Экономика Приднестровья — хозяйственный уклад и строй на территории непризнанной Приднестровской Молдавской Республики. В Приднестровье сконцентрирована значительная часть промышленности бывшей МССР. Основу экономики ПМР составляют крупные предприятия вроде Молдавского металлургического завода, Молдавской ГРЭС, текстильного комбината «Тиротекс», коньячного завода «Квинт», и т. п.
Содержание |
В 1990 году, до распада СССР, Приднестровье давало 40 % ВВП Молдавии и производило 90 % электроэнергии. [1] По мере разворачивания конфликта в Приднестровье, регион начал предпринимать меры по созданию независимой экономики. 22 декабря 1992 года в ПМР был создан собственный центральный банк.[2] В 1994 году в ПМР были введены в обращение собственные денежные знаки — Приднестровский рубль. 1 января 2001 была проведена деноминация. В начале 2000-ых годов (позднее, чем в целом по экс-СССР) в Приднестровье была проведена массовая приватизация, основные предприятия и фирмы оказались в руках частных предпринимателей и зарубежных инвесторов. В 2006 году из-за внешнеполитического кризиса региону была устроена экономическая блокада[3], которая резко отрицательно сказалась на ВВП и объемах экспорта 2006 года.
До распада СССР регион производил значительное количество электроэнергии, экспортируя её в Румынию, Болгарию и другие страны. Основу энергетики Приднестровья составляют Молдавская ГРЭС (город Днестровск) и Дубоссарская ГЭС (город Дубоссары).
В 2005 году ЗАО «Молдавская ГРЭС» было приватизировано и затем вошло в состав российской группы Интер РАО ЕЭС. Несмотря на резкое падение выработки электроэнергии с советских времён и проблемы с поставками в Приднестровье энергоносителей для ГРЭС, текущий владелец возобновил экспорт электроэнергии в Румынию и планирует наращивать объёмы производства.[4]
Объём производства электроэнергии в 2007 году составил 826,2 млн приднестровских рублей, увеличившись с предыдущим годом на 67,1 %.[5]
Острой проблемой является отсутствие у региона собственной ресурсной базы и многолетняя задолженность за поставки энергоносителей российским компаниям, составлявшая на начало 2008 года без учёта пени 885,9 млн долл. [6]
В 2010 году в Тирасполе были запущены сразу две когенрационные электростанции. На Тиротексе мощностью 8х4 МВт, и на Котельной №1 мощностью около 3 МВт.
Основу сельского хозяйства Приднестровья, сильно сократившегося со времён СССР, составляет растениеводство — зерновые, виноград, овощи, посолнечник. В 2007 году регион пострадал от сильной засухи, потери составили около $46 млн.[7] В республике из года в год также наблюдается спад животноводства. В целом вклад сельского хозяйства в ВВП Приднестровья в 2007 году составил 0,76 % по стоимости.[5]
В розничной торговле в Приднестровье лидирует компания Шериф , владеющая сетью автозаправок по всей республике, сетью супермаркетов во всех городах, телевизионным каналом, издательским домом, рекламным агентством, вино-коньячным заводом «Квинт», двумя хлебокомбинатами, футбольным клубом Шериф, спорткомплексом «Шериф» и прочими предприятиями. Вклад розничной торговли и общепита в ВВП в январе — сентябре 2007 года составил 648 164 тыс. приднестровских рублей или 13,81 %.
Внешняя торговля республики характеризуется постоянным превышением стоимости импорта над экспортом. Основу экспорта ($727,0 млн в 2007 году [8]) составляют чёрные металлы, электроэнергия, текстильные изделия, вино-водочные изделия.[9] Больше половины экспорта направляется в страны СНГ, в основном в Россию, а также в Белоруссию, Украину и Молдавию. Также товары экспортируются в Италию, Египет, Грецию, Румынию и Германию.
Основу импорта ($1131,6 млн в 2007 году [8]) составляют чёрные металлы, минеральное топливо, мясо и пищевые мясные субпродукты, оборудование и механические устройства, электрические машины и оборудование, хлопок. Страны СНГ поставляют более половины импорта, примерно четверь импорта приходится на ЕС.
Чёрная металлургия составляет основу экономики региона (приблизительно половину объёма промышленного производства в 2007 году). Молдавский металлургический завод является ключевым налогоплательщиком региона и крупнейшим экспортёром во всей Молдавии.[10] Главными акционерами завода являются структуры, контролируемые российским предпринимателем Алишером Усмановым и украинским Ринатом Ахметовым.[11]
В Приднестровье также работает ряд менее крупных промышленных предприятий: завод «Электрофарфор» (Бендеры), ЗАО «Молдавкабель» (Бендеры, принадлежит петербургскому ОАО «Севкабель-Холдинг» [12]), завод «Прибор» (Бендеры, принадлежит российскому ФГУП «ММПП „Салют“» [13]), заводы «Электромаш» (Тирасполь) и «Молдавизолит» (Тирасполь).
Рыбницкий цементный комбинат является крупным экспортёром и производит 100 % цемента в республике.[14] За 2007 год в республике введено в действие 44252,2 кв. метров общей площади жилых домов.[5]
Комбинат «Тиротекс», принадлежащий местному «Агропромбанку», является вторым по величине текстильным предприятием в Европе и одним из ключевых экспортёров региона.[10][15] В Бендерах с 1989 года работает обувная фабрика «Тигина», принадлежащая российскому инвестору. Объём производства лёгкой промышленности в 2007 году составил 925,8 млн приднестровских рублей из 6836,8 млн всего по промышленности.[5]
Пищевая промышленность республики представлена крупными предприятиями «Квинт» (Тирасполь) и «Букет Молдавии» (Дубоссары). Также работают мясные, молочные комбинаты, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, и т. п.
Основным в республике является автомобильный пассажирский и грузовой транспорт. Объем перевозок грузов организациями автомобильного транспорта в 2007 году составил 3944,2 тыс. тонн.[5]
В Приднестровье имеется пассажирское железнодорожное сообщение с Молдавией, Украиной, а через их территорию — и с другими странами. Осуществляются транзитные грузовые перевозки. Местные перевозки, а также перевозки для приднестровских предприятий ограничены со времён кризиса 2006 года.[16] За приднестровский участок железных дорог отвечает независимое от молдавских властей ГУП «Приднестровская Железная Дорога», созданное в 2004 году с целью оставить железнодорожную инфраструктуру региона под контролем властей ПМР.
Регулярного авиационного сообщения на территории ПМР не существует, местные аэродромы используются только малой и военной авиацией. Ближайший пассажирский аэропорт находится в Кишинёве.
В советское время по Днестру осуществлялись активные речные перевозки. В Приднестровье существует Рыбницкий речной порт и Бендерский речной порт. Из-за загрязнения реки, финансовых проблем и конфликтов с Молдавией в данный момент перевозки не осуществляются, ведутся переговоры о решении проблем.[17]
Крупным местным телекоммуникационным оператором (мобильная связь в сети МАЯК в Григориопольском районе, в советское время осуществлявший вещание на страны Африки и Латинской Америки, в 2007 году был продан ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».
[18] Всего вклад услуг связи в ВВП составил в январе — сентябре 2007 года 4,11 %.[5]
В республике действует 8 коммерческих банков: Газпромбанк, Приднестровский Сбербанк, Тираспромстройбанк, Ипотечный, Агропромбанк, Тиротекс Банк, Банк Ламинат и Бендерысоцбанк. Финансовая деятельность регулируется государственным Приднестровским Республиканским Банком. С 2005 года в Тирасполе работает свой Монетный двор.
В Приднестровье также существует НП «Приднестровская фондовая биржа», на которой проводятся торги акциями приватизируемых госпредприятий.
ВВП Приднестровья в 2007 году составил 6789,0 млн приднестровских рублей, что составляет 111,7 % к ВВП 2006 года. [8] В январе — сентябре 2007 года 37,06 % ВВП пришлось на производство товаров (в том числе сельское хозяйство 0,76 %), 55,92 % ВВП пришлось на сферу услуг.[5] Инфляция в республике за 2007 достигла почти 30 %, за первые 4 месяца 2008 года — 15,78 % [19] В ПМР прожиточный минимум для трудоспособного населения на конец 2007 года составлял $87; средняя зарплата — $218.[20]
Главными проблемами экономики региона является массовая миграция, стареющее население, изношенность фондов и инфраструктуры, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, высокая инфляция, непризнанный статус, отсутствие значительных запасов полезных ископаемых и транспортная зависимость от соседей. Молдавия проводит политику подчинения приднестровских предприятий молдавскому законодательству,[21] торговля с соседними регионами затруднена и уступает объёмам торговли с Россией. Между Молдавией и Приднестровьем периодически возникают конфликты, приводящие к остановке транспортного сообщения, обесточиванию соседних регионов, конфликтам радиочастот мобильной связи, и т. п. Республика периодически получает экономическую помощь от России и других стран.
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика |
|
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы • ² В основном в Азии
|
Экономика Приднестровской Молдавской Республики.