Мечеть | |
Кааба
الكعبة |
|
|
|
Страна | Саудовская Аравия |
Регион | Мекка |
Город | Мекка |
Основатель | пророк Адам |
Основные даты: |
|
Статус | главная святыня ислама |
Кол-во минаретов | нет |
Кааба на Викискладе |
Ка́аба (араб. الكعبة «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Заповедной Мечети (Мекка). Это одно из основных мест, собирающее согласно кораническим предписаниям паломников во время хаджа. Кааба в переводе с арабского носит символическое имя аль-Бэйт аль-Харам, что означает «священный дом». Само же слово «кааба» является в русском языке эквивалентом слова «куб», что собственно и видно из ее формы. Территория мечети Масджид аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193 000 кв.м. Мечеть могут одновременно посетить 130 000 мусульман. Во время хаджа здесь часто возникали несчастные случаи связанные с тем что люди гибли во время давки. Это со временем привело к некоторым ужесточениям правил паломничества. В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы. Реконструкция Каабы производилась от 5 до 12 раз. Впервые, по мусульманскому преданию, Кааба была построена пророком Адамом. Согласно Корану его основания однако заложил патриарх Авраам. В Коране говорится, что это первое сооружение возведенное людьми непосредственно для поклонения Аллаху. Каабу содержат в порядке представители семьи Бани Шайба. У них также хранятся ключи от дверей Каабы. Представитель этой семьи получил такие полномочия согласно преданию непосредственно от пророка Мухаммада. Церемония омовения (очистки) Каабы, проходит два раза в год: примерно за две недели до начала священного месяца Рамазана и за две недели до хаджа[1].
Содержание |
Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Другие названия Каабы включают в себя такие слова, как «Байт аль-Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом».
Ислам · Мечеть · Хадж |
---|
Составные части: |
1.Чёрный камень 2.Дверь 3.Жёлоб 4.Цоколь 5.Хиджр Исмаил 6.Мультазам 7.Макам Ибрахима 8.Угол Чёрного камня 9.Угол Йемена 10.Угол Шама 11.Угол Ирака 12.Кисва 13.Мраморная полоса 14.Место стояния Ибрахима |
См. также |
Портал: Ислам |
Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисуах. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:
По мусульманским преданиям первое здание или палатку над чёрным камнем построил пророк Адам[3], а собственно первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней, приписываемые Ибрахиму.
Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Возможно, Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.
Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.
Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.
Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы[3]. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.
Реконструкция Каабы курайшитами
Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммад участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммад принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммад предложил решение, с которым все согласились — положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.
Реконструкция после эпохи пророка — Абдулла ибн аз-Зубайр
Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммад, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».
Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна — на восток, а другая — на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем — полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; — опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.
Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.
Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана
В 74 году Хиджра (или в 693 г. по григорианскому календарю) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими: — он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня; — он отделил Хатем; — он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную; — разрушил стену, окружавшую Хатем; — убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы; — уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).
Когда Абдул Малик бин Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.
Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду
Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик бин Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.
Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.
Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами.
28 Раджаба 1377 года по Хиджре (1957 г.) один из историков подсчитал, что количество камней Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, однако не были учтены камни, которые находились внутри стены.
Реставрация Каабы в 1996 году
Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.
Доктор Музаммил Сиддики, президент Исламского Общества Северной Америки, имел возможность зайти внутрь Каабы в октябре 1998 года. В одном из своих интервью он рассказал о следующих деталях:
Внешние видеофайлы | |
---|---|
Видео о Каабе | |
Что находится внутри Каабы? | |
Кааба и золотое сечение | |
Строительство Каабы | |
Смена одеяния на Каабе |
Хадж и умра | ||
---|---|---|
Столпы | Ихрам · Таваф · Сай · Арафат (стояние) · Джамрат | |
География | Мекка · Медина · Джидда · Сафа и Марва · Арафат (гора) · Муздалифа · Мина · Микат | |
Персоналии | Ибрахим • Авраам | Исмаил • Измаил | Хаджар • Агарь | Мухаммед | |
Мечети | Масджид аль-Харам · Кааба · Масджид ан-Набави | |
Дни | Курбан-байрам · День Арафат · Дни Ат-Ташрик | |
См. также | Чёрный камень · Замзам · Кисва · Тальбия · Пять столпов ислама · Амир аль-хадж | |
Кааба.