеканал «Вести», 19 апреля 2009. — репортаж о В. А. Фролове (включает интервью с Д. Гаевым, В. Матвиенко, В. Фроловым (внуком В. А. Фролова), руководителем мозаичной мастерской Российской академии художеств А. Быстровым).
- Биография В. А. Фролова в энциклопедии Санкт-Петербурга
- История мозаичной мастерской Российской академии художеств (Санкт-Петербург)
- Фроловы — русский мозаичный бренд: история от создания до «национализации».