Город
Показать/скрыть карты
|
Томбукту́[1][2] (фр. Tombouctou) (устар. передача Тимбукту́; фр. Timbouktou, тамашек Tin-Bouktou) — город на севере центральной части Мали, в 13 км к северу от реки Нигер. Столица самопровозглашённого государства Азавад. Население составляет 35 330 человек (на 2012 год).
Экономического расцвета город достиг при мансе Мусе[3][4]. В это время Томбукту был интеллектуальным и исламским духовным центром в центральном Судане. Сегодня в городе находится несколько крупных медресе, в том числе медресе Санкоре, а также три старейшие мечети Западной Африки.
Город находится в излучине реки Нигер (т. н. Внутренней дельте Нигера) на южной окраине пустыни Сахары. Проблема расширения пустыни является для города актуальной: городские улицы наполнены песком, когда-то полноводные рукава реки, приносившие в город наводнения, высохли. Ещё в начале XX века город был труднодосягаем: по реке Нигер в Тимбукту можно было добраться только тогда, когда уровень воды был достаточно высоким; караванную дорогу часто заносило песком.
Климат жаркий и резкоконтинентальный. Среди скромной растительности преобладают акации, баобабовые и пальмовые деревья. Средняя годовая температура составляет 28 °C, самые жаркие месяцы — май и июнь (средняя температура 34 °C). Среднее количество осадков — примерно 170 мм. Наибольшее количество осадков выпадает с июля по август (примерно 56-66 мм)[5]. Дожди, выпадающие в этот период, зачастую наносят существенный урон глинобитным зданиям.
Климат Томбокту | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средний максимум, °C | 29,6 | 32,9 | 36,3 | 39,4 | 42,0 | 41,4 | 38,5 | 36,7 | 38,2 | 38,7 | 34,6 | 29,9 | 36,5 |
Средняя температура, °C | 21,1 | 23,9 | 27,4 | 30,9 | 33,9 | 34,3 | 32,2 | 30,8 | 31,5 | 30,5 | 25,9 | 21,5 | 28,7 |
Средний минимум, °C | 12,6 | 14,9 | 18,4 | 22,4 | 25,8 | 27,3 | 25,9 | 24,9 | 24,7 | 22,3 | 17,2 | 13,2 | 20,8 |
Норма осадков, мм | 0,4 | 0,3 | 0,0 | 1,1 | 4,3 | 14,7 | 45,2 | 63,5 | 27,4 | 2,3 | 1,3 | 0,3 | 160,8 |
Источник: [3] |
По данным на 2012 год население Томбукту составляет 35 330 человек; по данным переписи 1998 года оно насчитывало 31 973 человека[6]. Город географически расположен на пересечение областей расселения кочевого берберского и оседлого африканского и арабского населения; основные этнические группы: сонгай, туареги, фульбе и манде. Большинство населения говорит на сонгайских языках. Также распространен арабский, французский и тамашек.
Тимбукту был основан туарегами около 1100 года как место стоянки сахарских караванов. Традиционно считается, что название города происходит от слов «Тин» («место») и «букту» (имя старой малийской женщины, проживавшей когда-то в этом регионе, у которой останавливались арабские торговцы, ведущие караваны на север). По другой этимологической версии, выдвинутой французским востоковедом Рене Бассетом, на языке тамашек «Тин-букт» означает отдаленное место «на краю земли». Первые описания города были сделаны Львом Африканским (1526 год) и Ибн Баттутой (1353 год).
В XIV веке Манса Муса возвёл здесь свой дворец (от которого не осталось и следа), а также соборную мечеть с характерной башней (перестроена). К XV в. Тимбукту стал одним из основных центров транссахарской торговли, в котором сбывались соль и золото.
Вслед за купцами (берберскими, арабскими и еврейскими) в процветающий город хлынули арабские учёные и книжники, которые стали преподавать в одном из самых старинных медресе Санкоре[7]. В городе до сих пор хранятся античные греческие манускрипты[8]. В 1433 году контроль над городом получили туареги, однако жили они за пределами городских укреплений и лишь изредка тревожили горожан своими набегами.
В 1468 году Тимбукту вошёл в состав государства Сонгаи. Местный правитель Сонни Али предпринял гонения на учёных мусульман, однако его сын Мамаду Туре (Мухамад Аския) повёл дело таким образом, что в город стали, наоборот, стекаться учёные из Мекки и Каира, многих из которых просвещённый правитель приблизил ко двору и сделал своими советниками. Приезжие из Магриба выменивали здесь на сахарскую соль золото и рабов.
Золотой век Тимбукту закончился в 1591 году, когда город был захвачен армией марокканского султана Ахмада аль-Мансура, оснащенной огнестрельным оружием. Учёное сообщество было обвинено в предательстве и либо истреблено, либо угнано в Марокко. Размещённый султаном в городе отряд был не в состоянии противостоять набегам берберов-кочевников, которые время от времени подвергали город полному разорению. Так продолжалось до 1893 года, когда в Тимбукту пришли французские колонизаторы. К этому времени экономическая мощь города была существенно подорвана, в связи с упадком транссахарской торговли, после налаживания торговых связей с Европой по морю.
Со времени Средневековья о Тимбукту в Европе было известно как о сказочно богатом городе. В конце XVIII в. европейские исследователи предприняли несколько попыток обнаружения когда-то крупнейшего в Сахеле торгового центра. В 1795 и в 1805 гг. Мунго Парк в составе Африканской Ассоциации попытался обнаружить город и одновременно исследовать устье реки Нигер. Возможно, М. Парк стал первым европейцем, побывавшем в городе, но он умер на территории Нигерии, не успев письменно рассказать об увиденном[3][4].
В 1824 г. Французское географическое общество предложило приз в 10 тыс. франков тому немусульманину, кто сумеет побывать в городе, вернуться обратно и написать об увиденном. В сентябре 1826 г. Александр Гордон Ленг достиг Тимбукту, но был убит мусульманским торговцем, опасавшимся европейского проникновения и завоевания.
17 июня 1825 года Ленг отплыл в Триполи. Оттуда он отправился в путь через Сахару. Пройдя от Триполи до северной окраины Феццана, экспедиция двинулась оттуда на запад новым для европейцев путем — через оазисы Гадамес и Айн-Салах. Прожив в Айн-Салахе с ноября 1825 года до января 1826 года, Ленг достиг оазиса Туат; оттуда он предполагал направиться в Тимбукту, объехать озеро Дженне или Дебои, посетить область Мелли. Затем он намеревался вернуться обратно, дойти до Сокото, посетить озеро Чад и постараться выйти к Нилу. Однако когда караван, к которому присоединился Ленг, покинул Туат, на него напали туареги. Один из участников экспедиции был убит, сам Ленг тяжело ранен. Вскоре эпидемия дизентерии унесла в могилу всех остальных его спутников. Несмотря ни на что, Ленгу удалось завершить труднейший и опаснейший переход через Сахару и вступить 13 августа 1826 году в город своей мечты — Тимбукту. Очевидно, он был первым европейцем после Бенедетто Деи (1466 год), вошедшим туда добровольно. В Тимбукту Ленг стал постепенно оправляться от ран. Выздоровление шло медленно, но благодаря рекомендательным письмам, привезенным из Триполи, и самоотверженным заботам своего хозяина больной не подвергался преследованиям со стороны местных жителей. Осмотрев в подробностях Тимбукту, Ленг, ночью отправился в Кабру, чтобы увидеть Джолибу (Нигер). Ленг не хотел возвращаться в Европу через Великую пустыню, а рассчитывал побывать в Дженне и Сегу, и затем выйти к французским поселениям на Сенегале. В письме британскому консулу в Триполи, датированном 21 сентября 1826 года, Ленг сообщил, что намеревается двинуться к Сегу в верхнем течении Нигера. Это было единственное письмо, написанное им из Тимбукту, и последнее, которое вообще было от него получено. Через пять дней после того как Ленг выехал из Тимбукту, к его каравану присоединился фанатик-магометанин, шейх Хамед-Ульд-Хабиб, вождь племени зауат. Под предлогом, того, что Ленг будто бы без разрешения вступил на территорию этого племени, его схватили и предложили принять ислам. Ленг отказался и заявил, что предпочитает смерть отступничеству. Тут же на месте по приказу шейха Ленг был задушен двумя рабами, а тело его брошено в пустыне. Все экспедиционные материалы пропали[9].
В 1829 году француз Рене Калье, переодевшись мусульманином, сумел побывать в городе, благополучно вернуться в Европу и получить приз. Кроме того, в 1813 году Роберт Адамс, афроамериканский моряк, прибывший в британское консульство в Танжере, заявил, что он сумел побывать в городе в 1811 году, после того как его корабль потерпел кораблекрушение у берега Африки[10]. В 1816 году он издал книгу The Narrative of Robert Adams, a Barbary Captive, однако исследователи подвергают сомнению истинность его пребывания в городе. Известно, однако, что ещё три европейца достигли город до 1890 года: это немцы Генрих Барт и Оскар Ленц в 1853 г., и испанец Кристобал Бенитес в 1880-м г.
Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 119 рус. • англ. • фр. |
В 1989 году глинобитные здания в центре города были поставлены под охрану ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия, а в 2000 году правительство Люксембурга и ряд международных фондов запустили проект по сохранению и изучению многочисленных средневековых рукописей, которые хранятся в Тимбукту и его окрестностях. Их общее число исчисляется сотнями тысяч; древнейшие восходят к XII веку.
В 1990-е гг. Тимбукту среди прочих городов Мали и Нигера был охвачен восстанием туарегов (1990—1995 гг.).
1 апреля 2012 года в ходе очередного восстания туарегов город захвачен войсками НДОА[11], а 6 апреля стал столицей самопрозглашённого Независимого Государства Азавад[12]. 26 июня боевики разгромили семь захоронений, а 28 июня исламисты сорвали с петель ворота мечети Сиди Яхья[13]. В связи с этим на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО Тимбукту был внесён в список Всемирного наследия под угрозой уничтожения[14]. В ходе антитеррористической операции, начавшейся в январе 2013 года, 27 января город был занят малийскими и французскими войсками[15]. Повстанцы оставили город без боя, однако при этом сожгли здание исторического исследовательского центра Ахмед Баба, включая библиотеку, в которой хранились до 100 тыс. арабских и древнегреческих рукописей, входящих в список Всемирного наследия (ЮНЕСКО)[16] (впоследствии стало известно, что рукописи были тайно спасены[17]). На протяжении нескольких месяцев под контролем исламистов Тимбукту жил по законам шариата[16].
Сегодня Тимбукту — бедный город, несмотря на большое количество достопримечательностей и международный аэропорт. В городе со времен Средневековья добывают каменную соль.
В XV в. в городе было построено несколько мусульманских мечетей и коранических школ, наиболее крупная из которых — мечеть Санкоре (1581 г.), при которой стало действовать медресе, в котором преподавал в том числе Ахмед Баба аль Массуфи, имя которого часто упоминалось в Суданских хрониках (он также был упомянут в книге Ж. Верна «Пять недель на воздушном шаре» как владелец библиотеки в тысячу шестьсот рукописей)[18].
О значимости города как религиозно-культурного центра свидетельствует западно-африканская мусульманская поговорка: «Соль прибывает с севера, золото — с юга, а слово Божье и мудрость — из Тимбукту».
Главное достояние города — более 100 000 рукописей, некоторые из которых датируются XII в., хранимые несколькими семьями[19]. Большинство из них по астрономии, музыке, биологии и благочестию написаны на арабском или на языке фула исламскими учеными, прибывшими в Мали. Более поздние рукописи посвящены вопросам мусульманского права, математики и истории (в частности хроники Тарих ал-Фатташ, написанная Мухмуд Кати в XVI в. и Тарих ас-Судан (Суданские Хроники), записанная Абдуррахманом Сади в XVII в).
Библиотека института Ахмеда Бабы, основанного в 1970-м году правительством Мали при посредничестве ЮНЕСКО, а также библиотека медресе Санкоре содержат некоторое количество средневековых рукописей[20]. Часть рукописей находится в частных библиотеках, которых в городе насчитывается от 60 до 80 (англ. Mamma Haidara Library, Fondo Kati Library, Al-Wangari Library, Mohamed Tahar Library и др.).
Рукописи, находящиеся в городе сегодня, представляют собой неполный перечень написанных в Тимбукту средневековых документов. Часть из них в колониальное время была вывезена в Лондон, Париж и другие города. Многие манускрипты скрываются своими владельцами.
В феврале 2006 г. было начато совместное исследование ЮАР и Мали по поиску и изучению рукописей в Тимбукту и других регионах Западной Африки (как например, в Сокото)[21]. 29 января 2013 года боевики-исламисты подожгли библиотеку.
Большинство зданий глинобитны[22] и построены в сахельском стиле.
Наиболее крупные сооружения — мечети.
Другие достопримечательности — музей, висячие сады и водонапорная башня.
Столицы Африки | |
---|---|
Абуджа • Аддис-Абеба • Аккра • Алжир • Антананариву • Асмэра • Бамако • Банги • Банжул • Бисау • Браззавиль • Бужумбура • Виктория • Виндхук • Габороне • Дакар • Джибути • Джуба • Додома • Каир • Кампала • Кигали • Киншаса • Конакри • Либревиль • Лилонгве • Ломе • Луанда • Лусака • Масеру • Малабо • Мапуту • Мбабане • Могадишо • Монровия • Морони • Найроби • Нджамена • Ниамей • Нуакшот • Порт-Луи • Порто-Ново • Прая • Претория • Рабат • Сан-Томе • Триполи • Тунис • Уагадугу • Фритаун • Хараре • Хартум • Ямусукро • Яунде |
|
Прочих территорий | |
Непризнанных государств |
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Мали | ||
---|---|---|
Старый город Дженне | Тимбукту | Бандиагара | Могила Аскиа |
Тимбукту.