Фро́ттола (итал. frottola, точная этимология неизвестна) в итальянской музыке конца XV — начала XVI веков — пьеса (изначально вокальная) на 3-4 голоса лирического характера, большей частью в моноритмической фактуре, слегка украшенной имитационной полифонией, с ярко выраженными метрическими акцентами.
Как правило, фроттолы писались в строфической форме (одна и та же музыка для каждой строфы текста); поэтическая форма обычно содержит рефрен. Стихи фроттолы — преимущественно любовная лирика в разнообразных формах, среди которых были особенно популярны барцеллетта (barzelletta), strambotto, capitolo, canzona и даже сонет.
Фроттолы нотировались как сочинения для небольшого вокального ансамбля; издавались они (как и все другие многоголосные песни того времени) в виде поголосников. Считается, что верхний голос фроттолы мог исполнять солист, а партии остальных голосов поручались музыкальным инструментам (виолам, лютне, клавишным инструментам).
Крупнейшие авторы фроттолы — Маркетто Кара (одна из самых популярных: «Hor vendut’ho la speranza», с рефреном) и Бартоломео Тромбончино («Vale, diva mia, va in pace»), деятельность которых связана с мантуанским двором. К числу самых известных в истории музыки фроттол относится «In te Domine speravi» Жоскена, на смеси итальянского и латинского языков (показан фрагмент):
Многие фроттолы (в том числе, совершенно неизвестных и анонимных композиторов) опубликованы в сборниках популярной многоголосной музыки, которые выпускал в первых двух десятилетиях XVI века Оттавиано Петруччи (первый сборник фроттол выпустил в Венеции, в 1504 году). В стиле фроттолы сочинялись и более крупные формы, например, месса Лодовико Фольяно (на неидентифицированный cantus firmus).
Наряду с другими многоголосными песенными жанрами (вилланеллой, канцонеттой, вильянсико, баллетто и др.), равно как и итальянским фобурдоном в богослужебной музыке, фроттола дала сильнейший толчок развитию аккордового чувства, метрической экстраполяции и (в конечном итоге) гармонической тональности. Излюбленный пример фроттолы, которую рассматривают с точки зрения нарождающейся тональности,— «Non mi pento esser ligato» (авторство приписывают некоему композитору по имени Ioannes Lulinus).
Фроттола.