Шахматная композиция — составление шахматных задач и этюдов. Базируется на средствах и правилах практической игры и представляет собой независимую форму шахматного творчества.[1] Она раскрывает красоту шахматных комбинаций, постоянно развивающуюся и привлекающую все новых любителей.
Композицию образно называют поэзией шахмат, поскольку она отражает практику шахматной игры так, как искусство реальную жизнь. Шахматный композитор заставляет фигуры делать максимум возможного на шахматной доске, выявлять ещё не раскрытую их силу, всесторонне используя правила шахматной игры.
Содержание |
Зарождение шахматной композиции относят к рубежу VIII—IX веков, когда впервые были сделаны попытки составления т. н. «мансуб» (в переводе с арабского: «то, что было воздвигнуто, учреждено, устроено»). С тех пор и до наших дней шахматная композиция прошла долгий путь развития.
Неофициальным первенством мира по шахматной композиции считаются заочные матчи-турниры ФИДЕ, которые проводятся с 1972 года.
Вне зависимости от деталей, в целом задача шахматного композитора состоит в создании ограниченной по количеству участвующих фигур позицию, относительно которой решающий должен найти последовательность ходов, гарантированно приводящих к заданному результату.
К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и и художественных требований. К техническим требованиям относятся:
К художественным требованиям относятся экономичность формы, выразительность замысла, красота решения. Два последних требования сложно определить кратко, первое же из них заключается в том, чтобы в решении задачи были использованы, тем или иным образом, все имеющиеся на доске фигуры (не должно быть лишних, неработающих, фигур или пешек, решение должно достигаться за минимальное число ходов).
Различают два основных вида шахматной композиции — задачи и этюды.
Шахматный этюд — это искусственная позиция, близко стоящая к окончанию практической партии. В этюде начинают белые (если в условии отдельно не оговорено, что начинают черные), а заданием является или выигрыш, то есть достижение позиции, в которой очевидна победа белых, или достижение ничьей, то есть позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы. Количество ходов заданием не обуславливается.
Шахматная задача — это искусственная позиция, в которой некоторое условие (например, дать мат черным) должно быть выполнено в определенное число ходов. Это число ходов отдельно оговаривается в задании (например: «мат в 3 хода»). Поэтому в задачах не важны ни число фигур, ни сила сторон. Для решения задачи необходимо найти замаскированный способ выполнить задание.
К особым видам композиции относят композиции со специфическими заданиями — например, восстановление шахматной партии, приводящей к заданной позиции из начальной расстановки фигур, различные математические и конструкционные задачи, и пр.
Ортодоксальная композиция использует цель (мат чёрному королю, выигрыш или ничья), материал (обычная шахматная доска и комплект шахматных фигур) и средства (правила игры), заимствованные из практических шахмат. Жанрами ортодоксальной композиции являются этюды, двух-, трёх- и многоходовые задачи.
Неортодоксальная композиция основана на изменении цели задания. Двумя жанрами неортодоксальной композиции являются задания на кооперативный и обратный мат.
В сказочной композиции, помимо изменения цели, используются не встречающиеся в практической игре сказочные фигуры, нестандартные шахматные доски (изменённый материал), а также иные правила шахматной игры (изменённые средства).
Задача имеет девиз «Погоня любви». Решение:
1.Фf1! Cb2 (h6, h5) 2.Фb1! (угроза) — 3.Ф:h7#, 2…g6 3.Ф:С#,
1…Cc3 (d4) 2.Фd3 g6 3.Ф:С#,
1…Ce5 (f6) 2.Фf5 g6 3.Ф:С#,
1…g3 2.Kg6+ hg 3.Фh3#[2]
Пример известного манёвра Рети[2]. Решение:
Шахматная композиция.