Книги и законы
|
Матуридизм (араб. الماتريدية — аль-матуридийа́) — философское течение в исламе, одна из суннитских школ калама, появившаяся в начале X века. Эпонимом течения является Абу Мансур аль-Матуриди (умер в 333 г.х./994), который использовал «доводы разума» и каламические доказательства в спорах с мутазилитами и джахмитами[1].
Учение и идеи аль-Матуриди во многом схожи (с некоторыми оговорками) с воззрениями своего современника — Абуль-Хасана аль-Ашари, но достоверных сведений об их личном знакомстве нет.
Матуридизм окончательно сформировался в XIII веке, а наибольшее распространение и влияние получил во времена Османского господства в мусульманском мире. Матуридизм принят большинством ханафитов в качестве доктринальной основы веры[2].
Содержание |
Основателем матуридизма является Абу Мансур аль-Матуриди, полное имя которого Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди ас-Самарканди. Он родился в самаркандкской махалле Матурид. Точная дата рождения аль-Матуриди неизвестна, также нет сообщений об его учителях и наставниках, лишь некоторые упоминают несколько его шейхов, вроде Насира или Насра ибн Яхъи аль-Балхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази[3]. Матуридиты называют аль-Матуриди «Имамом мутакаллимов» (имам аль-мутакллимин)[4].
Аль-Матуриди был современником другого известного богослова-мутакаллима — Абуль-Хасана аль-Ашари. Его идеи во многом соприкасались с идеями аль-Ашари, однако достоверных сообщений об их встречах или переписке нет[4].
После смерти аль-Матуриди развитием его идей и доктрин стали заниматся непосредственно его ученики и последователи в Самарканде. Ими были написаны основные трактаты матуридитов, а также труды по основам фикха ханафитского мазхаба (большинство матуридитов являются ханафитами). Именно здесь, в Средней Азии, матуридизм получил наиболее серьезное распространение и стал официальной философской школой местных религиозных деятелей и богословов[4].
Самые известные матуридиты этого периода: Абу́ль-Ка́сим Исха́к ибн Муха́ммад ибн Исмаи́л аль-Хаки́м ас-Самарканди́, известный как Абуль-Касим аль-Хаким (умер в 342 г.х./953 году), и Абу́ Муха́ммад Абд аль-Карим ибн Му́са ибн И́са аль-Баздави́ (умер в 390 г.х./999 году)[4].
Также стоит упомянуть Абу аль-Юсра аль-Баздави (Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Абд аль-Карим; 1039—1099), известного как аль-Кади ас-Садр, который был шейхом ханафитов после своего старшего брата Али аль-Баздави (род. в 1039). Он обучался у своего отца, который учился у его деда Абд аль-Карима аль-Баздави, который был учеником Абу Мансура аль-Матуриди. Его учениками были: его сын Абу аль-Маани Ахмад, Наджм ад-Дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (автор трактата аль-Акаид ан-Насафия, 1068—1142) м другие[4].
Этот период ознаменовался тем, что полностью оформились матуридитские убеждения, последователями аль-Матуриди были написаны большое количество богословских трудов, подробно рассматривающих убеждения этой философской школы[4].
Самые яркие представители той поры:
Благодаря тому, что Османские султаны были приверженцами матуридитского вероубеждения, матуридизм получил широкое распространение среди мусульман всей Османской империи. Из известных представителей матуридизма в эту эпоху можно отметить аль-Камаля ибн аль-Хаммама, автора книги «аль-Мусаяра фи-ль-Акаид аль-Манджия фи-ль-Ахира», которая по сей день преподается в некоторых исламских университетах[4].
В этот период на Индийском субконтиненте появилось несколько матуридитских течений:
Философия аль-Матуриди и его взгляды в целом близки к убеждениям Абуль-Хасана аль-Ашари (эпоним ашаритов), который был его современником. Оба философа разработали свои доктрины в ответ на еретические взгляды мутазилитов. Различия между этими школами заключается в вопросах о «бытие Божьем», в котором аль-Матуриди разрешал, помимо откровения, опираться на разум, однако в то же время он признавал, что Божьих повелений разумом постичь невозможно[2].
В плане придания авторитетности «доводам разума» матуридиты были схожи с мутазилитами, но в отличие от них не впадали в крайности. В вопросе о «Божественном промысле» матуридиты занимают среднюю позицию между ашаритами, которые запрещают обсуждать это, и мутазилитами, по мнению которых Бог творит по определенному замыслу и творит только хорошее. Они считали, что Бог творит по своему замыслу, но не отчитывается никому и совершает то, что захочет[2].
В вопросе о свободе воли человека и ашариты и матуридиты приблизились к отрицателям свободной воли — джабритам. Ашариты считали что все дела людские сотворены Богом и воплощаются если деяние и желания человека соединяются с Божьей волей (касб). Матуридиты признавали ашаритский касб, однако говорили, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть чеовек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы[2].
В плане Божественных атрибутов матуридиты, как и ашариты, признают их существование, но не относят их к личности Бога. То есть понятия личность (зат) и атрибут (сифат) нетождественны. Но при этом аль-Матуриди утверждал, что атрибуты неотделимы от личности Бога. Это похоже на взгляды мутазилитов, котрые отрицали все атрибуты Аллаха описанные в Коране и признавали существование только личности Бога, а перечисленные в священных текстах качества называли «именами»[2].
Все атрибуты Аллаха у матуридитов делятся на два типа: личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия).
Личностные качества, которые не обладает никто, кроме Аллаха:
Доказательных атрибутов у матуридитов 8 (в отличие от 7 атрибутов у ашаритов):
Матуридиты, в отличие от мутазилитов, признают, что праведники получат возможность увидеть Аллаха в раю, но не описывают как это будет происходить. В этом они опираются на аят[2]:
Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие.
75:22,23
|
Матуридиты считают Коран несотворенным Божьим словом, однако чернила, которыми он написан, и бумага, на котрую он записан, являются сотворенными. Источник Корана — сам Бог, он может разговаривать, а Коран является его словом[2].
Матуридиты убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно. То есть, наказание должно быть адекватным греху, и поэтому Бог не должен наказывать верующего и неверующего грешника одинаковым образом — вечными муками в аду. В этом аль-Матуриди опирался на аят:
Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и не будут они обижены!
6:160
|
Исламские течения | |
---|---|
Правовые школы | Суннитские мазхабы: Маликиты • Ханафиты • Ханбалиты • Шафииты • Захириты Шиитские мазхабы: Джафариты |
Суфийские тарикаты | Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия • Бадавия |
Шиитские течения | Шииты-двунадесятники • Зейдиты • Рафидиты Гулат: Исмаилизм (Друзы • Низариты • Карматы • Мусталиты) • Гурабиты • Алавиты • Алевиты • Дамийты • Базигиты • Яфуриты • Кайсаниты |
Хариджиты | Аджрадиты • Азракиты • Байхаситы • Ибадиты • Маймуниты • Мухаккимиты • Надждиты • Саалабиты • Суфриты[en] • Язидиты |
Идейные течения | Асариты[en] • Ашариты • Ваххабизм • Джабариты • Джахмизм • Кадариты • Каррамиты • Кораниты • Матуридизм • Муджассимиты • Мурджииты • Мутазилиты • Мушаббихиты • Салафиты • Такфиризм |
Организации | Джамаат Таблиг • Нация ислама • Хабашиты • Братья-мусульмане |
См. также | Ахмадиты • Дирариты • Исламизм • Куллабиты • Ризамиты • Панисламизм • Язданизм |
Матуридизм.