Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Фроттола

Перейти к: навигация, поиск

Фро́ттола (итал. frottola, точная этимология неизвестна) в итальянской музыке конца XV — начала XVI веков — пьеса (изначально вокальная) на 3-4 голоса лирического характера, большей частью в моноритмической фактуре, слегка украшенной имитационной полифонией, с ярко выраженными метрическими акцентами.

Как правило, фроттолы писались в строфической форме (одна и та же музыка для каждой строфы текста); поэтическая форма обычно содержит рефрен. Стихи фроттолы — преимущественно любовная лирика в разнообразных формах, среди которых были особенно популярны барцеллетта (barzelletta), strambotto, capitolo, canzona и даже сонет.

Фроттолы нотировались как сочинения для небольшого вокального ансамбля; издавались они (как и все другие многоголосные песни того времени) в виде поголосников. Считается, что верхний голос фроттолы мог исполнять солист, а партии остальных голосов поручались музыкальным инструментам (виолам, лютне, клавишным инструментам).

Крупнейшие авторы фроттолы — Маркетто Кара (одна из самых популярных: «Hor vendut’ho la speranza», с рефреном) и Бартоломео Тромбончино («Vale, diva mia, va in pace»), деятельность которых связана с мантуанским двором. К числу самых известных в истории музыки фроттол относится «In te Domine speravi» Жоскена, на смеси итальянского и латинского языков (показан фрагмент):

Многие фроттолы (в том числе, совершенно неизвестных и анонимных композиторов) опубликованы в сборниках популярной многоголосной музыки, которые выпускал в первых двух десятилетиях XVI века Оттавиано Петруччи (первый сборник фроттол выпустил в Венеции, в 1504 году). В стиле фроттолы сочинялись и более крупные формы, например, месса Лодовико Фольяно (на неидентифицированный cantus firmus).

Наряду с другими многоголосными песенными жанрами (вилланеллой, канцонеттой, вильянсико, баллетто и др.), равно как и итальянским фобурдоном в богослужебной музыке, фроттола дала сильнейший толчок развитию аккордового чувства, метрической экстраполяции и (в конечном итоге) гармонической тональности. Излюбленный пример фроттолы, которую рассматривают с точки зрения нарождающейся тональности,— «Non mi pento esser ligato» (авторство приписывают некоему композитору по имени Ioannes Lulinus).

Литература

  • Edward Lowinsky. Tonality and atonality in sixteenth-century music. Berkeley, 1961.
  • Carl Dahlhaus. Untersuchungen über die Entestehung der harmonischen Tonalität. Kassel, Basel u.a.O., 1968, SS.249-257.
  • Knud Jeppesen. La frottola, I-II. Bemerkungen zur Bibliographie der ältesten weltlichen Notendrucke in Italien. Århus: Universitetsforlaget i Århus, 1968-70 (критическое издание ранних фроттол).
  • Knud Jeppesen. La frottola, III: Frottola und Volkslied: zur musikalischen Überlieferung des folkloristischen Guts in der Frottola. Århus, 1970.
  • F. Luisi. Frottole di B. Tromboncino e M. Cara ‘per cantar et sonar col lauto’. Roma, 1987 (включает факсимиле старопечатных сборников и транскрипции фроттол).
  • Don Harrán. Frottola // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York, 2001.
  • Бедуш Е., Кюрегян Т. Ренессансная песня. Москва: Композитор, 2007.

Фроттола.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52