Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Шпион (фильм, 2012)

Шпион
Жанр

приключенческий фильм

Режиссёр

Алексей Андрианов

Продюсер

Леонид Верещагин
Сергей Шумаков

Автор
сценария

Владимир Валуцкий

В главных
ролях

Данила Козловский
Фёдор Бондарчук
Владимир Епифанцев
Виктор Вержбицкий
Виктория Толстоганова
Андрей Мерзликин
Екатерина Мельник
Анна Чиповская
Сергей Газаров
Алексей Горбунов
Дмитрий Назаров

Оператор

Денис Аларкон-Рамирес

Кинокомпания

Студия ТриТэ
Телеканал Россия

Длительность

99 мин

Страна

 Россия

Язык

русский

Год

2012

IMDb

ID 2321517

«Шпион» — российский художественный фильм, экранизация книги Бориса Акунина «Шпионский роман». Дата выхода в прокат в России: 5 апреля 2012 года. Закрытая премьера состоялась 2 апреля[1].

Содержание

Сюжет

Весна 1941 года. Фашистская Германия готовится к нападению на Советскую Россию. Перед немецким агентом «Вассером» стоит задача убедить высшее руководство СССР, что до начала 1943 года войны не будет. Ослабленная репрессиями советская контрразведка ценой неимоверных усилий захватывает шпиона, но уже поздно...

Отличия от книги

  • Местом действия в книге и фильме является идеализированная столица СССР, составленная по проектам 1930-х годов. В Москве фильма «Шпион» построен Дворец Советов (хотя в реальности перед войной он только закладывался и при этом никогда не был построен), на Лубянской площади установлен памятник Дзержинскому (в реальности установлен был позже — в 1950-х), в воздухе периодически видны дирижабли. Многие уличные сцены были сняты в Минске[2].
  • В фильме упоминаются средства телеслежения, которые были впервые использованы спецслужбами СССР уже после войны, видеоконференции адмирала Канариса и Гитлера и очки ночного видения. Все эти технические изобретения были в тот период только в проектных стадиях развития.
  • По фильму, радист Карпенко дает показания в спецлаборатории под действием "лекарства". В книге до лаборатории дело не доходит.
  • В фильме Егор Дорин проводит сеансы радиосвязи с Абвером после встречи с Петракович под землей, где-то рядом с метро, откуда он выбирается через канализационный люк. В книге он находится в заточении в выселенном доме, откуда сбегает через подъезд.
  • В книге жертвами подстроенной НКВД аварии двухэтажного троллейбуса стали 82 пассажира, в фильме число сократили до 43 человек.
  • Главный герой, Егор Дорин, попав в плен, проводит там всего один сеанс связи. При этом в книге Дорин оказывается прикованным к кровати пленником на четыре недели. Всё это время он передает шифрованные сообщения в Абвер, а сама спецгруппа «Затея» считает его героически погибшим (по возвращении Егор обнаруживает на стенде «Они погибли во славу Родины» свою выцветшую на солнце фотографию).
  • Во время допроса Когана, по словам врача, объект может отвечать на вопросы не три, а двадцать три минуты. Соответственно, он успевает сказать Октябрьскому и Дорину, что война начнется 22 июня, о чём Октябрьский сразу пытается доложить Наркому, но тот вылетел к командующим округами.
  • В фильме встреча Берии и Дорина происходит в коридоре Центрального здания на Лубянке, откуда Егора выводят сотрудники НКВД. Нарком требует выгнать его из Органов, так как им тут «не нужны истерики». В книге же встреча их происходит в кабинете Октябрьского, с глазу на глаз и Берия предстает куда более спокойным. Они с Дориным разбирают проблему пропавшего Октябрьского, а Нарком отзывается о Дорине с положительной точки зрения, и из Органов его никто не гонит.
  • Октябрьский по книге предположительно погибает в телефонной будке, а в фильме это показано, как реальный факт, причем упущен важный подтекст — Октябрьскому цыганка нагадала, что он умрёт ровно в 12 дня. И когда в кабинете на Лубянке бьют часы, связь прерывается. Однако в конце фильма диктор говорит, что тело Октябрьского не было найдено.
  • В концовке фильма Дорин утверждает, что война начнется «завтра в четыре утра». По книге, до 22 июня остается ещё десять дней, на которые Дорин собирается ехать в отпуск по совету Наркома.
  • Соответственно, концовка полностью создана сценаристами фильма. В книге нет ни слова о будущем лейтенанта Дорина. Всё, что мы знаем — это его желание уйти из органов и вернуться в лётчики.
  • "Книжный" Дорин не расшифровывает радиограммы Вассера. Нарком (будучи сам в заблуждении) убеждает Егора, что войны в ближайшее время не будет.
  • В фильме Любовь Серова и Октябрьский танцуют сначала танго, а потом сальсу. В то время как сальса возникла в 1970-х.
  • В романе Сталин принимает Когана в своем кремлевском кабинете. В фильме этот эпизод гиперболизирован - встреча проходит в огромном помещении на верхнем этаже Дворца Советов. По книге, Вассер "отключает" Берию на 15 минут во время встречи с Вождем. В фильме Нарком просто уходит, оставляя Сталина и Вассера одних.

Съёмочная группа

  • Режиссёр — Алексей Андрианов
  • Продюсер — Леонид Верещагин, Сергей Шумаков
  • Сценарист — Владимир Валуцкий
  • Художник-постановщик — Виктор Петров
  • Оператор — Денис Аларкон-Рамирес

В ролях

Актёр Роль
Данила Козловский Егор Дорин Егор Дорин
Фёдор Бондарчук Октябрьский - Старший майор госбезопасности Октябрьский - Старший майор госбезопасности
Владимир Епифанцев старший лейтенант Коган старший лейтенант Коган
Виктория Толстоганова Петракович Петракович
Виктор Вержбицкий Лежава Лежава
Андрей Мерзликин Карпенко Карпенко
Екатерина Мельник Любовь Серова Любовь Серова
Анна Чиповская Надя Надя
Дмитрий Назаров отец Нади отец Нади
Михаил Филиппов Вождь Вождь
Сергей Газаров Нарком Нарком
Алексей Горбунов Селенцов Селенцов
Борис Каморзин шофер НКВД шофер НКВД
Александр Кузнецов сотрудник НКВД сотрудник НКВД
Эки Хоффман Гитлер Гитлер
Эдгар Бёльке адмирал Канарис адмирал Канарис
Феликс Шультесс водитель адмирала Канариса водитель адмирала Канариса

Отзывы в прессе

Из рецензии на фильм «Шпион» в журнале «Сеанс»:

Андрианов создал контрастную эстетику Готэм-сити: бэтмобили, чёрная кожа, ампирные храмы добра и готические вражьи чертоги. Он вписал Сталина в кремовые балюстрады виртуального Дворца Советов, будто снятого с полотен Комара и Меламида (там, где к Вождю прилетает с перстами пурпурными Эос). Он озарил бастионы Лубянки алыми зарницами и разве говорящих летучих мышей не нагнал, хотя мог. И нарочито «жирная», как в немом кино, актёрская игра является очевидной режиссёрской задачей: звериный оскал фосфорической женщины Толстогановой, басаврючий хохоток Газарова-Берии, гримасы Бондарчука и коленца Горбунова вполне соответствуют природе жанра.[3]

Из рецензии на фильм «Шпион» на сайте «Тупичок Гоблина»:

Заметая следы, кровавый сталинский режим обрушивает с моста троллейбус с людьми, а кровавые сталинские водолазы подкидывают в утопший троллейбус труп застрелившегося немца. Ну, чтобы другие немецкие шпионы поняли, что он погиб в упавшем с моста троллейбусе. Дырка в сердце немецкого шпиона не волнует Акунина, для него главное, чтобы Сталин по приколу уничтожил сорок человек. Оригинальность и свежесть сюжетных ходов поражает каждые пять минут.
...
С какой целью подобные творения спонсирует государство? Неужели непонятно, что смотреть это никто не будет?
Смотреть "Шпиона" рекомендуется либералам и поражённым триппером мозга. Вменяемым гражданам время тратить не следует. [4]

Из рецензии на фильм «Шпион» в журнале Rolling Stone:

«Остановить неизбежное»: рекламный слоган этого фильма в теории адресован всем людям, которые сражаются с собой и отсматривают каждый более-менее достойный русский коммерческий релиз. Процесс действительно затягивает, поскольку моральное падение наших режиссёров-соотечественников сродни безумству храбрых на полях сражений. В фильме «Шпион» происходит много удивительных вещей; скажем лишь, что охотники до русского трэша в его самых отчаянных проявлениях наверняка должны подарить ленте Андрианова репутацию классического midnight movie. Трезвый человек легко разглядит в «Шпионе» почти всё чудовищное, что породило русское кино последних лет[5]

Борис Акунин о фильме «Шпион»:

Не нужно принимать киноверсии близко к сердцу. Если экранизация увеличила мою читательскую аудиторию — значит, это хорошая экранизация. Вопрос о режиссёре «Шпиона» решался долго и довольно мучительно. Мы с Сергеем Шумаковым много спорили, никак не могли договориться. Дебютант Алексей Андрианов — это его идея. Вначале я отнесся к ней чрезвычайно скептически. Но после первой же встречи с Алексеем понял, что Шумаков прав и что выбор правильный.[3].

Примечания

  1. Состоялась премьера долгожданного фильма «Шпион», tvkultura.ru, 3 апреля 2012
  2. Шпион, выйди вон, или Как Минск в очередной раз превратили в Москву, onliner.by
  3. ↑ Охота на инкуба // Сеанс. — 5 апреля 2012.
  4. «Шпион» // Тупичок Гоблина. — 5 апреля 2012.
  5. «Шпион» // Rolling Stone. — 6 апреля 2012.

Ссылки

  • «Шпион» на kinopoisk.ru
  • «Шпион» на kino-teatr.ru
  • «Шпион» на ruskino.ru
  • «Шпион» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Рецензии, критика
  • Рецензия на сайте film.ru
  • Рецензия на сайте rg.ru
  • Рецензия на сайте oper.ru
  • Статья о создании на сайте cinefex.ru

Шпион (фильм, 2012).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52