Четвёртая стена — термин, используемый в театральном, а позднее и в других видах искусства, таких как кино, комиксы, видеоигры.
Описание
«Четвёртая стена» — это воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре[1][2]. Термин был придуман Дени Дидро ещё в XVIII веке, но введён в обращение лишь в XIX веке, с появлением так называемого «театрального реализма»[3], и позднее стал употребляться для обозначения воображаемой границы между любым вымышленным миром и его зрителями (кино, видеоигры и т. д.)
Действие актёра, обращающегося непосредственно к зрителю со сцены или с экрана называется «сломать четвёртую стену»[1][4]. Данный приём особенно распространён в комедиях и мультфильмах, но изредка используется и в серьёзных, драматических произведениях (например, в экспериментальной пьесе Юджина О’Нила «Странная интерлюдия» (1928) главный герой делится своими сокровенными мыслями, обращаясь к зрителям).
Возможность «ломки четвёртой стены» позволяет зрителю глубже погрузиться в вымышленный мир действа, поверить, что всё происходящее — это реальные события[2].
«Пятая стена»
Термин «пятая стена» был введён в употребление позднее, и означает невидимую стену между критиками (читателями) и вымышленным миром[5]. Также может иметься в виду стена между самими зрителями во время просмотра.
Проблеме «ломки пятой стены» были посвящены несколько семинаров в театре «Глобус» в 2004 году[6].
Также «пятой стеной» называют телевизор, так как он позволяет видеть мир за пределами четырёх стен комнаты[7][8]; и экран, на который проецируются образы в «театре теней»[9].
Четвёртая стена в кино и на телевидении
Как уже говорилось выше, «ломают четвёртую стену» чаще всего в комедийных фильмах, сериалах, мультфильмах. Например:
Четвёртая стена в комиксах
В некоторых комиксах отсутствует стена между читателями и персонажами, как правило главными. Например, Дэдпул часто говорит с читателями, а суперзлодей Superboy Prime обвиняет авторов в своих преступлениях и читает комиксы о самом себе, включающие ещё непроизошедшие события. Так же в комиксе «Особо опасен» главный герой Уэсли нередко обращается к читателям.
Четвёртая стена в видеоиграх
В некоторых видеоиграх персонажи также могут «сломать четвёртую стену», например:
- в играх серии Metal Gear Solid часто персонажи обращаются непосредственно к игроку[10]
- в игре Postal 2 после очередного убийства Чувак может сказать, что он не виноват, и обвинять надо того, «кто сидит за клавиатурой»
- в игре Max Payne есть момент, когда у себя во сне герой находит письмо, где говорится, что он в компьютерной игре. Также к «Ломке четвёртой стены» можно отнести фразу персонажа в финальном ролике: «И победителей было двое», при этом он смотрит прямо на игрока.
- В игре Marvel versus Capcom 3, если проиграть битву за Дэдпула, тот крикнет «Ты нажал не ту кнопку!» («You pressed the wrong button!») Также, после победы, тот частенько обращается к игроку, возмущаясь, почему тот сидел, пока сам Дедпул сражался.
- в игре League of Legends чемпион по имени Mordekaiser произносит фразу «Достаточно только одного нажатия, глупец!» («You only need to click once, fool!»), обращаясь к игроку.
Ссылки
- Без «четвёртой стены». Статья В. Шпакова о театре Владимира Малышицкого. «Нева» № 9 за 2004 год. Проверено 18-05-2010
Примечания
- ↑ 1 2 Bell, Elizabeth S. (2008), «Theories of Performance», Los Angeles: Sage, сс. 303, ISBN 9781412926379 .
- ↑ 1 2 Wallis, Mick & Shepherd, Simon (1998), «Studying plays», London: Arnold, сс. 214, ISBN 0340731567 .
- ↑ «The Fourth Wall and the Third Space» by John Stevenson, creator or Playback Theatre.
- ↑ Abelman, Robert (1998), «Reaching a critical mass: a critical analysis of television entertainment», Mahwah, N.J.: L. Erlbaum Associates, сс. 8–11, ISBN 0805821996 .
- ↑ Hunte, Lynette & Lichtenfels, Peter (2005), «Shakespeare, Language, and the Stage», London: Arden Shakespeare, с. 1, ISBN 1904271499 .
- «Shakespeare, Language and the Stage, The Fifth Wall: Approaches to Shakespeare from Criticism, Performance and Theatre Studies (review)»", Shakespeare Quarterly Т. 57 (2): 235–237, DOI 10.1353/shq.2006.0060 .
- ↑ Newcomb, Horace (2004), «Encyclopedia of Television» (2nd ed.), New York: Fitzroy Dearborn, ISBN 1579583946 .
- ↑ Koepnick, Lutz P. (2007), «Framing Attention: Windows on Modern German Culture», Baltimore: Johns Hopkins University Press, ISBN 0801884896 .
- ↑ Kent, Lynne (2005), «Breaking the Fifth Wall: Enquiry into Contemporary Shadow Theatre», Queensland University of Technology Creative Industries Faculty .
- Metal Gear Solid 3: Subsistence – Related Games. Архивировано из первоисточника 24 февраля 2012. Проверено 1 апреля 2009.