Мессершмитт Bf.110 | |
---|---|
Назначение: | ночной истребитель, истребитель-бомбардировщик |
Производитель: | Messerschmitt AG |
Всего построено: | 5760 |
Характеристики | |
Экипаж: | 2 (3 для ночного истребителя) чел |
Макс. скорость: | 560 км/ч |
Боевой радиус: | 2410 км |
Практический потолок: | 10 500 м |
Размеры | |
Длина: | 12,3 м |
Высота: | 3,3 м |
Размах крыла: | 16,3 м |
Площадь крыла: | 38,8 м² |
Масса | |
Пустой: | 4500 кг |
Снаряжённый: | 6700 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 2 х Daimler-Benz DB 601B-1, перевернутый V-12 жидкостного охлаждения |
Тяга (мощность): | 1100 л. с. (809 кВт) |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 2 х MG FF, 4 х MG 17, MG 15 (для защиты задней полусферы) |
Мессершмитт Bf.110 — двухдвигательный тяжелый стратегический истребитель (Zerstörer) на службе люфтваффе во время Второй мировой войны. Из-за неспособности использования по прямому назначению был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель.
Содержание |
В 1934 году в нескольких странах Европы проводились разработки стратегического истребителя. В Германии Имперское Министерство авиации (RLM) выпустило спецификацию на двухдвигательный, трёхместный, с цельнометаллическим монопланом, вооружённый авиапушками и способный нести бомбовую нагрузку истребитель широкого применения.
Концепция многоцелевого самолёта настолько захватила воображение Геринга, что для проектирования он определил самые сжатые сроки. Задание на проективание было выдано нескольким фирмам. Параллельно шла разработка двигателей. После рассмотрения проектов к постройке опытных образцов были допущены три фирмы: Bayerische Flugzeugwerke, Focke-Wulf и Henschel.
Разработка стратегического двухдвигательного истребителя началась на фирме Bayerische Flugzeugwerke под руководством В. Мессершмитта в 1934 году. В 1935 году было построено три прототипа Bf.110. Прототип Bf.110V1 впервые поднялся в воздух 12 мая 1936 года (лётчик-испытатель Р. Опиц).
В январе 1937 года в испытательном центре в Рехлине прошли сравнительные испытания Focke-Wulf Fw 57, Henschel Hs 124 и Bf.110, по результатам которых последний был принят на вооружение и запущен в серийное производство.
Испытывая проблемы с поставкой двигателей DB 600, Мессершмитт был вынужден заменить их на двигатели Jumo 210B, которые были недостаточно мощными и могли разогнать Bf.110 только до 430 км/ч. Вооружение так же было ослаблено до четырёх пулеметов MG-17.
В последнии месяцы 1938 года удалось решить проблемы поставки двигателей DB 601 B-1. С новыми двигателями скорость Bf.110 увеличилась до приемлемых 537 км/ч при дальности примерно 1100 км.
Bf.110 был впервые применен во время вторжения немцев в Польшу в сентябре 1939 года. Самолёт широко использовался при агрессии против Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании, Греции, Югославии. Применялись Bf.110 также в Северной Африке, поддерживали повстанцев в Ираке в мае 1941 года.
Опыт, полученный во время военных действий в Норвегии и выявивший нехватку боевого радиуса действия, вылился в новую модификацию Bf.110D — тяжелый истребитель дальнего действия (Langstrecken Zerstörer).
Битва за Британию выявила фатальную неспособность Bf.110 противостоять одномоторным истребителям противника. Его размер и вес означали высокую удельную нагрузку на крыло, что ограничивало маневренность. К тому же, хотя Bf.110 имел значительно большую скорость, чем его основной противник Hawker Hurricane, он гораздо хуже ускорялся. Тем не менее, Bf.110 хорошо подходил для дальнего эскорта бомбардировщиков и не имел проблем с ограниченным радиусом действия, как Bf.109E. Действуя в верхнем прикрытии, пилоты использовали тактику «ударил-убежал»: они пикировали на врага, давали очередь из мощного носового вооружения с большого расстояния и отходили на прежние позиции. Находящиеся ниже и имеющие меньшую скорость британские самолеты были вынуждены вести оборонительный бой.
После битвы за Британию соединения, вооружённые Bf.110, переместили на средиземноморский и восточноевропейский театры военных действий. В 1941 году приоритет производства Bf.110 был понижен в ожидании замены на Messerschmitt Me.210. За это время было разработано две версии Bf.110 — модели E и F. Модель E, как истребитель-бомбардировщик (Zerstörer Jabo), была снабжена четырьмя бомбодержателями ETC-50 под крылом в дополнение к центральному бомбодержателю. Bf.110E-1 изначально оснащались двигателями DB 601B, но сразу перешли на DB 601P, когда те стали выпускаться в достаточном количестве. Кроме того, модель E имела улучшенное бронирование и усиленный фюзеляж, чтобы выдерживать дополнительный вес. Большинство пилотов Bf.110E считали его медленным и не отзывчивым.
Bf.110F был оснащён новыми двигателями DB 601F мощностью 1350 л. с. (почти в двое более мощными, чем Junkers Jumo, стоявшими на первых образцах), что позволило увеличить бронирование и усилить конструкцию без вреда для характеристик.
Хотя неудачный Messerschmitt Me.210 поступил на вооружение в середине 1941, объёмов производства и энтузиазма пилотов не хватало, чтобы полностью заменить Bf.110. Для модернизации устаревающей модели F был разработан Bf.110G. Двигатели заменены на DB 605B мощностью 1475 л. с. у земли в экстренном режиме и 1355 л. с. на высоте. Аэродинамика и носовое вооружение Bf.110G так же подверглись улучшению. Большое количество вариантов дополнительного оборудования (Rüstsätze) сделало серию G самой гибкой из всех Bf.110.
На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. Имелись в составе SKG 210 (2 воздушный корпус), ZG 26 (8 воздушный корпус), STG 77, KG55, StG1, LG2. В основном они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. Если завязывался маневренный бой, то Bf.110 проигрывал даже истребителям устаревших типов (известен случай, когда летом 1941 года под Таганрогом советский лётчик на И-15 сбил сразу 3 Bf.110). По мере появления на фронте большого количества Як-1 и ЛаГГ-3 потери Bf.110 существенно увеличились, и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109. Летом 1943 года почти все уцелевшие Bf.110 были отозваны с Восточного фронта в состав воздушного командования «Рейх» (ПВО Германии). К концу войны самолёт стал основным немецким ночным истребителем.
С началом ночных налётов английской авиации на промышленные объекты Германии Bf.110D достаточно эффективно использовался в качестве ночного истребителя. Благодаря своему радиусу действия, мощному вооружению и способности нести радар Bf.110 получил великолепный шанс продолжить воевать в ночном небе. В модификации Bf 110 G-4 устанавливался радар FuG 202/220 «Lichtenstein». Оператор радара, размещавшийся между пилотом и стрелком, увеличил команду до трех человек. Ночные истребители часто комплектовались установкой «неправильная музыка».
Производства начала 1941 - переоборудованные С-1, С-2, С-4, с новой броней, двигателями и бомбодержателями. (Проводились испытания с двумя 1000кг)
Производство Bf.110 на фирмах Messerschmitt AG и Focke-Wulf продолжалось до 1941 года. На фирмах MIAG и Gotha производство самолёта было остановлено, соответственно, в октябре и декабре 1941 года. Ожидалось, что его заменит Me-210, но тот оказался неудачным, и в феврале производство было возобновлено и продолжалось до марта 1945 года. В общей сложности было изготовлено 6050 самолётов.
Me-110.