Жизнь и судьба | |
Жанр | |
---|---|
Создатель | |
В ролях |
Сергей Маковецкий |
Композитор | |
Страна | |
Оригинальный язык | |
Количество сезонов |
1 |
Количество серий |
12 |
Производство | |
Исполнительный продюсер | |
Продюсер | |
Режиссёр | |
Оператор | |
Сценарист | |
Хронометраж |
465 минут |
Студия | |
Трансляция | |
Телеканал | |
На экранах | |
Ссылки | |
IMDb |
ID 2460432 |
«Жизнь и судьба» — российский многосерийный телефильм режиссёра Сергея Урсуляка поставленный по одноимённому роману Василия Гроссмана.
Премьерный показ состоялся вечером 14 октября 2012 года на телеканале «Россия». Газета «Известия» сообщила, что первые две серии посмотрел «каждый пятый москвич» старше 18 лет[1].
В 2013 году фильм выдвинут на соискание международной премии «Эмми» в номинации «лучший драматический сериал».[2]
Содержание |
Сюжет разворачивается в 1942—1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум — талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения. Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Учёному предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.
Актёр | Роль |
---|---|
Сергей Маковецкий | Штрум |
Анна Михалкова | Марья Ивановна Соколова |
Александр Никольский | Пивоваров |
Александр Балуев | Крымов |
Антон Кузнецов | Иван Берёзкин |
Лика Нифонтова | Людмила |
Никита Тезин | Толя Штрум, сын Людмилы |
Евгений Дятлов | Новиков |
Полина Агуреева | Евгения Шапошникова |
Софья Райзман | чертежница |
и другие актёры.
Съёмки сериала проходили в Москве, Самаре, под Ярославлем, Рязанью и недалеко от Санкт-Петербурга[3][4][5]. По словам режиссёра, в Москве снимали «бульвары в районе Чистых, несколько улиц в районе бывшей Хитровки. Нашли несколько зданий на Проспекте Мира, во дворе которых мы тоже снимали». В Самаре снимали деревянные здания, сохранившиеся с военных лет, а также самарскую филармонию. Под Ярославлем построили декорации Сталинграда.[6]
Несмотря на то, что в главных ролях заняты знаменитые российские актёры, режиссёр искал новые лица:
Я старался не допустить ситуации, когда из каждого окопа вылезет народный артист России. Мне нужны были хорошие артисты, но не очень известные. Зритель должен верить, что они из того времени, а не из этого.[7] |
Исполнителям главных ролей накладывался грим, изменяющий их внешность. «Этот грим так искусно сделан, что не каждый его увидит. Я встретил недавно Маковецкого и подумал, что надо было ему прицепить нос из фильма — он ему очень идёт», — пошутил режиссёр в интервью.[6] Для закадрового голоса Сталина прослушивались около трёх десятков человек.
По сведениям газеты «Гудок», в съёмках было задействовано 12 танков, а на экране их количество увеличили с помощью компьютерной графики. 15 самых квалифицированных пиротехников использовали 4,5 тысячи имитаторов взрывов, 55 тонн торфа, 54 тысячи холостых патронов, предоставленных Министерством обороны РФ.[8]
Эдуард Володарский в интервью признался, что согласился написать сценарий, не читав до этого самого романа[9][10]. Володарский не дожил до премьеры «Жизни и судьбы» всего несколько дней.
Режиссёр Сергей Урсуляк перед выходом сериала сказал: «в фильме речь не о Сталине и сталинизме, а о проблеме выбора человека, его взаимоотношения с властью, государством и родиной».[11]
Дмитрий Черемнов из Газеты.ру отмечает, что «образ физика, кстати, едва ли не самый сильный в сериале: Маковецкий своей игрой рассказал больше, чем вошло в сценарий. Впрочем, Урсуляку удалось собрать довольно сильный ансамбль»[12]
Описание обороны «Дома Грекова» у Урсуляка и Володарского оказалось шире, чем у Гроссмана: то, что в романе умещалось в пару фраз, в сериале превратилось в большое батальное полотно, а сам Греков стал харизматичным лидером отряда героев. По рассказам создателей картины, под Ярославлем разрушенный Сталинград был создан заново, а над спецэффектами работала целая команда специалистов.[12] |
Александр Тимофеевский резко раскритиковал сериал:
Главное в романе Гроссмана — тождество советского и немецкого фашизма — из фильма Урсуляка исчезло напрочь. ... Гроссман, из которого, как рак и метастазы, аккуратно вырезали весь смысл, повис где-то с боку бессильной тряпочкой, а на экране возник классический советский фильм про ВОВу в жёсткой стилистике ВОВ-нуар.
Но исчезнувший смысл за себя отомстил — нет ни образов, ни характеров, потому что нет внутреннего развития, есть какие-то маски, хуже или лучше сыгранные, всё ожидаемо и предсказуемо, как в трэше, на первый план выходит сам жанр в траншее по шею. Роман всё же полностью не уничтожен, он торчит обрывками верёвок, но идущая от него нудная повествовательность, как полагается в жанре, нашпигована кульминациями, и хорошо, если кого-нибудь убьют...[13] |
Кинообозреватель Антон Долин отмечает отличия сценария от первоисточника: «сюжетная ткань заметно изменена, целые линии выпали, не оставив и следа, другие заметно сокращены», «Гроссман написал роман про сопротивление тоталитарному гнёту, а Урсуляк снимает про семью и любовь — лирические, видите ли, сцены!»[14] Долин также пишет о сведении центральных образов к «портретной галерее»
Кино добивается того, что не под силу литературе. Каждый из маститых актёров, занятых в главных ролях, в одночасье низводится до эпизодического персонажа... Сериал Урсуляка — ещё и портретная галерея, череда удивительных лиц. На них подвижная камера оператора-виртуоза вдруг замирает, на долгие секунды отменяя ход сюжета, отметая нарративную логику, оставаясь наедине с хрупкой красотой лица, ландшафт которого настолько увлекательнее, чем умопомрачительная декорация полуразрушенного Сталинграда. Таких эпизодников, возносящих частные истории придуманных литературных героев до художественной правды, в фильме, кажется, сотни. Как ни странно, именно их присутствие позволяет состояться исполнителям центральных ролей, отражённым в этих лицах как в зеркале времени... Вместе они превращаются в то, чего в нашем кино не бывало уже много лет, если не десятилетий, — в коллективный образ.[14] |
Михаил Бударагин соглашается с Тимофеевскии и Долиным, отмечая, что
Антисталинизм Урсуляку ещё менее интересен, чем сталинизм, и на материале, который сам всегда приводил автора в один из двух вечных наших лагерей, режиссёр создает нечто совершенно иное. Повесть о любви в тяжелейших обстоятельствах: сюжет, который почти каждый зритель – пусть и с оговоркой – может перенести на себя.[15] |
При этом все критики ставят в заслугу фильму то, что в нём нет образа Вождя: «Вожди Урсуляку элементарно неинтересны»[15], а внимание сосредоточено на «простых людях».
Фильм выдвинут на соискание премии «Эмми» в номинации «лучший драматический сериал».[2]
|
|
---|---|
Русский регтайм • Летние люди • Записки из мёртвого дома • Сочинение ко Дню Победы • Неудача Пуаро • Долгое прощание • Ликвидация • Исаев • Жизнь и судьба |
Жизнь и судьба (телесериал).