Содержание |
Различные исторические исследования дают разные оценки времени появления и периодов пребывания евреев на территории Центральной Азии. Очевидно, что евреи появились здесь не позднее эпохи активного функционирования Великого шёлкового пути.
В 1827 году российский император Николай I подписал указ о натуральной воинской повинности для евреев (кантонисты), в соответствии с которым ежегодно царскую армию должны были пополнять по 10 рекрутов возрастом от 12 до 25 лет с каждой тысячи еврейских мужчин. Совершеннолетних определяли на действительную службу, а малолетних направляли в кантонистские школы «для приготовления к службе» в отдалённые, зачастую с суровыми климатическими условиями регионы Российской империи. Таким образом, множество еврейских юношей оказались в Казахстане.
Примерно в 1870 году в городе Верном (нынешнем Алматы) сложилась первая еврейская община, состоявшая из николаевских солдат и их потомков. Их было немного — не более ста человек. Они открыли первую синагогу в простой деревянной избе в 1884 году и добились регистрации еврейского молитвенного общества в 1907 году.
В современной истории евреи массово прибывали в Центральную Азию в связи с разнообразными событиями исторического масштаба. Например, известно, что в царской России Казахстан был одним из мест ссылки неугодных власти лиц. Немало евреев, принимавших активное участие в общественной жизни того времени, оказались здесь по этой причине.
В ходе реализации грандиозных советских проектов, в числе которых строительство Турксиба, освоение Целины и другие, в Казахстан прибыли и остались на долгое время многочисленные специалисты с семьями.
Значительное увеличение численности евреев в Центральной Азии произошло во время Великой Отечественной войны. В Казахстан, так же как и в соседние республики, приехали люди, в большинстве своём имеющие высшее образование или обладающие различными профессиональными навыками. Они сыграли немаловажную роль в интенсивном развитии многих областей человеческой жизнедеятельности, в частности, промышленности, медицине, искусстве, кино, образовании, науке.
Наконец, в долгие годы сталинских репрессий в Казахстан были насильно переселены тысячи еврейских семей из Украины, Белоруссии, Кавказа, России, Прибалтики. Они обрели здесь свой второй дом и сегодня, с горечью вспоминая о трагедии тех лет, благодарят Всевышнего за то, что он отправил их в гостеприимные казахские степи.
Этнос | Перепись 1970 года |
Перепись 1979 года |
Перепись 1989 года |
Перепись 1999 года |
Перепись 2009 года |
---|---|---|---|---|---|
Евреи | 27013 | 22762 | 17515 | 6745 | 3485 |
Евреи горские | 50 | 118 | 384 | 14 | 30 |
Евреи грузинские | 103 | 183 | 179 | 18 | 23 |
Евреи среднеазиатские | 481 | 316 | 772 | 28 | 5 |
Евреев всего: | 27647 | 23379 | 18850 | 6805 | 3543 |
Караимы | 50 | 33 | 33 | 28 | 231 |
Крымчаки | 42 | 87 | 61 | 20 | 35 |
Таты | 48 | 135 | 175 | 51 | 93 |
Этнос | Численность иудаистов |
---|---|
Казахи | 1929 |
Русские | 1452 |
Корейцы | 211 |
Украинцы | 108 |
Немцы | 89 |
Татары | 47 |
Узбеки | 34 |
Уйгуры | 34 |
Белорусы | 25 |
Азербайджанцы | 16 |
Поляки | 14 |
Курды | 11 |
Турки | 7 |
Чеченцы | 6 |
Киргизы | 6 |
Дунгане | 4 |
Таджики | 2 |
другие национальности | 1286 |
ВСЕГО: | 5281 |
Из таблицы следует, что все этносы, традиционно исповедующие иудаизм, в официально опубликованных материалах переписи о религиозном составе населения, учтены (совокупно с рядом других национальностей) в графе "другие национальности". При этом, хотя учтённая переписью численность этносов, традиционно исповедующих иудаизм, составляет почти 4 тысячи человек, число иудаистов в графе "другие национальности" составляет всего 1286 человек. Из указанного следует, что лица, при переписи декларировавшие принадлежность к этносам, которые традиционно исповедуют иудаизм, на вопрос о религиозной принадлежности в подавляющем большинстве случаев заявили о принадлежности не к иудаизму, а к другим религиям, либо заявили о том, что являются неверующими, либо вообще отказались давать ответ на вопрос об отношении к религии.
Таким образом, согласно данным переписи населения 2009 года, наибольшее число приверженцев иудаизма имеется среди казахов (1929 человек, т.е. 36,5% всех иудаистов Казахстана) и русских (1452 человека, т.е. 27,5% всех иудаистов Казахстана). Свыше 1 тысячи человек иудейского вероисповедания в материалах переписи учтены в категории "другие национальности", в которую входят все этносы численностью менее 23 тысяч человек, в том числе и почти 4 тысячи евреев. Следующей по численности этнической группой,исповедующей иудаизм, являются корейцы (211 человек), за ними украинцы (108 человек) и немцы (89 человек).
Иными словами, в Казахстане иудаистов (по данным переписи населения 2009 года) больше, чем евреев, но среди евреев подавляющее большинство себя к иудаизму не относят.
Неотъемлемой частью жизни еврейского народа является соблюдение заповедей, которое не зависит ни от материального, ни от социального, географического или иного положения. Поэтому во все периоды истории среди евреев существовали люди, считающие соблюдение религиозных традиций и оказание помощи другим в этом соблюдении главным смыслом жизни. Евреи всегда могли с помощью таких людей, вне зависимости от того, являлись ли они раввинами или нет, прильнуть к духовному источнику Торы. Еврейская религиозная жизнь не затухала, как в период существования Великого шёлкового пути, так и в годы борьбы советской власти с проявлениями религиозности.
Современный активный этап возрождения еврейской жизни в Казахстане начался в 1994 году с приезда раввина Ешаи Когена. Молодой посланник Любавичского Ребе прибыл в страну по просьбе казахстанской еврейской общины, чтобы возглавить общину и наладить полноценную религиозную жизнь.
Однако начало этого этапа, вероятно, правильнее будет отсчитывать с момента прибытия в Казахскую ССР раввина Леви-Ицхака Шнеерсона.
Раввин Шнеерсон родился на Украине в 1871 году. Многие годы являлся главным раввином г. Днепропетровска. Его старший сын раввин Менахем-Мендл Шнеерсон, — седьмой Любавичский Ребе. (Любавичский Ребе — лидер движения «Хабад», которое зародилось в конце XVIII в. в России в местечке Любавичи, глава нынешнего поколения хасидов «Хабад». Движение «Хабад» — всемирное еврейское движение, деятельность которого направлена на поддержание полноценной еврейской жизни во всех её сферах.) В период сталинских репрессий, несмотря на опасность быть арестованным, раввин Л.-И. Шнеерсон всячески поддерживал религиозную жизнь евреев Днепропетровска. В своих речах он призывал ни на йоту не отступать от законов иудаизма, оставаться верными тысячелетним традициям еврейского народа в любых условиях и в любых ситуациях.
Раввин Шнеерсон был арестован НКВД в марте 1939 года за религиозную деятельность, обвинён в антисоветской пропаганде, сослан в Казахстан, в посёлок Чиили Кызылординской области. Находясь в ссылке, несмотря на все страдания, до конца своих дней продолжал деятельность раввина, продолжал учиться Торе сам и обучал ей других.
Раввин Л.-И. Шнеерсон похоронен в г. Алматы. Он умер в 1944 году, вскоре после его перевода из п. Чиили. В 1989 году раввин Леви-Ицхак Шнеерсон был реабилитирован.
19 декабря 1999 г. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев лично передал 3 тома материалов дела раввина Л.-И. Шнеерсона из архивов КГБ библиотеке Любавичского Ребе в Нью-Йорке. Раввин Шнеерсон поддерживал духовную жизнь евреев во время ссылки и умер, исполняя свою святую обязанность.
Город Алматы хорошо известен еврейскому сообществу благодаря находящейся здесь могиле великого праведника, являющейся местом паломничества и источником духовных сил. Имя раввина Леви-Ицхака Шнеерсона носит Центральная синагога Казахстана, построенная неподалёку от его могилы.
Сегодня казахстанская еврейская община, черпая силы в крепкой вере и мужестве раввина Шнеерсона, развивается быстрыми темпами. Налаживаются связи с общинами и еврейскими организациями других стран, строятся синагоги, издаётся собственная газета, налажено кашерное производство некоторых продуктов питания, нуждающиеся члены общины получают необходимую помощь, действует специальная группа, осуществляющая еврейские похороны, во всех казахстанских городах работают еврейские организации, открыты клубы для людей разных возрастов и интересов.
Согласно данным Евроазиатского еврейского конгресса в данное время в Казахстане проживает около 45 тыс. евреев[2].
|
|
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии |
|
|
---|---|
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Другие территории | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Иудаизм в Казахстане.