|
Хали́ф (араб. خليفة, наместник) — название самого высокого титула у мусульман. В разные времена взгляды на его содержание были разными.
Во всех своих распоряжениях, решениях и делах в интересах уммы халиф ограничен законами шариата. Также в системе Халифата нет наследования в правлении, а наоборот байат (присяга) является методом для избрания халифа[1].
Для Омейядов и Аббасидов халиф — это наследственный титул правителя, соединяющего в себе неограниченную высшую духовную и светскую власть. В Мамлюкском султанате халифы являлись исключительно духовными лидерами, оставляя светское правление султанам.
Большинство халифов принадлежали к суннитской ветви ислама, охватывающей большую часть мусульман. Сунниты верят, что Мухаммад был пророком, призванным по божественному повелению, и потому не мог завещать или передать это своё священное служение ни одному из преемников. Преемники Мухаммада наследовали лишь земную власть.
Шииты придерживаются иного взгляда на халифат. Они считают, что Бог установил для мусульманской общины и духовную, и светскую власть — имамат. Шииты признают законными имамами потомков Али, двоюродного брата Мухаммада и мужа его дочери Фатимы, исключая, таким образом, всех суннитских халифов[2], кроме собственно самого Али, которого сунниты признают четвертым праведным халифом. Фатимидский халифат (909—1171) был наиболее известным шиитским халифатом в истории ислама. Другие династии, такие как Идрисиды в Марокко (789—921) и Сефевиды в Иране (1502—1736), также претендовали на титул халифа.
Хариджиты называли халифом выборного правителя, ограниченного волей мусульманской общины[3].
Упразднение Османского халифата в 1924 году положило конец непрерывной цепочке халифов. Проведенные в Каире и Мекке конференции не смогли определить будущее этого института, а тенденция к секуляризации, возникшая в современной Турции, постепенно стала набирать силу и в остальном мусульманском мире.
В настоящее время за возрождение института халифата выступает ряд исламских движений и организаций. Одним из возможных претендентов на титул является потомок последнего халифа Баязид Осман.
Содержание |
Это заготовка статьи об исламе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Титулы ближневосточных и тюркских народов: | |
---|---|
Монархи | Малик | Падишах | Султан | Халиф | Шах | Шахиншах | Эмир | Ильхан | Каган | |
Вожди | Атабек | Мелик | Сердар | Хан | |
Сановники | | Бей | Бейлербей | Бек | Бекляри-бек | Вали | Визирь | Инал | Кадиаскер | Каймакам | Капудан-паша | Мурза | Наиб | Нурадин | Паша | Сю-баши | Хедив | |
|
|
---|---|
Генеалогическое дерево · Media | |
Халифы Дамаска (661—750) |
Муавия I · Язид I · Муавия II · Марван I · Абд аль-Малик · Валид I · Сулейман · Умар II · Язид II · Хишам ибн Абд аль-Малик · Валид II · Язид III · Ибрахим · Марван II |
Эмиры Кордовы (756—929) |
Абд ар-Рахман I · Хишам I · аль-Хакам I · Абд ар-Рахман II · Мухаммад I · аль-Мунзир · Абдаллах · Абд ар-Рахман III |
Халифы Кордовы (929—1031) |
Абд ар-Рахман III · аль-Хакам II · Хишам II · Мухаммад II · Сулейман · Хишам II · Сулейман · Али ан-Насир[H] · Абд ар-Рахман IV · Аль-Касим аль-Мамун[H] · Яхъя аль-Мутали[H] · Аль-Касим аль-Мамун[H] · Абд ар-Рахман V · Мухаммад III · Яхъя аль-Мутали[H] · Хишам III |
[H] indicates Hammudid usurpers |
Халиф.