Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Гомофония

Гомофония с доминирующей мелодией в «Ноктюрне» № 18 Фредерика Шопена Ми мажор, ор.62 № 2. Левая рука аккомпанирует мелодии, исполняемой правой рукой. Слушайте звуковой пример в формате MIDI: Первые такты «Ноктюрна».

Гомофо́ния (от др.-греч. ὁμοφωνία — «однозвучие, унисон»; англ. homophony, нем. Homophonie) в наиболее распространённом значении — склад многоголосия (упрощённо: мелодия, аккомпанемент и бас), присущий композиторской музыке Европы в XVII—XIX вв.

Значения

1) С XVII в. — склад многоголосия, в котором выделяются три разных по значению пласта фактуры: мелодия (тесситурно, а также, как правило, темброво обособленный пласт фактуры, несущий «музыкальную мысль» целого), аккомпанемент (может быть структурирован многообразно, первоначально аккордовый) и бас. В отечественной музыкальной науке гомофонный склад прежде именовали также «гомофонно-гармоническим», что представляет собой очевидный плеоназм, поскольку гармония как категория музыки логически не противопоставляется полифонии. Смысловым панданом к гомофонии является не гармония, а полифония (склад многоголосия, в котором тесситурные и музыкально-логические функции каждого в отдельности голоса тождественны). Гомофонный склад, доминировавший в профессиональной (композиторской) музыке Европы XVII—XIX веков (при сохраняющемся композиционно-техническом и художественном значении полифонии), составил важнейшую предпосылку гармонической тональности.

2) До конца XVIII века под гомофонией понимали гоморитмическую фактуру, то есть такую, в которой каждый голос многоголосного целого движется в одном и том же ритме. Техника старинной гомофонии в оригинальных трактатах называлась contrapunсtus simplex[1]. Образцы гомофонии (гоморитмического многоголосия) — вокальные жанры средневековой и ренессансной музыки с силлабическим распевом текста: многоголосные обработки гимнов, (многоголосный) кондукт, английский, французский, особенно итальянский виды фобурдона (fauxbourdon, falsobordone), многоголосные итальянские песни XVI века (фроттола, вилланелла, канцонетта) и др. Один из ярких примеров такой гомофонии (= гоморитмической фактуры) — раздел «Et incarnatus est» из Кредо мессы Жоскена Депре «Pange lingua»:

В анализах старомодальной гармонии всякую гомофонную фактуру из трёх и более голосов зачастую недифференцированно обозначают как «аккордовую»[2], чтó верно лишь для тех случаев, когда звуковысотный контекст выявляет логику сопряжения основных тонов созвучий (как в классико-романтической гармонии). Во многих примерах старинной полифонической музыки (особенно в эпоху Средних веков), где мыслимые как интервальные комплексы конкорды сопрягаются по правилам простого контрапункта, следует говорить не об аккордовой, а о гоморитмической (или «старой гомофонной») фактуре.

3) В древнегреческой гармоникеПтолемея) гомофонами назывались октава и двойная октава (ὁμό — из-за тождественности модальных функций нижнего и верхнего звуков в этих интервалах), в позднейшей латинской науке к гомофонам отнесли также унисон (лат. unisonus).

Примечания

  1. В переводе с латинского — «простой контрапункт».
  2. В авторитетной музыкальной энциклопедии «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» примеры приведённого типа фактуры Жоскена описываются именно так: «The association of chordal writing of this kind with moments of particular solemnity and devotion remains a feature of Josquin’s style…» (New Grove Dictionary [2001], статья «Josquin»).

Библиография

  • Riemann H. Große Kompositionslehre I. Der homophone Satz. Berlin, Stuttgart, 1902.
  • Катунян М. И. Гомофония // Большая российская энциклопедия. Т.7. М., 2007, с.391-392.

Гомофония.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52