Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Четвертая стена (термин)

Четвёртая стена — термин, используемый в театральном, а позднее и в других видах искусства, таких как кино, комиксы, видеоигры.

Содержание

Описание

«Четвёртая стена» — это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре[1][2]. Термин был придуман Дени Дидро ещё в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма»[3], и позднее стал употребляться для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями (кино, видеоигры и т. д.)

Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана называется «сломать четвёртую стену»[1][4]. Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила «Странная интерлюдия» (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).

Возможность «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события[2].

«Пятая стена»

Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее, и означает невидимую стену между критиками (читателями) и вымышленным миром[5]. Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.

Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году[6].

Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты[7][8]; и экран, на который проецируются образы в «театре теней»[9].

Четвёртая стена в кино и на телевидении

Как уже говорилось выше, «ломают четвёртую стену» чаще всего в комедийных фильмах, сериалах, мультфильмах. Например:

Четвёртая стена в комиксах

В некоторых комиксах отсутствует стена между читателями и персонажами, как правило главными. Например, Дэдпул часто говорит с читателями, а суперзлодей Superboy Prime обвиняет авторов в своих преступлениях и читает комиксы о самом себе, включающие ещё непроизошедшие события. Так же в комиксе «Особо опасен» главный герой Уэсли нередко обращается к читателям.

Четвёртая стена в видеоиграх

В некоторых видеоиграх персонажи также могут «сломать четвёртую стену», например:

  • в играх серии Metal Gear Solid часто персонажи обращаются непосредственно к игроку[10]
  • в игре Postal 2 после очередного убийства Чувак может сказать, что он не виноват, и обвинять надо того, «кто сидит за клавиатурой»
  • в игре Max Payne есть момент, когда у себя во сне герой находит письмо, где говорится, что он в компьютерной игре. Также к «Ломке четвёртой стены» можно отнести фразу персонажа в финальном ролике: «И победителей было двое», при этом он смотрит прямо на игрока.
  • В игре Marvel versus Capcom 3, если проиграть битву за Дэдпула, тот крикнет «Ты нажал не ту кнопку!» («You pressed the wrong button!») Также, после победы, тот частенько обращается к игроку, возмущаясь, почему тот сидел, пока сам Дедпул сражался.
  • в игре League of Legends чемпион по имени Mordekaiser произносит фразу «Достаточно только одного нажатия, глупец!» («You only need to click once, fool!»), обращаясь к игроку.

Ссылки

  • Без «четвёртой стены». Статья В. Шпакова о театре Владимира Малышицкого. «Нева» № 9 за 2004 год. Проверено 18-05-2010

Примечания

  1. 1 2 Bell, Elizabeth S. (2008), «Theories of Performance», Los Angeles: Sage, сс. 303, ISBN 9781412926379 .
  2. 1 2 Wallis, Mick & Shepherd, Simon (1998), «Studying plays», London: Arnold, сс. 214, ISBN 0340731567 .
  3. «The Fourth Wall and the Third Space» by John Stevenson, creator or Playback Theatre.
  4. Abelman, Robert (1998), «Reaching a critical mass: a critical analysis of television entertainment», Mahwah, N.J.: L. Erlbaum Associates, сс. 8–11, ISBN 0805821996 .
  5. Hunte, Lynette & Lichtenfels, Peter (2005), «Shakespeare, Language, and the Stage», London: Arden Shakespeare, с. 1, ISBN 1904271499 .
  6. «Shakespeare, Language and the Stage, The Fifth Wall: Approaches to Shakespeare from Criticism, Performance and Theatre Studies (review)»", Shakespeare Quarterly Т. 57 (2): 235–237, DOI 10.1353/shq.2006.0060 .
  7. Newcomb, Horace (2004), «Encyclopedia of Television» (2nd ed.), New York: Fitzroy Dearborn, ISBN 1579583946 .
  8. Koepnick, Lutz P. (2007), «Framing Attention: Windows on Modern German Culture», Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0801884896 .
  9. Kent, Lynne (2005), «Breaking the Fifth Wall: Enquiry into Contemporary Shadow Theatre», Queensland University of Technology Creative Industries Faculty .
  10. Metal Gear Solid 3: Subsistence – Related Games. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2009.


Четвертая стена (термин).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52