Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Матуридизм

Перейти к: навигация, поиск
                         

Матуридизм (араб. الماتريدية‎‎ — аль-матуридийа́) — философское течение в исламе, одна из суннитских школ калама, появившаяся в начале X века. Эпонимом течения является Абу Мансур аль-Матуриди (умер в 333 г.х./994), который использовал «доводы разума» и каламические доказательства в спорах с мутазилитами и джахмитами[1].

Учение и идеи аль-Матуриди во многом схожи (с некоторыми оговорками) с воззрениями своего современника — Абуль-Хасана аль-Ашари, но достоверных сведений об их личном знакомстве нет.

Матуридизм окончательно сформировался в XIII веке, а наибольшее распространение и влияние получил во времена Османского господства в мусульманском мире. Матуридизм принят большинством ханафитов в качестве доктринальной основы веры[2].

Содержание

История

Основатель

Основателем матуридизма является Абу Мансур аль-Матуриди, полное имя которого Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Махмуд аль-Матуриди ас-Самарканди. Он родился в самаркандкской махалле Матурид. Точная дата рождения аль-Матуриди неизвестна, также нет сообщений об его учителях и наставниках, лишь некоторые упоминают несколько его шейхов, вроде Насира или Насра ибн Яхъи аль-Балхи и Мухаммада ибн Мукатиля ар-Рази[3]. Матуридиты называют аль-Матуриди «Имамом мутакаллимов» (имам аль-мутакллимин)[4].

Аль-Матуриди был современником другого известного богослова-мутакаллима — Абуль-Хасана аль-Ашари. Его идеи во многом соприкасались с идеями аль-Ашари, однако достоверных сообщений об их встречах или переписке нет[4].

Период раннего формирования (994—1100 гг.)

После смерти аль-Матуриди развитием его идей и доктрин стали заниматся непосредственно его ученики и последователи в Самарканде. Ими были написаны основные трактаты матуридитов, а также труды по основам фикха ханафитского мазхаба (большинство матуридитов являются ханафитами). Именно здесь, в Средней Азии, матуридизм получил наиболее серьезное распространение и стал официальной философской школой местных религиозных деятелей и богословов[4].

Самые известные матуридиты этого периода: Абу́ль-Ка́сим Исха́к ибн Муха́ммад ибн Исмаи́л аль-Хаки́м ас-Самарканди́, известный как Абуль-Касим аль-Хаким (умер в 342 г.х./953 году), и Абу́ Муха́ммад Абд аль-Карим ибн Му́са ибн И́са аль-Баздави́ (умер в 390 г.х./999 году)[4].

Также стоит упомянуть Абу аль-Юсра аль-Баздави (Мухаммад ибн Мухаммад ибн аль-Хусейн ибн Абд аль-Карим; 1039—1099), известного как аль-Кади ас-Садр, который был шейхом ханафитов после своего старшего брата Али аль-Баздави (род. в 1039). Он обучался у своего отца, который учился у его деда Абд аль-Карима аль-Баздави, который был учеником Абу Мансура аль-Матуриди. Его учениками были: его сын Абу аль-Маани Ахмад, Наджм ад-Дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (автор трактата аль-Акаид ан-Насафия, 1068—1142) м другие[4].

Период окончательного становления (1100—1300 гг.)

Этот период ознаменовался тем, что полностью оформились матуридитские убеждения, последователями аль-Матуриди были написаны большое количество богословских трудов, подробно рассматривающих убеждения этой философской школы[4].

Самые яркие представители той поры:

  • Абу́ль-Муа́йян ан-Насафи́ (1046—1115), полное имя: Майму́н ибн Муха́ммад ибн Мута́мид ан-Насафи аль-Макхули́. Нисба «ан-Насафи» из-за того, что он родился в городе Насаф, который раположен между Амударьей и Самаркандом. Абуль-Муайян считается величайшим матуридитским богословом, однако отсутствуют сведения об его наставниках и шейхах. Как говорит доктор Фатхуллах Халиф, Абуль-Муайян ан-Насафи занимает среди матуридитов такое же положение, какое занимают аль-Газали и аль-Бакиллани среди ашаритов. Его перу принадлежат книги Табсират аль-адилля, которая считается лучшей книгой о матуридитском мазхабе после «Книги единобожия» самого аль-Матуриди, и Бахр аль-калам, в котором он рассматривает различные философские вопросы. Он умер 22 мая 1115 года (25 зуль-хиджа 508 г.х.) в возрасте 70 лет[4].
  • Наджм ад-Дин Умар ан-Насафи (1069—1142), полное имя: Абу Хафс Надж ад-Дин Ума́р ибн Мухаммад ибн А́хмад Исмаи́л ан-Насафи аль-Ханафи ас-Самарканди. Обучался у более чем пятисот шейхов; был учеником Абуль-Юсра аль-Баздави и Абдуллаха ибн Али ибн Исы ан-Насафи. Наджм ад-Дин ан-Насафи является автором около сотни различных трудов, среди них книга Маджма аль-улум, ат-Тайсир фи тафсир аль-Куран, ан-Наджах фи шарх китаб Ахбар ас-Сихах (пояснения к Сахиху аль-Бухари), аль-Акаид ан-Насафия (одна из самых важных матуридитских трактатов, является сокращенным вариантом книги Абуль-Муайяна ан-Насафи Табсират аль-адилля). Наджм ад-Дин ан-Насафи умер в Самарканде в четверг, 2 декабря 1142 года[5] (12 джумада аль-уля 537 г.х.)[4].

Период распространения (1300—1900)

Наибольшее влияние матуридиты получили во времена Османской империи.

Благодаря тому, что Османские султаны были приверженцами матуридитского вероубеждения, матуридизм получил широкое распространение среди мусульман всей Османской империи. Из известных представителей матуридизма в эту эпоху можно отметить аль-Камаля ибн аль-Хаммама, автора книги «аль-Мусаяра фи-ль-Акаид аль-Манджия фи-ль-Ахира», которая по сей день преподается в некоторых исламских университетах[4].

В этот период на Индийском субконтиненте появилось несколько матуридитских течений:

  • Деобанди (англ. Deobandi) — религиозное течение ханафитов-матуридитов. Название «деобанди» получило в честь индийского города Деобанд, в котором расположен центр Дар уль-Улюм Деобанд. Движение основано 30 мая 1866 года (год открытия Дар аль-Улум), вдохновлено индийским богословом Валиуллахом ад-Дехляви. Представители деобандийской школы уделяют много внимания хадисоведению, ими написано многожество трудов по этой дисциплине. У деобандитов распространен культ почитания могил, что нашло отражение в их религиозных трактатах, например, в книге Халиля Ахмада ас-Сахаранфури «аль-Муханнад аля аль-Муфаннад»[4].
  • Барелви — движение, основанное Ахмедом Раза-ханом Барелви (англ. Ahmed Raza Khan Barelvi). Барелвиты являются противниками деобандитов[4].
  • Кавсари — движение, основанное шейхом Мухаммадом Захидом аль-Кавсари. Кавсариты порицают некоторых суннитских имамов прошлого, называют их муджассимитами и мушаббихитами (придающими тело Аллаху и уподобляющими его творениям). Такие суннитские книги, как «Таухид» Ибн Хузаймы, «аш-Шариа» аль-Лялякаи, «ас-Сифат» аль-Байхаки, «аль-Улув» аз-Захаби, аль-Кавсари называл книгами «уподобленцев» (см. комментарии аль-Кавсари к книге аль-Байхаки «ас-Сифат»)[4].

Основные догматы и принципы

Философия аль-Матуриди и его взгляды в целом близки к убеждениям Абуль-Хасана аль-Ашари (эпоним ашаритов), который был его современником. Оба философа разработали свои доктрины в ответ на еретические взгляды мутазилитов. Различия между этими школами заключается в вопросах о «бытие Божьем», в котором аль-Матуриди разрешал, помимо откровения, опираться на разум, однако в то же время он признавал, что Божьих повелений разумом постичь невозможно[2].

Доводы разума

В плане придания авторитетности «доводам разума» матуридиты были схожи с мутазилитами, но в отличие от них не впадали в крайности. В вопросе о «Божественном промысле» матуридиты занимают среднюю позицию между ашаритами, которые запрещают обсуждать это, и мутазилитами, по мнению которых Бог творит по определенному замыслу и творит только хорошее. Они считали, что Бог творит по своему замыслу, но не отчитывается никому и совершает то, что захочет[2].

Свобода воли

В вопросе о свободе воли человека и ашариты и матуридиты приблизились к отрицателям свободной воли — джабритам. Ашариты считали что все дела людские сотворены Богом и воплощаются если деяние и желания человека соединяются с Божьей волей (касб). Матуридиты признавали ашаритский касб, однако говорили, что Аллах претворяет в жизнь то, что исходит от выбора самого человека, то есть чеовек сам совершает поступок, но при помощи Божьей силы[2].

Божественные атрибуты

В плане Божественных атрибутов матуридиты, как и ашариты, признают их существование, но не относят их к личности Бога. То есть понятия личность (зат) и атрибут (сифат) нетождественны. Но при этом аль-Матуриди утверждал, что атрибуты неотделимы от личности Бога. Это похоже на взгляды мутазилитов, котрые отрицали все атрибуты Аллаха описанные в Коране и признавали существование только личности Бога, а перечисленные в священных текстах качества называли «именами»[2].

Все атрибуты Аллаха у матуридитов делятся на два типа: личностные (сифат аз-затия) и доказательные (сифат ас-субутия).

Личностные качества, которые не обладает никто, кроме Аллаха:

  1. Вуджуд — необходимость существования Аллаха (57:3)
  2. Кыдам — предвечность (57:3)
  3. Бакаа — вечное существование (55:26,27)
  4. Вахдания — единственность (112:1, 2:163, 17:42, 35:3)
  5. Мухалифат аль-хавадис — неподражаемость (24:11)
  6. Киямун би-нафсихи — постоянство и независимость (35:15, 112:2)

Доказательных атрибутов у матуридитов 8 (в отличие от 7 атрибутов у ашаритов):

  1. Хаят — жизнь (25:58, 40:65, 2:255)
  2. Ильм — знание (66:2, 20:111, 67:14, 8:73, 23:17, 2:284)
  3. Сам’ — слух (17:30, 24:11, 58:1, 40:56)
  4. Басар — зрение (17:30, 24:11, 58:1, 40:56)
  5. Ирада — воля (3:47, 2:105, 3:40, 5:1)
  6. Кудра — мощь (46:33, 16:77, 24:45, 35:1)
  7. Калам — слово (4:144)
  8. Таквин — способность создавать (59:24), которое содержит еще 4 положения:
    • Ихъя — способность оживлять
    • Имата — способность умерщвлять
    • Тахлик — способность создавать
    • Тарзик — способность наделять различными благами

Лицезрение Бога

Матуридиты, в отличие от мутазилитов, признают, что праведники получат возможность увидеть Аллаха в раю, но не описывают как это будет происходить. В этом они опираются на аят[2]:

Лица в тот день сияющие, на Господа их взирающие.
75:22,23


Коран

Матуридиты считают Коран несотворенным Божьим словом, однако чернила, которыми он написан, и бумага, на котрую он записан, являются сотворенными. Источник Корана — сам Бог, он может разговаривать, а Коран является его словом[2].

О мусульманах-грешниках

Матуридиты убеждены, что даже не покаявшийся за свои грехи мусульманин не останется в аду навечно. То есть, наказание должно быть адекватным греху, и поэтому Бог не должен наказывать верующего и неверующего грешника одинаковым образом — вечными муками в аду. В этом аль-Матуриди опирался на аят:

Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздается только подобным ему, и не будут они обижены!
6:160


Примечания

  1. Глава IV: Часть I: Ознакомление с матуридизмом и его основателем: Исследование I: Ознакомление с матуридизмом // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net.
  2. ↑ Матуридизм // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.
  3. Глава IV: Часть I: Ознакомление с матуридизмом и его основателем: Исследование II: Основатель: Тема I: Его жизнь // Энциклопедия сект, приписываемых исламу. — Dorar.net.
  4. ↑ Матуридизм (ар.) = الماتريدية // Всемирный конгресс исламской молодежи. — Saaid.net.
  5. Конвертер дат на сайте IslamicFinder.com. Архивировано из первоисточника 19 мая 2013. Проверено 12 мая 2013.

Литература

  • Матуридизм // Исламский энциклопедический словарь. — М.: Ансар, 2007.

Матуридизм.

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52