Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Борода в исламе

Перейти к: навигация, поиск

Отношение к отращиванию бороды (араб. لحية‎‎) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным, а бритьё порицаемым, но не запретным действием.

Отращивание бороды

Ранний ислам

Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)

Пророк Мухаммед, как и все мужчины в то время, обладал густой бородой[1][2]. Он призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы»[3], «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»[4].

В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы[5]. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю[6].

Средневековье

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм[7][8], маликит аль-Хаттаб[ar][9], ханбалит ас-Саффарини[10], ханафит Ибн Абидин[11].

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави[12], Закария аль-Ансари[13] и аль-Хатиб аш-Шарбини[ar][14]. Несмотря на это шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азра’и считали запретность бритья бороды более правильным мнением[12].

Современность

Король Марокко Мухаммед VI

Современные салафитские богословы (Ибн Баз[15], аль-Усаймин[16], аль-Албани[17] и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани[18] и Мухаммада Ширази[19]. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо пророка». В свою очередь король назвал это «чушью»[20].

Ближний Восток

Бритьё бороды в парикмахерской. Дамаск, Сирия

В некоторых странах Ближнего Востока (напр. Ливан) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции[21].

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды[22]. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду[22].

В период правления Хосни Мубарака в Египте, борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (напр. патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду[23].

Афганистан под властью Талибана

После того, как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды, стали проводиться «проверки бород»[24]. Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты[25].

Казахстан

Согласно статье «Сақал қою парыз ба?» («Обязательно ли отращивать бороду?»), опубликованной на сайте Петропавловской мечети Духовного управления мусульман Казахстана, отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута[en] (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам[26]. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман[27].

Россия

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)»[28].

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижению 60-летнего возраста, можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза»[29].

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута[30].

Узбекистан

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана[31]. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами»[32].

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования[33].

Для того, чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения[31].

Мужчина с окрашенной бородой

Укорачивание бороды

Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин)[34][35].

Окрашивание бороды

Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной[36]. По мнению имама ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма»[37].

Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено[38]. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашение врага[39].

Укорачивание усов

Мусульманин с выбритыми усами

Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью[38].

Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. 1396) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы[38].

Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.)[38].

Примечания

  1. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 8.
  2. ISBN 9785457182684.
  3. Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259
  4. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.
  5. Ahmet Zebidi Zeynüddin Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193-8. — 442 с.
  6. Liḥya-Yi S̲h̲erīf
  7. Ибн Хазм аль-Андалуси Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
  8. Ибн Хазм аль-Андалуси Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
  9. Аль-Хаттаб Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
  10. Ас-Саффарини Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
  11. Ибн Абидин Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
  12. ↑ فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
  13. Закария аль-Ансари Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
  14. Аль-Хатиб аш-Шарбини Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
  15. حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
  16. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
  17. Насируддин аль-Албани Этикет бракосчетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
  18. الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.). www.sistani.org. Проверено 1 марта 2015.
  19. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Проверено 1 марта 2015.
  20. Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Проверено 2 марта 2015.
  21. Who's That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
  22. ↑ In Turkey, it's all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
  23. Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
  24. Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
  25. Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
  26. Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано из первоисточника 2 марта 2015.
  27. Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Проверено 2 марта 2015. Архивировано из первоисточника 2 марта 2015.
  28. Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Проверено 2 марта 2015. Архивировано из первоисточника 3 марта 2015.
  29. Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
  30. Ношение бороды. — Umma.ru.
  31. ↑ Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
  32. Борода - нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
  33. Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
  34. حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, 2008.
  35. حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
  36. K̲h̲iḍāb
  37. Его голова // Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Проверено 3 марта 2015.
  38. ↑ Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Проверено 2 марта 2015.
  39. Ибн Хаджар аль-Аскаляни Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.

Литература

В Викицитатнике есть страница по теме
Борода в исламе
  • Encyclopaedia of Islam : with indexes etc. : [англ.] : in 12 vols. / ed. by P. J. Bearman, Th. Bianquis, C. E. Bosworth, E. van Donzel, W. P. Heinrichs et al. — 2nd ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005.
  • Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186-187.

Борода в исламе.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52