Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Жизнь и судьба (телесериал)

Перейти к: навигация, поиск
Жизнь и судьба
Жанр

военный фильм, драма

Создатель

Сергей Урсуляк

В ролях

Сергей Маковецкий
Анна Михалкова
Александр Никольский
Александр Балуев

Композитор

Василий Тонковидов

Страна

Россия Россия

Оригинальный язык

русский

Количество сезонов

1

Количество серий

12

Производство
Исполнительный продюсер

Светлана Безган

Продюсер

Антон Златопольский
Мария Ушакова
Евгений Попов

Режиссёр

Сергей Урсуляк

Оператор

Михаил Суслов

Сценарист

Эдуард Володарский

Хронометраж

465 минут

Студия

Дед Мороз
Канал Россия
Москино

Трансляция
Телеканал

Россия-1

На экранах

с 14 октября 2012 года

Ссылки
IMDb

ID 2460432

«Жизнь и судьба» — российский многосерийный телефильм режиссёра Сергея Урсуляка поставленный по одноимённому роману Василия Гроссмана.

Премьерный показ состоялся вечером 14 октября 2012 года на телеканале «Россия». Газета «Известия» сообщила, что первые две серии посмотрел «каждый пятый москвич» старше 18 лет[1].

В 2013 году фильм выдвинут на соискание международной премии «Эмми» в номинации «лучший драматический сериал».[2]

Содержание

Сюжет

Сюжет разворачивается в 1942—1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Учёному предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.

В ролях

Актёр Роль
Сергей Маковецкий Штрум Штрум
Анна Михалкова Марья Ивановна Соколова Марья Ивановна Соколова
Александр Никольский Пивоваров Пивоваров
Александр Балуев Крымов Крымов
Антон Кузнецов Иван Берёзкин Иван Берёзкин
Лика Нифонтова Людмила Людмила
Никита Тезин Толя Штрум, сын Людмилы Толя Штрум, сын Людмилы
Евгений Дятлов Новиков Новиков
Полина Агуреева Евгения Шапошникова Евгения Шапошникова
Софья Райзман чертежница чертежница

и другие актёры.

Съёмочная группа

Съёмки сериала проходили в Москве, Самаре, под Ярославлем, Рязанью и недалеко от Санкт-Петербурга[3][4][5]. По словам режиссёра, в Москве снимали «бульвары в районе Чистых, несколько улиц в районе бывшей Хитровки. Нашли несколько зданий на Проспекте Мира, во дворе которых мы тоже снимали». В Самаре снимали деревянные здания, сохранившиеся с военных лет, а также самарскую филармонию. Под Ярославлем построили декорации Сталинграда.[6]

Несмотря на то, что в главных ролях заняты знаменитые российские актёры, режиссёр искал новые лица:

Я старался не допустить ситуации, когда из каждого окопа вылезет народный артист России. Мне нужны были хорошие артисты, но не очень известные. Зритель должен верить, что они из того времени, а не из этого.[7]

Исполнителям главных ролей накладывался грим, изменяющий их внешность. «Этот грим так искусно сделан, что не каждый его увидит. Я встретил недавно Маковецкого и подумал, что надо было ему прицепить нос из фильма — он ему очень идёт», — пошутил режиссёр в интервью.[6] Для закадрового голоса Сталина прослушивались около трёх десятков человек.

По сведениям газеты «Гудок», в съёмках было задействовано 12 танков, а на экране их количество увеличили с помощью компьютерной графики. 15 самых квалифицированных пиротехников использовали 4,5 тысячи имитаторов взрывов, 55 тонн торфа, 54 тысячи холостых патронов, предоставленных Министерством обороны РФ.[8]

Художественные особенности

Эдуард Володарский в интервью признался, что согласился написать сценарий, не читав до этого самого романа[9][10]. Володарский не дожил до премьеры «Жизни и судьбы» всего несколько дней.

Режиссёр Сергей Урсуляк перед выходом сериала сказал: «в фильме речь не о Сталине и сталинизме, а о проблеме выбора человека, его взаимоотношения с властью, государством и родиной».[11]

Дмитрий Черемнов из Газеты.ру отмечает, что «образ физика, кстати, едва ли не самый сильный в сериале: Маковецкий своей игрой рассказал больше, чем вошло в сценарий. Впрочем, Урсуляку удалось собрать довольно сильный ансамбль»[12]

Описание обороны «Дома Грекова» у Урсуляка и Володарского оказалось шире, чем у Гроссмана: то, что в романе умещалось в пару фраз, в сериале превратилось в большое батальное полотно, а сам Греков стал харизматичным лидером отряда героев. По рассказам создателей картины, под Ярославлем разрушенный Сталинград был создан заново, а над спецэффектами работала целая команда специалистов.[12]

Александр Тимофеевский резко раскритиковал сериал:

Главное в романе Гроссмана — тождество советского и немецкого фашизма — из фильма Урсуляка исчезло напрочь. ... Гроссман, из которого, как рак и метастазы, аккуратно вырезали весь смысл, повис где-то с боку бессильной тряпочкой, а на экране возник классический советский фильм про ВОВу в жёсткой стилистике ВОВ-нуар.

Но исчезнувший смысл за себя отомстил — нет ни образов, ни характеров, потому что нет внутреннего развития, есть какие-то маски, хуже или лучше сыгранные, всё ожидаемо и предсказуемо, как в трэше, на первый план выходит сам жанр в траншее по шею. Роман всё же полностью не уничтожен, он торчит обрывками верёвок, но идущая от него нудная повествовательность, как полагается в жанре, нашпигована кульминациями, и хорошо, если кого-нибудь убьют...[13]

Кинообозреватель Антон Долин отмечает отличия сценария от первоисточника: «сюжетная ткань заметно изменена, целые линии выпали, не оставив и следа, другие заметно сокращены», «Гроссман написал роман про сопротивление тоталитарному гнёту, а Урсуляк снимает про семью и любовь — лирические, видите ли, сцены!»[14] Долин также пишет о сведении центральных образов к «портретной галерее»

Кино добивается того, что не под силу литературе. Каждый из маститых актёров, занятых в главных ролях, в одночасье низводится до эпизодического персонажа... Сериал Урсуляка — ещё и портретная галерея, череда удивительных лиц. На них подвижная камера оператора-виртуоза вдруг замирает, на долгие секунды отменяя ход сюжета, отметая нарративную логику, оставаясь наедине с хрупкой красотой лица, ландшафт которого настолько увлекательнее, чем умопомрачительная декорация полуразрушенного Сталинграда. Таких эпизодников, возносящих частные истории придуманных литературных героев до художественной правды, в фильме, кажется, сотни. Как ни странно, именно их присутствие позволяет состояться исполнителям центральных ролей, отражённым в этих лицах как в зеркале времени... Вместе они превращаются в то, чего в нашем кино не бывало уже много лет, если не десятилетий, — в коллективный образ.[14]

Михаил Бударагин соглашается с Тимофеевскии и Долиным, отмечая, что

Антисталинизм Урсуляку ещё менее интересен, чем сталинизм, и на материале, который сам всегда приводил автора в один из двух вечных наших лагерей, режиссёр создает нечто совершенно иное. Повесть о любви в тяжелейших обстоятельствах: сюжет, который почти каждый зритель – пусть и с оговоркой – может перенести на себя.[15]

При этом все критики ставят в заслугу фильму то, что в нём нет образа Вождя: «Вожди Урсуляку элементарно неинтересны»[15], а внимание сосредоточено на «простых людях».

Награды и номинации

Фильм выдвинут на соискание премии «Эмми» в номинации «лучший драматический сериал».[2]

Примечания

  1. Проект «Жизнь и судьба» взорвал эфир. Газета «Известия» (16 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  2. ↑ Lenta.ru: Культура: Кино: Сериал «Жизнь и судьба» стал номинантом на международную «Эмми».
  3. Сериал Жизнь и судьба: фото, видео, описание серий — Вокруг ТВ.
  4. Сериал «Жизнь и судьба» номинирован на международную премию «Эмми».
  5. Губернский портал Самара.ру / Новости Самары / Состоялась премьера сериала «Жизнь и судьба», эпизоды которого снимались в Самаре.
  6. ↑ Когда фильм посмотрела дочь Гроссмана, она узнала в нём роман отца.. Газета «Известия» (11 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  7. В «Жизнь и судьба» нужны были не очень известные актёры. Газета «Гудок» (12 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  8. «Жизнь и судьба»: доскональная правда о трагедии народа. Газета «Гудок» (12 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  9. Эдуард Володарский: «Русский народ не так прост, как кажется». Газета «Культура» (15 июня 2012). Проверено 28 июня 2013.
  10. Зачем телеканалу «Россия» нужен Гроссман. РИА Новости (16 октября 2012). Проверено 26 июня 2013.
  11. Телесериал «Жизнь и судьба» режиссера Урсуляка выйдет в эфир в октябре.. РИА Новости (1 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  12. ↑ Кто убивает нас сильней.. Газета.ру (12 октября 2012). Проверено 28 июня 2013.
  13. facebook. Проверено 28 июня 2013.
  14. ↑ За родину, за Гроссмана!. OpenSpace.ru (15 октября 2012). Проверено 26 июня 2013.
  15. ↑ Минус Сталин, минус Гроссман. «ВЗГЛЯД.РУ» (18 октября 2012). Проверено 26 июня 2013.

Источники

  • «Жизнь и судьба» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • http://www.vesti.ru/doc.html?id=827033

Жизнь и судьба (телесериал).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52