TDRS (англ. Tracking and Data Relay Satellite — Спутник сопровождения объектов и передачи данных) — тип американских геостационарных спутников связи, часть системы двойного назначения Tracking and Data Relay Satellite System (англ.)русск. (TDRSS), используемой NASA и другими американскими правительственными организациями для организации связи и обмена информацией между низколетящими объектами (спутниками, МКС, воздушными шарами, самолетами, в том числе ударными БПЛА) и наземными станциями.
Первоначально спутники системы TDRSS предназначались для замены сети наземных станций космической связи. По естественным причинам время сеанса обмена данными с наземной станцией ограниченно временем нахождения спутников в зоне хорошей радиовидимости. Проблема может быть решена с помощью строительства наземных станций в различных частях земного шара, в том числе не на своей территории, что несет известные политические риски и приводит к необходимости содержать большое количество обслуживающего персонала на множестве объектов, удаленных друг от друга на большие расстояния. Система TDRSS создавалась с целью уменьшить зависимость НАСА от сети наземных станций и увеличить число аппаратов, постоянно находящихся на связи. Другой целью было увеличение количества передаваемой информации.
Система TDRSS состоит из спутников, находящихся на геостационарной орбите. Первые семь аппаратов были построены корпораций TRW Inc., следующие — спутникостроительным подразделением компании Boeing. Всего было запущено 10 спутников TDRS. Один, TDRS-В, был потерян при катастрофе шаттла Челленджер 28 января 1986 года. На 2013 год в системе работают 7 космических аппаратов. В декабре 2007 года компании Boeing были заказаны новые спутники (TDRS-L и TDRS-K). В ноябре 2011 года НАСА объявило о решении создать новое поколение спутников — TDRS-M.
Первый спутник системы TDRS был запущен на боту шаттла Челленджер в 4 апреля 1983 года в ходе полета STS-6. Компания Боинг изготовила разгонный блок, который после отделения от шаттла на низкой опорной орбите должен был довывести спутник на высокоэнергетическую ГСО. Разгонный блок отработал нештатно, в результате чего спутник был выведен на нерасчетную орбиту. НАСА удалось завершить выведение используя собственную двигательную установку TDRS-1, но это существенно сократило возможное время активного существования аппарата и увеличило затраты на его управление. Спутникам TDRS для нормальной работы в составе системы необходимо поддерживать определенной местоположение на орбите с помощью реактивных двигателей малой тяги, использующих бортовой запас топлива. Когда топливо заканчивается, коррекция орбиты становится невозможной и спутник выводится из системы. Фактически это означает прекращение его работы.
Спутник TDRS-2 был потерян в результате катастрофы Челленджера в апреле 1986 года. По заключению комиссии среди основных причин, приведших к гибели шаттла, не указывалась нештатная работа полезной нагрузки в грузовом отсеке.
Следующие 5 аппаратов построенных TRW были успешно выведены на орбиту в грузовых отсеках космических челноков. Аппараты компании Боинг выводились РН Атлас в 2000 и 2002.
Спутники TDRS имеют двойное обозначение. Аппараты обозначаются как последовательно всеми буквами латинского алфавита начиная с А, так и цифрами, начиная с 1. Все спутники несут на борту транспондеры S и Ku диапазонов (cпутники второго поколения дополнительно Ka-диапазона). Все космические аппараты TDRS используют оборудование, способное использовать различные несущие частоты. Спутники второго и третьего поколение компании Боинг имеют большую пропускную способность.
Наземный сегмент управления спутниками TDRS состоит из двух одинаковых станций, расположенных в на территории комплекса White Sands в Нью-Мексико. Все управление системой (передача радиокоманд и прием телеметрии) ведется из этого комплекса. Так же существует дополнительный комплекс на острове Гуам.
Название | Дата запуска | Обозначеиние носителя | NSSDC ID No. | Примечания |
---|---|---|---|---|
TDRS A | 4 апреля, 1983 | STS-6 | 1983-026B[1] | так же TDRS-1; аппарат первого поколения; Выведен из состава системы в октябре 2009[2] |
TDRS B | 28 января, 1986 | STS-51-L | TDRSS-B[3] | так же TDRS-2; потерян в результате катастрофы шаттла Челленжер |
TDRS C | 29 сентября, 1988 | STS-26 | 1988-091B[4] | так же TDRS-3 |
TDRS D | 13 марта, 1989 | STS-29 | 1989-021B[5] | так же TDRS-4; выведен из состава системы в декабре 2011[6]. |
TDRS E | 2 августа, 1991 | STS-43 | 1991-054B[7] | так же TDRS-5 |
TDRS F | 13 января, 1993 | STS-54 | 1993-003B[8] | так же TDRS-6 |
TDRS G | 13 июля, 1995 | STS-70 | 1995-003B[9] | так же TDRS-7; Использовался для замены потерянного TDRS B |
TDRS H | 30 июня, 2000 | Атлас-2a | 2000-034A[10] | так же TDRS-8; Начало второго поколения аппаратов от Boeing |
TDRS I | 8 марта, 2002 | Атлас-2a | 2002-011A[11] | так же TDRS-9 |
TDRS J | 4 декабря, 2002 | Атлас-2a | 2002-055A[12] | так же TDRS-10 |
TDRS K | 31 января, 2013 | Atlas 5 | 2013-004A[13] | так же TDRS-11; Начало третьего поколения аппаратов of Boeing |
TDRS L | January, 2014 (планируемый)[14] | Atlas 5 | планируется TDRS 12 | |
TDRS M | December, 2015 (планируемый)[14] | Atlas 5 | планируется TDRS 13 |
TDRS.