Экономика Башкортостана — 10-я экономика среди субъектов Россиийской Федерации по объёму валового регионального продукта (2008 г.).
Содержание |
Развитие экономики Башкортостана обусловлено следующими факторами[1]:
Республика богата полезными ископаемыми. Общее число месторождений минеральных ресурсов превышает три тысячи. Это нефть, газ, уголь, руды черных металлов (железные руды, марганец, хромиты); руды цветных металлов (медь, свинец, алюминий, цинк, золото, бокситы); руды редких металлов (вольфрам, олово); неметаллические ископаемые (горный хрусталь, флюорит, исландский шпат, серный колчедан, барит, силикаты, кремнезем, асбест, тальк); драгоценные, поделочные и природные камни (малахит, яшма, гранит).
Башкортостан обладает значительными запасами лесных ресурсов. Общая площадь земель лесного фонда Башкортостана составляет 6,2 млн. га, в том числе покрытая лесом – 5 млн. га. Общие запасы древесины в лесах республики оцениваются в 717,9 млн. куб. м.
Земельный фонд республики составляет 14,3 млн. га. Наибольший удельный вес в структуре земель республики приходится на сельскохозяйственные угодья. Основные сельскохозяйственные районы республики расположены в умеренно теплой агроклиматической зоне: черноземы Башкортостана являются одними из лучших в России. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет более 7 млн. га .
Республика Башкортостан обладает значительным запасом подземных и наземных водных ресурсов. Около 13000 рек общей протяженностью свыше 57 тыс. км и более 2700 озер, прудов и водохранилищ общей площадью 427 кв. км. На территории республики функционируют более 90 водохранилищ, наиболее крупными являются Павловское, Нугушское, Кармановское.
Наличие Уральсих гор, целебных минеральных вод, лечебных грязей способствует созданию в республике курортов и санаториев: cанатории "Янган-Тау", "Зеленая Роща", "Красноусольск", "Юматово" (единственная в стране кумысолечебница), "Якты-Куль", "Ассы", а также широкой сети туристических баз с разнообразными видами отдыха: конно-верховой, горнолыжный, сплав по рекам.
В начале 20 века в пределах границ современного Башкортостана промышленность была представлена более 100 предприятиями, в том числе 40 мельницами, 30 пивоваренными и спиртоводочными (в г. Стерлитамак), 28 чугунолитейными и железоделательными заводами, ткацкой и несколькими швейно-галантерейными фабриками, кожаном заводами.
В годы Гражданской войны экономике Башкортостана был нанесен серьезный урон: в 1923 — 1924 годах промышленность выпускала только 30% довоенного объёма продукции. В 1926 республика по выпуску валовой продукции перешагнула довоенный уровень, в последующие годы промышленность Башкортостана развивалась сравнительно высокими темпами (в %: в 1913 — 1,0; в 1940 -- 10; в 1950 - 41; в I960 - 186; в 1970 - 478; в 1980 - 983; в 1990 - 1221).
За годы 1-й пятилетки к 1934 основные промышленно-производстводственные фонды увеличились в 2,5 раза, выпуск продукции в 2,3 раза. Была заложена основа нефтедобывающей промышленности.
В годы Великой Отечественной войны: республика стала одним из важнейших районов перебазирования промышленности страны. В отраслевой структуре промышленности респ. ведущее место принадлежало машиностроению и металлообработке. В период индустриального освоения богатых природных ресурсов (40 — 80-е годы) промышленная продукция Башкортостана увеличилась в 81 раз.
Центрами промышленного производства Башкортостана являются города Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай и Нефтекамск. На предприятих этих городов производится более половины объема всей промышленной продукции Башкортостана.
Значительная доля в структуре промышленного производства приходится на топливно- энергетический комплекс (ТЭК). Его доля в общереспубликанском объеме отгруженной продукции составляет до 50%; полученной прибы- ли – около 70%; поступлений в консолидированный бюджет республики – порядка 40%; инвестиций в основной капитал – свыше 30%; валютных поступлений – более 80%. ТЭК Башкортостана является также значительной составной частью национальной экономики России. В прошлом году доля республики в российском объеме добычи нефти составила 2,2%, первичной переработки нефти – 11,4%, производства автомобильных бензинов – 16,2%, дизельного топлива – 14,2%, выработки электрической энергии – 2,6%, тепловой – 3,6%.
В машиностроительном комплексе республики около 300 крупных и средних предприятий. На них производится оборудование для предприятий нефтедобычи, нефте- и газопереработки, химии и нефтехимии, металлургических производств, сельского хозяйства, вертолетостроение (Кумертауское авиационное производственное предприятие), производство вездеходов, троллейбусов (ОАО «Башкирский троллейбусный завод»).
Мощной производственной базой, уникальным оборудованием и технологией производства обладают промышленные и научные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Разработаны и постоянно совершенствуются производства авиационных и автомобильных двигателей, вертолетов, автобусов и троллейбусов. Развиты электротехническая промышленность, приборо- и станкостроение.
В республике вырабатываются высококачественные сорта автомобильных бензинов, керосина, дизельного топлива, минеральные удобрения.
Предприятия республики выпускают половину объема кальцинированной соды (Стерлитамак), бутиловых и изобутиловых спиртов России, более четверти химических средств защиты растений, пятую часть каустической соды, шестую часть автомобильного бензина, дизельного топлива и синтетических каучуков (ОАО «Каустик»), седьмую часть синтетических смол и пластмасс, восьмую часть полиэтилена, десятую часть топочного мазута.
Ведущие предприятия:
В башкортостане разведано 191 месторождение нефти и газа, из них в разработке находится 161 месторождение.
В 1955 году республика вышла на первое место в стране по добыче нефти. Максимальный уровень добычи нефти в 47,8 млн. тонн был достигнут в 1967 году. Почти на протяжении десяти лет уровень добычи удерживали на отметке 40 млн. тонн нефти в год.
В настоящее время уровень добычи значительно снизился (11,8 милл. т. в 2007 г.), но недра все еще обладают значительным потенциалом. При сложившемся уровне добычи обеспеченность разведанными запасами нефти составляет около 25 лет.
Ведущее нефтегазодобывающее предприятие Башкортостана - ОАО «АНК «Башнефть». На его долю которого приходится более 98% республиканского объема добычи нефти и практически весь объем добываемого газа.
Пищевая промышленность республики вырабатывает все продукты питания, необходимые населению республикии, Это продукция предприятий мясной, молочной, кондитерской, ликеро-водочной, пивоваренной, чайной отраслей промышленности, а также башкирский мед.
Крупнейшими предприятиями являются: Стерлитамакский спирто-водочный завод, Иремель - уфимский винно-водочный завод, Карламанский молочно-консервный комбинат, Уфимский мясоконсервный комбинат, Мелеузовский МКК, Белорецкий рыбзавод и др.
Республика обладает развитой энергетической базой и обеспечивает необходимую потребность в электро- и теплоэнергии на региональном уровне. Системообразующее предприятие отрасли – ОАО «Башкирэнерго»[2] – вырабатывается порядка 25 млрд. кВт⋅ч электрической энергии и около 30 млн. Гкал тепловой энергии.
Доля ОАО «Башкирэнерго» в Республике Башкортостан более 90% по электрической энергии и около 50% по тепловой энергии.
В составе генерирующих мощностей энергосистемы Республики Башкортостан – одна государственная районная электрическая станция (ГРЭС), одиннадцать теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), в том числе газопоршневая Зауральская ТЭЦ, две гидроэлектростанции (ГЭС),включая Юмагузинскую ГЭС мощностью 45 МВт, пять газотурбинных установок, семь газопоршневых агрегатов, одна ветроэлектростанция (Опытно-экспериментальная ветроэлектростанция в деревне Тюпкильды Туймазинского района мощностью 2,2 МВт) и восемь малых ГЭС.
Установленная электрическая мощность составляет всех генерующих энергосистем республики составляет 4 295 МВт, установленная тепловая мощность – 13 141 Гкал/ч (2011г).[3].
По общему объему продукции сельского хозяйства Башкортостан занимает 3-е место среди регионов России.
В 2011 году объем валовой продукции сельского хозяйства составил 103,9 млрд. рублей (103,5 млрд. руб. в 2008г). Наряду с крупнотоварным сектором экономики развивается и частный сектор аграрного производства. Сегодня личные подсобные хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства дают около 2/3 всей валовой продукции сельского хозяйства. Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства республики составляет 9976,9 руб[4]. (2011г.).
В республике развиты традиционные отрасли животноводства: скотоводство, свиноводство, овцеводство, козоводство, птицеводство. Развиваются коневодство, кумысоделие, звероводство, рыбоводство. Сельское хозяйство республики специализируется на выращивании пшеницы, ржи, овца, ячменя, проса, гречихи. Также успешно возделываются технические культуры: сахарная свекла, подсолнечник. Производство картофеля и овощей сосредоточено преимущественно в частном секторе аграрной экономики. Развито садоводство, тепличное хозяйство.
Большой урон сельскому хозяйству республики был нанесен засухой в 2010 году. В 2012 году в Башкортостане также стоит жаркая и сухая погода.
Основная часть Башкортостана области охвачена радиоретрансляторами ТВ станций. Кроме центральных каналов из Москвы в Башкортостане распространяется местные телевизионные и радиопередачи.
Регион полностью охвачен мобильной связью.
Основные печатные республиканские Средства массовой информации Башкортостана:
Практически в каждом районном центре печатаются местные муниципальные, общественные и рекламные газеты.
Башкирский филиал Куйбышевской железной дороги является одним из самых крупных ее подразделений. Ежегодно здесь перевозится более двадцати миллионов тонн грузов и около четырнадцати миллионов пассажиров. Ежедневно с реконструированного железнодорожного вокзала в Уфе отправляется фирменный поезд №40 Москва - Уфа.
Общая длина железных дорог общего пользования Башкортостана составляет 1475 км (2000г). Главной железнодорожной артерией РБ служит электрифицированная магистраль Самара-Уфа-Челябинск. От магистрали ответвляется другая широтная магистраль Чишмы-Ульяновск-Инза. В районе Уфы к магистрали примыкает магистраль Карламан-Белорецк-Магнитогорск. На северо-западе территория Башкортостана выходит к электрифицированной двухпутной магистрали Москва-Казань-Екатеринбург, представляющей кратчайший путь между Средним Уралом и Центром.
Важное районное значение имеет южное направление железной дороги - Дема-Мурапталово-Оренбург. Эта однопутная железная дорога с двухпутными вставками на участке Дема-Карламан электрифицирована, а на остальном участке обслуживается тепловозной тягой. Эта дорога обеспечивает кратчайшее сообщение РБ с Оренбургской областью, Западным Казахстаном, Средней Азией, Нижнем Поволжьем и Северным Кавказом. 26 % общей длины железных дорог Башкортостана относится к числу двухпутных, 2,5 % - к числу многопутных, остальная часть (71,5) - на долю однопутных, поезда на которых могут разъхаться только на узловых станциях.
Железнодорожным транспортом производится транспортировка продукции предприятий топливно-нефтяного комплекса республики.
Регулярное судоходство развито по реке Белая. Судоходство существует около ста пятидесяти лет. Судоходство осуществляется предприятием ОАО «Башкирское речное пароходство». Пароходство насчитывает свыше ста пятидесяти судов, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.
Популярностью пользуются речные круизы по маршруту Москва - Уфа на комфортабельнов двухпалубном теплоходе.
В 50-60 годах по реке Белой производился сплав леса, необходимого для строительства.
В Башкортостане один крупный международный пассажирский аэропорта Уфа[5], действующий с 1938 года. Из аэропорта Уфа выполняются регулярные внутренние рейсы в 27 городов России, а также регулярные и чартерные международные рейсы в 16 городов мира.
Из авиакомпаний Башкортостана перевозки производит авиакомпания ООО «Авиакомпания „Башкортостан“» . Парк воздушных судов Авиакомпании[6] насчитывает три самолёта типа Боинг 757-200 и один Diamond DA42.
Хорошо развит трубопроводный транспорт; имеется множество магистральных газопроводов, нефтепровод. По трубопроводам поступает нефть из Западной Сибири к крупнейшим нефтеперарабатывающим предприятиям Башкортостана.
В любой город республики можно добраться на автобусах из городов Уфа, Стерлитамак, Савалат. Общая протяженность автомобильных дорог составляет двадцать пять тысяч километров, из них пятьсот километров составляют федеральные дороги[7].
Автопарк республики насчитывает более 1,2 миллиона единиц транспорта (2008г). Подавляющее большинство из них - легковые автомобили: около 900 тысяч. Свыше 130 тысяч составляют грузовики, 23 тысяч автобусов.
В 2011 году в республике сдано в эксплуатацию 14,5 тыс. зданий общей площадью 2607,9 тыс. кв. м, из них 14,2 тыс. зданий – жилого назначения[8]. Всего в 2011 году введено 2,1 млн. кв. м жилья. По объему вводимого жилья в 2011 году среди регионов Приволжского федерального округа республика находится на 2 месте (после Республики Татарстан).
Несмотря на высокие темпы жилищного строительства, обеспеченность жильем в среднем на одного жителя республики остается на низком уровне - 22,0 кв. м (2011г.).
В Республике Башкортостан действуют 90 банков (2012), в том числе - 11 республиканских[9]. Крупнейшими банками являются банки Уралсиб, Социнвестбанк, Сбербанк.
По общему количеству банковских подразделений, действующих на территории региона, Республика Башкортостан занимает 2-е место в Приволжском Федеральном округе и 5-е место – в Российской Федерации. Совокупный объем кредитов, выданных экономике республики за январь-июнь 2012 года, составил 298,8 млрд руб., субъектам малого и среднего предпринимательства было выдано кредитов на сумму 44,1 млрд. рублей.
Остатки кредитов, выданных банками Российской Федерации населению Республики Башкортостан, к 01.07.2012 достигли 150,4 млрд рублей.
Башкирская энциклопедия, т. 7, Уфа, 2007.
Экономика Башкортостана.