Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Ярослав Вешин

Ярослав Вешин
Имя при рождении:

Jaroslav-František-Julius Věšín

Дата рождения:

23 мая 1860(1860-05-23)

Место рождения:

Враны

Дата смерти:

9 мая 1915(1915-05-09) (54 года)

Место смерти:

София

Гражданство:

Австро-Венгрия

Жанр:

батальная живопись

Учёба:

Академия изобразительных искусств (Прага)

Стиль:

реализм

Известные работы:

Пахарь, Атака, Самарское знамя

Влияние на:

Никола Петров,
Атанас Михов

Работы на Викискладе

Ярослав-Франтишек-Юлиус Вешин (чеш. Jaroslav Věšín), чешский и болгарский художник, живший и работавший в Словакии и Болгарии. Один из основателей современного болгарского искусства XIXXX веков.

Биография

Ярослав Вешин, чех по происхождению, родился 23 мая 1860 года в городе Враны (Чехия, в то время Австро-Венгрия). Учился в пражской гимназии, где впервые познакомился с произведениями чешских мастеров живописи, затем в 1876-1880 годах в пражской Академии художеств. Подъем национального изобразительного искусства, представленного такими мастерами, как Антонин Манес, Гвидо Манес, Йозеф Навратил и др., оказал сильное воздействие на формирование художественного вкуса молодого художника.

В 1881-1883 годах Я. Вешин учился в Академии изобразительных искусств Мюнхена у Карла Пилоти, Юзефа Брандта, Отто Зайтца, специализировался на исторической и жанровой живописи. После окончания академии он некоторое время живет и работает в Мюнхене и в Словакии, создавая картины на мотивы сельской жизни Словакии.

В 1897 году Ярослав Вешин переехал в Болгарию и оставался там до конца своей жизни. В 1897—1904 годах по приглашению министра образования Константина Величкова он работал преподавателем в только что открытой государственной школе живописи (ныне Национальная художественная академия (София)). С 1904 года работал военным художиком при Военном министерстве Болгарии.

Учениками Ярослава Вешина были Никола Петров, Атанас Михов и другие болгарские художники[1].

Скончался 9 мая 1915 года в Софии. Именем Ярослава Вешина названа одна из улиц Софии в районе Триадица.

Творческое наследие

В Болгарии Я. Вешина увлекает общее культурное возрождение родственного славянского народа после освобождения от османского ига, он пишет реалистические картины быта болгарской деревни: «Урожай в Радомире» (1897), «Пахарь» (1899), «Контрабандисты» (другое название «Гайдуки», 1899), «Урожай» (1900) и другие. Значительное место занимают картины, посвященные болгарским базарам, где художника привлекают живописные характеры и оригинальные сцены: «Конный базар в Софии» (1899), «Перед базаром» (1899), «Возвращение с базара» (1898). Главной темой в творчестве этого периода является жизнь и труд болгарских крестьян[2].

«На нож» («Атака»), 1913

После 1904 года Вешин не отказывается от жанровой, деревенской и охотничей тематики: «Угольщик» (1910), «Дровосеки» (1910), «По следу дичи» (1910), «Охотник с борзыми» (1911) и др. Одновременно Вешин создает галерею портретов болгарских и русских солдат, офицеров, генералов: «Русские генералы» (1907) и др.

Однако самые известные картины этого периода — батальные сцены. Так, цикл «Маневры» был начат в 1899 году и продолжался до Балканской войны. Художник пишет картины «Самарское знамя»[3] (1911), «Атака» (другое название «На нож», 1913), «Отступление турок при Люле-Бургасе» (1913), «Люле-Бургас — Чаталджа» (1913), серию эскизов и работ об осаде Адрианополя: «Бивак перед Адрианополем» (1913), «На отдыхе после 13 марта 1913» (1913) и другие.

Я. Вешин внёс большой вклад в развитие современного болгарского искусства, вместе с Иваном Мырквичкой (также чехом по национальности, 1856—1938), Иваном Ангеловым (1864—1924), Антоном Митовым (1862—1930), Иваном Милевым (1897—1927) обогатил болгарскую живопись яркими художественными образами и новыми живописными средствами[4].

Большая часть картин Я. Вешина хранится в Национальной художественной галерее в Софии. Фрагмент картины Я. Вешина «Пахарь» изображен на болгарской банкноте в 500 лев 1925 года, в 250 лев 1943 года выпуска[5].

Примечания

  1. Мара Цончева. Ярослав Вешин — живот и творчество. София:Български художник, 1955. — на болг. яз., 105 с., 38 ил.
  2. Цончева М. Искусство Болгарии//Всеобщая история искусств, т. 5, под общей ред. Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской — М.: Искусство, 1964. — 1200 с.
  3. Самарское знамя с изображенем Кирилла и Мефодия вышито в 1876 году монахинями самарского монастыря Иверской Божьей Матери, вручено болгарскому ополчению генерала Столетова, участвовало в боях. Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа.
  4. Мара Цончева, Вешин, М., 1957.
  5. Болгарские левы 1925-го года выпуска


Ярослав Вешин.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52