Motor Racing Developments Ltd. | |
---|---|
База | |
Руководители |
Берни Экклстоун |
Пилоты | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при (старты) |
402 (394) |
Побед (подряд) |
35 (4) |
Поулы (подряд) |
39 (3) |
Быстрые круги (подряд) |
42 (3) |
Подиумы (подряд) |
124 (8) |
Лучший старт |
1 |
Лучший финиш |
1 |
Очков всего |
983 |
Очков за один сезон |
102 |
Финишей в очках подряд |
11 |
Кубки конструкторов | |
Чемпионы мира |
Мотор Рэйсинг Девелопментс Лимитед (англ. Motor Racing Developments, Ltd) широко известная как Брэбхэм или Брэбэм (англ. Brabham), — английский производитель автомобилей и команда-участник чемпионата Мира по автогонкам в классе Формула-1. Основана в 1960 году двумя австралийцами: автогонщиком Джеком Брэбхэмом и конструктором Роном Торанаком. Четыре пилота команды становились чемпионами Мира по автогонкам в классе Формула-1, а сама команда дважды становилась обладателем Кубка конструкторов.
Brabham был крупнейшим в мире производителем клиентских гоночных шасси в 1960-х годах, и к 1970 году было построено уже более 500 машин. В течение этого периода, на автомобилях Brabham были выиграны чемпионаты в Формуле 2 и Формуле 3, а также знаменитые 500 миль Индианаполиса. В 70-х и 80-х годах, командой Brabham было введено огромное количество инновационных решений, зачастую спорных, но без сомнения успешных. Среди них: первые углеродные тормоза, гидропневматическая подвеска, изменявшая просвет, во время гонки и многое другое. Титул Нельсона Пике 1983 года, стал первым в Формуле 1 , выигранным на автомобиле с турбонаддувом.
Содержание |
Команда Brabham была основана Джеком Брэбхэмом и Роном Торанаком, первая встреча которых произошла в 1951 году, и на момент которой они были довольно успешными молодыми конструкторами, одновременно и выступавшими на своей технике, выставляя её на различные мелкие соревнования, в их родной Австралии. Брэбхэм был более успешен как гонщик, и в 1955 году отправился в Великобританию, в надежде на дальнейшее продолжение своей гоночной карьеры. Там он подписал контракт с командой Cooper и в 1958 году вместе с ней пришёл Формулу 1, на тот момент наивысшую категорию автомобильных соревнований, проводимых под эгидой Международной федерации автоспорта (FIA). В 1959 и 1960 годах, Бребхем принёс свой команде два чемпионских титула, управляя на тот момент революционной машиной, с заднемоторной компоновкой.
Несмотря на то, что данное решение, было вскоре скопировано другими командами, и превосходство Купера сходило на нет, главный конструктор Оуэн Маддок был очень консервативен и практически не изменял до того успешный автомобиль. Во многом лишь стараниями Брэбхэма, который настаивал на дальнейшем развитии, произошло появление модели - Т53, которая была более приземистой, чем все предыдущие, была оснащена новой пятиступенчатой коробкой передач и пружинной задней подвеской. После Монако последовали пять подряд побед на ГП Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании и Португалии, как правило подкрепленных вторыми и третьими местами второго пилота команды МакЛарена. Тем самым второй подряд титул чемпиона мира Брэбэму был обеспечен, как и Кубок Конструкторов. Британские «ремесленники дважды уделали «спецов» из Ferrari. Но именно этот ремесленный подход и погубил команду Cooper. В 1961 году Куперы опять были застигнуты врасплох сменившимся регламентом. Объём двигателей был ограничен 1,5 л. и старый 4-х цилиндровый мотор Climax FPF не мог выдержать конкуренции с новеньким Ferrari V6. Новый Т55 представлял собой лишь эволюцию устаревшей Т53. Новый мотор V8, появившийся к концу сезона на машинах с обозначением Т58 положения не спас. Результат - ни одного победного финиша и даже второго места за сезон, и лишь четвертое место в КК. В довершение ко всему ушёл из команды Брэбхэм. Он был уверен, что сможет организовать свою команду лучше, чем Cooper. Ещё в конце 1959 года Брэбхэм уговорил Торанака о переезде того в Великобританию для совместной работы. Первоначально они начали с продажи и производства запчастей для дорожных автомобилей в своем автосалоне Jack Brabham Motors, но с долгосрочной целью проектирования гоночных автомобилей. Для достижения этой цели, Брэбхэм и Торанак на вырученные деньги создают компанию Motor Racing Developments, Ltd, намеренно избегая использование в названии имён. Новая компания, по их планам, должна была конкурировать с Купером на рынке для клиентских гоночных автомобилей; но так как Брэбхэм, на тот момент, был ещё связан контрактом с Купером, Торанак создавал первый автомобиль MRD в тайне. Лишь летом 1961 года, когда Бребхем ушёл из бывшей команды, машина была представлена публике и переименована из МRD в Brabham. В название же модели были использованы инициалы обоих создателей: BT - "Brabham Tauranac".
Дебют новой команды произошёл на Гран-при Голландии 1962. На купленном шасси Lotus Бребхем провёл пять первых гонок сезона, набрав только одно очко, пока на Гран-при Германии не дебютировал новый Brabham BT3, одетый в бирюзовую ливрею, ставшую для команды фирменной. И хотя первый блин вышел комом («Чёрный Джек» стартовал только 24, и после девяти кругов сошёл из-за проблемы с дроссельной заслонкой), необходимый задел был создан. В двух оставшихся гонках сезона Бребхем финишировал в шаге от подиума, заработав два четвёртых места.
В 1963 году напарником Бребхема по команде становиться американец Дэн Герни, а машины с этого сезона окрашены в национальные гоночные цвета Австралии - зеленый и золотой. Первая победа пришла к команде на внезачётном Гран-при.
Рон Торанак в 1971 году подписал контракт с двукратным чемпионом Мира Грэмом Хиллом и молодым австралийцем Тимом Шенкеном для участия в сезоне 1971 года. Также в 1971 Тауранак представил уникальный болид Brabham BT34, прозванный «клешней лобстера» с особенными сдвоенными радиаторами, установленными перед передними колесами. В результате, по итогам сезона команда заняла последнее место в общем зачёте, набрав всего семь очков, из-за ненадёжных и не слишком быстрых машин. Единственной отдушиной стала победа Грема Хилла в неофициальном чемпионате BRDC International Trophy в Сильверстоуне, хотя Хилла, никто не считал серьёзным соперником, после его аварии на Гран-При США 1969, где он был выброшен из кокпита и получил множественные переломы. Торанак, после ухода Бребхема, честно пытался тянуть оба дела сразу, но быстро выбился из сил, поняв, что заниматься финансовыми отчётами и поиском спонсоров это не его. Поэтому вскоре он начал искать опытного партнера по бизнесу. В результате в конце 1971 года компания была продана за $ 100000 британскому бизнесмену Берни Экклстоуну, бывшему менеджеру Йохена Риндта и бывшему владельцу команды Коннот. Сам Торанак, свернув производство клиентских машин, взял билет до Австралии. Однако затворничество конструктора не продлилось и трех лет. В 1974 году он вернулся на британскую землю, где приступил к выпуску гоночных шасси под маркой Ralt.
Рон Торанак покинул команду Брэбэм в начале сезона 1972 года, продав её одному из известных функционеров Формулы-1 Берни Эклстоуну. Сумма сделки составила 25000 фунтов.[1]
В 1988 Эклстоун продает Брэбхэм компании Альфа-Ромео, а затем команда была перепродана швейцарцу Йоахиму Лухти (Joachim Luhti). Вследствие всех этих перипетий связанных с переходом права собственности команда, опоздала с подачей заявки и была вынуждена пропустить сезон 1988. Поэтому новый BT58, с двигателем от компании Judd(в своё время также образованной при участии Джека Бребхема), был подготовлен только к началу 1989 года. Пилотами команды стали Мартин Брандл и Стефано Модена(выступавший за Брэбхэм в 1987 году). В результате команда закончила сезон на 8 месте в Кубке конструкторов(набрав одинаковое количество очков со Scuderia Italia), а лучшим результатом стало третье место Модены на Гран-при Монако.
После ареста Лухти по обвинению в налоговом мошенничестве в середине 1989 года, несколько компаний начали спор за право владения командой. В результате контроль над Brabham получила японская корпорация Middlebridge Group Limited, принадлежащая миллиардеру Кодзи Накаучи, участвовавшая в Формуле-3000, с командой Middlebridge Racing.
4 июня 2009 года Франц Хилмер, купивший в своё время права на бренд Brabham, подтвердил, что он хочет вернуть легендарную команду к жизни. Толчком к подаче заявки послужило обещание FIA, ввести лимитированый бюджет для всех команд паддока. Хилмер также купил имущество и базу разорившейся команды Super Aguri F1 в Лифилде. Техническим директором новой команды в заявке был назван Марк Престон, который занимал эту же должность в Super Aguri. Сам Сэр Брэбхэм и его семья объявили что не имеют никакого отношения к данной ситуации, и готовы отстаивать свои права в суде. Но как бы то нибыло, заявка новоявленной команды Brabham так и не была принята.
Предшественник: Лотус |
Кубок конструкторов 1966-1967 |
Преемник: Лотус |
Brabham | |
---|---|
Основатели | Джэк Брэбэм • Рон Торанак |
Персонал | Гордон Марри • Берни Эклстоун • Чарли Уайтинг |
Шасси Формулы-1 | BT3 • BT6 • BT7 • BT10 • BT11 • BT18 • BT19 • BT20 • BT23B/C • BT24 • BT26 • BT30 • BT33 • BT34 • BT37 • BT39 • BT42 • BT44/B • BT45/B/C • BT46/B/C • BT48 • BT49/B/C/D • BT50 • BT51 • BT52/B • BT53 • BT54 • BT55 • BT56 • BT58 • BT59/Y • BT60Y/B |
Шасси Инди-500/USAC | BT12 • BT25 • BT32 |
Шасси Формулы-2 | BT10 • BT11/A • BT16 • BT18 • BT23 • BT23C • BT30 • BT36 • BT38 • BT40 |
Шасси Формулы-Атлантик | BT23F/G • BT29 • BT35A/B • BT38B • BT40 |
Шасси Формулы-3 | BT9 • BT15 • BT16A • BT18A • BT21 • BT21B • BT21X • BT28 • BT35C • BT38C • BT41 |
Шасси Формулы-Юниор | BT1 • BT2 • BT6 |
Шасси других Формул | BT4 • BT7A • BT14 • BT18B • BT21A • BT21C • BT22 • BT23A • BT23B • BT23D • BT23E • BT30X • BT31 • BT35X • BT36X • BT43 |
Спортивные автомобили | BT5 • BT8A • BT17 |
Все данные взяты с официального сайта Формулы-1. 1962 Season review. www.formula1.com. Сходrieved 27 April 2006
|
Брэбэм (команда Формулы-1).