Чиптюн (англ. chiptune) — музыка, в которой звук синтезируется аудиочипом в реальном времени компьютером или игровой приставкой, обычно ранних поколений, а не набором музыкальных семплов, записанных с аудиоустройств. Расцветом чиптюна является середина 1980-х — середина 1990-х, при появлении звуковых чипов в первых домашних компьютерах, таких как Commodore 64, ZX-Spectrum и т. д. В чиптюне звук кодируется при помощи простейших математических формул, задающих звуковые волны разной длины, плюс шумовой канал. Музыка создавалась не расположением нот на нотном стане, а фактически написанием отдельной программы. Позднее появились специальные программы, как правило, работающие по принципу трекера.
Словосочетание Chip Music также является игрой слов, так как созвучно с Cheap Music — «дешёвая музыка». Из-за простоты технологий максимальное число одновременно воспроизводящихся звуков было невелико — резких, сменяющих друг друга высоких и низких тональностей, образующих аккорд (Арпеджио), что делает чип-музыку слишком грубой для восприятия неподготовленного слушателя. Позже термин чиптюн стал применяться и к композициям, в которых пытаются воссоздать звучание старых звуковых чипов на современных, более совершенных системах.
Иногда чиптюнами называют любые трекерные композиции, размер файла которых относительно мал (как правило, не больше нескольких десятков килобайт в несжатом виде для форматов MOD, S3M, XM, IT и т. п.), несмотря на то, что там вместо характерных электронных звуков может быть имитация других музыкальных инструментов с относительно похожим звучанием, например, органа или некоторых синтезаторов.
Независимо от чиптюна появился музыкальный жанр 8 бит, отличительной особенностью которого является, как правило, использование звучания Ricoh 2A03 (NES), отсутствие возможности зацикливания (причина рассмотрена ниже), мелодия, имеющую общие черты с поп-музыкой и постобработка. Как правило, авторы этого жанра выкладывают композиции в формате MP3 или аналогичном, в то время, как большинство «традиционных» чиптюнов распространяются в специфических форматах (см. ниже)
Содержание |
Как правило, для чиптюнов «родными» являются не форматы потокового сжатия (MP3, WAV, OGG и т. д.), а следующие:
Преимущества такой модели распространения состоят в том, что файл с музыкой имеет меньший размер, возможность зацикливания и во многих случаях — возможность доступа к мелодии и инструментам. Недостатки: необходимость в специальных программах для проигрывания и сильная зависимость звучания от программы-плеера.
Список некоторых чипов, использовавшихся в различных системах:
Для MSX выходили различные варианты Konami SCC, Yamaha YM2413 (MSX-MUSIC) и Yamaha Y8950 (MSX-AUDIO, предшественник OPL3) и Moonsound на базе OPL4, каждый имеет своё характерное звучание.
В NES и Game Boy звуковой процессор находится в том же кристалле, что и CPU.
Для создания музыки генерируются звуковые волны различной формы и частоты: синусоида, квадрат, треугольник, «пила» и белый шум. Несколько волн могут накладываться друг на друга и динамически изменяться, создавая простейшие эффекты. Не стоит путать чип музыку и MIDI, так как в MIDI используются лишь ограниченный набор команд в соответствии со стандартом (в основном — ноты и громкость используемых инструментов), инструменты же при воспроизведении берутся из заданных (или предопределённых) наборов, называемых MIDI-банками.
С течением времени мощность компьютеров росла и появилась возможность делать композиции, используя wave-семплы, например, в форматах MOD, XM и др. Однако для экономии места наряду с семплами по-прежнему часть инструментов генерировалась в реальном времени.
В демосцене «необходимость» в чиптюнах была изначально и остаётся до сих пор, например, в соревнованиях интро, где программисты экономят каждый байт кода. По сей день во многих странах (в Европе) и в России проводятся демопати, в которых часто присутствует дисциплина Chiptune и music disk.
Современные компьютеры способны эмулировать большинство старых компьютеров и игровых консолей и, отдельно, их звуковые чипы, позволяя проигрывать оригинальные форматы с помощью специализированных плееров, или плагинов для универсальных проигрывателей. Качество эмуляции часто хуже звучания оригинального чипа — многие чипы способны выдавать ультразвук в сотни килогерц, на что не способны современные звуковые карты.
Римейки и игры с классическим геймплеем нередко используют чип-музыку в своих саундтреках, например, в играх Jets and Guns, Seiklus, и Tetris DS.
Еще в начале 1990-х годов на платформе Commodore Amiga среди крякеров появилась традиция добавлять в кряки музыку, которая, как правило, из-за небольшого размера, была чиптюном в формате MOD. Традиция сохранилась до сегодняшних дней: и сейчас, на платформе PC в кряки добавляют чиптюн, но чаще в формате XM.
Демосцена и MOD-музыка | ||
---|---|---|
Концепции |
Демка • Демосцена (ZX Spectrum • Русскоязычная) • Демопати • Трекерная музыка (программа) • Чиптюн |
|
Демопати и сайты |
Assembly • Breakpoint • Nectarine • Chaos Constructions • DiHalt • Nvision |
|
ПО |
MOD • S3M • Schism Tracker • ModPlug Tracker |
|
Категория:Демосцена • Категория:Демопати • Commons:Category:Demoscene |
Чиптюн.