Минский метрополитен Мінскі метрапалітэн |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия | |
Длина линий |
30,3 км |
Количество станций |
25 |
Количество линий |
2 |
Пассажиропоток за день |
753 тыс.(2011)[2] |
Пассажиропоток за год |
273,6 млн.(2010)[3] |
Схема линий | |
Минский метрополитен на Викискладе |
Ми́нский метрополите́н (белор. Мінскі метрапалітэн) — один из видов городского транспорта в Минске. Четвёртый[4] по величине пассажиропотока и шестой по числу станций метрополитен в СНГ и единственный в Беларуси. Эксплуатацию метрополитена осуществляет ТДКУП[5] «Минский метрополитен», начальником которого является Ростислав Юреня[6].
Содержание |
История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. У минских властей появилась идея о строительстве нового вида общественного транспорта в городе. В то время в СССР метро строили в городах с населением не менее миллиона человек. После окончания Великой Отечественной войны Минск рос быстрее всех других крупных городов СССР[7] в основном благодаря быстрому развитию промышленности. В результате, уже в 1972 году в городе родился миллионный горожанин.
К 1970 году ощущались большие трудности в перевозке людей на работу (исчерпал свою пропускную способность ряд основных магистралей). Рассматривались три варианта развития транспортной системы: автобус «экспресс», скоростной трамвай и метрополитен, который и был выбран[8].
Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии, которая проходила бы под главным проспектом города, был одобрен Советом Министров СССР 4 февраля 1977 года. 16 июня 1977 года была заложена первая свая в основание будущей станции Парк Челюскинцев[9]. Строительство первой линии метрополитена от станции «Институт Культуры» до станции «Волгоградская» (впоследствии — «Московская») длилось с 1977 по 1984 годы.
Открытие метро состоялось 29 июня 1984 года, в канун 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. (дальнейшую информацию см. в разделе про линии.)
На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяжённостью 30,3 км, 25 станций и двух депо. По данным за 2010 год метрополитен перевозит около 700 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходится 32,6 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска[4]. Наиболее загруженные станции метро — Каменная Горка (60 тысяч пассажиров в сутки), Площадь Ленина (55 тысяч пассажиров в сутки), а также Институт культуры и Площадь Якуба Коласа. Наименее загруженные станции — Первомайская и Молодёжная (менее 10 тысяч человек в день)[10].
Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения. Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами. Три станции — «Купаловская», «Октябрьская» и «Площадь Ленина» имеют входы, встроенные в здания. В последней из них по подземным переходам имеются также выходы в здание железнодорожного вокзала и к железнодорожным платформам.
Из-за небольшой глубины залегания спуск на большинство станций осуществляется при помощи лестничных маршей. Эскалаторы установлены только на 9 станциях (по одному из вестибюлей восьми станций и оба вестибюля станции «Октябрьская»), всего — 31 машина. Три эскалатора, установленные на ст. «Молодёжная», не эксплуатировались до осени 2011 года. Большинство эскалаторов однопролётные, трёхниточные, на станции Октябрьская в 2008 году в ходе реконструкции был установлен четырёхниточный эскалатор.
На всех станциях, введённых в эксплуатацию после 2001 года («Могилёвская», «Спортивная», «Кунцевщина», «Каменная Горка», «Борисовский тракт» и «Уручье») также имеются лифты для людей с ограничениями опорно-двигательной системы.
Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 утра до 1:00 ночи — первый поезд с конечных станций отправляется в 5:33, последний — в 1:02. Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на первой линии и 2:15 на второй[11], пассажиров обслуживают 30 и 27 пар поездов в час соответственно. В другое время интервал увеличивается до 3 — 4 минут, максимум составляет 10 минут после 23:00. Расписание движения поездов после 23:00 доступно пассажирам — в вестибюле каждой станции размещена соответствующая информация, причём время прибытия рассчитано именно для этой станции с учётом длины перегонов.
После теракта в Минском метро была усилена пропускная система и сотрудниками милиции досматривался каждый пассажир. Но уже спустя месяц на каждом вестибюле в метро оставался только один милиционер, который выборочно досматривал сумки.
С 5 апреля 2012 года действуют следующие тарифы на проезд[12]:
В качестве средств оплаты проезда используются[15] жетоны (на 1 декабря 2011 года общий запас более 1,3 млн штук, из которых на руках 700 тыс.[16]), пластиковые магнитные карточки и радиокарты[17]. Первоначально количество поездок по проездному билету не ограничивалось. С 1 апреля 2007 года было введено ограничение: 120 поездок для месячного и 42 для декадного в течение всего срока действия проездного билета[18][19]. Такое ограничение действует и в настоящее время[15], но в будущем его, возможно, изменят или отменят[20]. Магнитные карточки имеют залоговую цену в 1000 бел. руб., а радиокарты — 10 000 бел. руб.[15] После окончания срока действия они могут быть обменены в кассах. При переходе на другую линию, проезд дополнительно не оплачивается. Руководством метрополитена также рассматривается вариант возвращения к действующей параллельно системе бумажных талонов из-за частого роста цен на жетоны, что приводит к их активной скупке[21].
В сопоставимых ценах проезд в Минском метрополитене летом 2011 года был в полтора раза дешевле Киевского и в 5—6 раз дешевле Петербургского и Московского[22]. По информации председателя Мингорисполкома Николая Ладутько, себестоимость одной поездки в метро составляет 4000 рублей (без учета прибыли метрополитена)[23].
Первая линия Минского метрополитена была открыта 30 июня 1984 года в составе восьми станций. После этого линия ещё дважды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 14,430 км (от портала депо «Московская» до тупиков ст. Уручье) и включает в себя 11 станций (Институт Культуры, Площадь Ленина, Октябрьская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия Наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье). Московская линия почти целиком проходит под главной магистралью города, проспектом Независимости, и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад. 1 сентября 2012 года планируется продление Московской линии. Интересно, что линия, как первая, не изображается красной, как это было во всех метрополитенах СССР.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Вторая линия Минского метрополитена была открыта 31 декабря 1990 года в составе пяти станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 18,1 км и включает в себя 14 станций (Могилёвская, Автозаводская, Партизанская, Тракторный завод, Пролетарская, Первомайская, Купаловская, Немига, Фрунзенская, Молодёжная, Пушкинская, Спортивная, Кунцевщина, Каменная Горка). Автозаводская линия пересекает Минск с юго-востока на запад.
В 2004 году были начаты подготовительные работы на новом (юго-западном) участке Московской линии. Участок протяженностью 5,5 км с тремя станциями: «Грушевка», «Михалово» и «Петровщина» планируется сдать в эксплуатацию 1 сентября 2012 года. Уже во время строительства этого участка, было принято решение продлить линию ещё на 1,8 км до станции Малиновка. Её строительство началось в 2009 году, а закончить его планируется в сентябре 2013. В 2010 было решено построить ещё одну станцию — Щемыслица. Её строительство должно завершиться до сентября 2014 года[24].
Изначально для строительства этого участка рассматривалось два варианта проходки тоннелей: открытым способом, с перекрытием проспекта Дзержинского и строительством дорог-дублёров, либо с помощью современного тоннелепроходческого комплекса. Начальником дирекции по строительству Минского метрополитена, озвучивались планы приобретения нового комплекса в конце 2008 года. Его предполагалось использовать для проходки части тоннелей, чтобы «обкатать» новую технологию проходки. В дальнейшем этот щит использовался бы для строительства третьей линии минского метро[25]. Однако приобретение тонелепроходческого комплекса не состоялось, и в конце 2008 года проспект Дзержинского был перекрыт, транспорт пущен по дорогам-дублёрам.
10 октября 2011 года стало известно, что открытие трёх новых станций намечено на 1 сентября 2012 года.
В будущем возможно продление 2-й линии на запад строительством станции «Виленская»[26] (или «Красный Бор»[27]), 1-й линии на восток станцией «Смоленская» (или «Спорткомплекс»).
Существуют планы строительства ещё двух линий, их открытие запланировано на 2015—2030-е годы[8].
3-я линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет Зелёный Луг через центр с микрорайоном Курасовщина.
В 2008 году «Минскметропроект» начал подготовку предпроектной документации на строительство линии, этот процесс может занять 1 — 2 года.
Начало строительства первого участка 3-й линии намечено на 2011 год[28]. Он протянется на 5,5 км и будет состоять из пяти станций с проектными названиями: «Аэродромная», «Жуковского», «Вокзальная» (пересадочная станция на «Площадь Ленина» первой линии), «Клары Цеткин», «Юбилейная» (пересадочная станция на «Фрунзенскую» второй линии). По другим данным, первая очередь будет иметь длину 7,7 км и будет дополнительно включать станцию «Лошицкая»[29]. Семь станций первого участка 3 линии откроются в 2017 году[30].
До 2019 года планируется продлить в северном направлении участком длиной 3,3 километра из трёх станций — «Машерова», «Варвашени», «Улица Максима Богдановича»
К 2024 году планируется построить третью очередь в южном направлении. Участок протяжённостью 2,8 километра будет включать в себя станции «Лошицкая» и «Курасовщина», а также электродепо.[31]
На лето 2011 года закончена разработка варианта выбора трассы третьей линии[32]. Для станций в марте 2012 года предложены[33] следующие названия:
4-я линия минского метро протянется на 15 км и будет состоять из 9 станций. Линия будет проходить от площади Бангалор через пересадочную станцию «Академия наук» по Ботанической, Уральской, пересечётся на станции «Тракторный завод» со второй линией и пройдёт через Серебрянку до Чижовки. Рассматривается вариант строительства метромоста через Чижовское водохранилище[34].
Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Беларуси — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В).
Подвижной состав на конец 2010 г. представлен 302-мя вагонами типа 81-717/714 производства как ОАО «Метровагонмаш» так и ЗАО «Вагонмаш». Из них[35]:
с 2007 года проводится их капитальный ремонт в депо ТЧ-2 «Могилёвское», к началу 2010 г. отремонтировано 26 вагонов.
Возможно, в будущем (когда откроют третью линию) будут ездить поезда мод. 81-717.6/714.6
Линии метрополитена обслуживаются двумя депо — ТЧ-1 «Московское» и ТЧ-2 «Могилёвское». К ТЧ-1 «Московское» приписано 25 пятивагонных составов, к ТЧ-2 «Могилёвское» — 35. В утренний час пик на первой линии работает 21 состав, на второй — 26-27.
По данным за 2005 год средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2 место в СНГ)[37].
По состоянию на 2008 год Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Киевскому метро, а по общему объёму перевозок — 5-е место, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому метрополитенам[38].
В октябре 2005 на 17 станциях установили по две плазменные панели, на них организована трансляция блоков новостей БТ и СТВ, рекламы и роликов о правилах пользования метрополитеном. На станциях «Октябрьская», «Пушкинская», «Площадь Якуба Коласа» и «Каменная горка» помимо плазменных панелей установлены проекторы, использующие стены в качестве экрана. Через проекторы транслируется реклама и популярная музыка. По состоянию на март 2010 года проекторы на всех станциях отключены и демонтированы.
На всех станциях минского метрополитена работает сотовая связь GSM/3G операторов «Velcom», «МТС», «Life :)» .
Аналогичная ситуация наблюдается в Варшавском метрополитене. На данный момент там работает одна синяя линия. Следующая (строящаяся) будет красной.
Из 25 станций минского метро 13 имеют станции-тёзки в других городах СНГ.
Самый длинный перегон — Пролетарская — Тракторный завод, 2 км. Самый короткий перегон — Купаловская — Немига, 800 м. Самая глубокая станция — Октябрьская — −15 м.
В нумерации турникетов первая цифра означает номер станции.
Все станции объявляются на белорусском языке известным диктором Владимиром Баклейчевым. Также записаны фразы на русском языке, такие как «Ускорьте посадку, освободите двери», «Не скапливайтесь у дверей вагона, проходите в середину салона».
Стандартное объявление в Минском метро: «Асцярожна, дзверы зачыняюцца! Наступная станцыя…(Осторожно, двери закрываются! Следующая станция)», «Станцыя…(Станция)»
На конечных станциях с 14 сентября 2011 года добавлена фраза в автоинформаторы: «Уважаемые пассажиры! При выходе из вагона не забывайте свои вещи».
Минский метрополитен в темах | |
---|---|
Линии | 1 Московская линия • 2 Автозаводская линия • 3 Третья линия (проектируется) |
Обслуживание | Подвижной состав: 81-717/714 • 81-541Б • Электродепо: ТЧ-1 «Московское» • ТЧ-2 «Могилёвское» |
Управление | КУП «Минский метрополитен» (дочернее предприятие ГП «Минсктранс») • Ростислав Юреня |
Происшествия | Трагедия на Немиге (30 мая 1999) • Террористический акт в минском метро (11 апреля 2011) |
Списки | Станции • Конечные станции • Пусковые участки и новые станции • Авторы проектов станций |
Транспортная система Минска | |
---|---|
Транспорт |
Городской: Автобус | Троллейбус | Трамвай | Метро (линии: Московская, Автозаводская) | Маршрутное такси Железнодорожный: ЖД | Детская железная дорога | Городская электричка |
Пункты |
Автовокзалы и автостанции: Восточный автовокзал | Московский автовокзал | Центральный автовокзал | Автостанция Автозаводская | Автостанция Юго-Западная ЖД вокзалы, станции и платформы: Железнодорожный вокзал | Минск-Восточный | Минск-Северный | Минск-Южный | Минск-Сортировочный | Институт культуры | Курасовщина | Масюковщина | Роща | Радиаторный | Столичный Аэропорты: Минск-1 | Минск-2 |
Организации | Минтранс | Операторы: Минсктранс |
Улицы | Улицы |
См. также | История транспорта в Минске | Персоналии: Авторы проектов станций Минского метрополитена |
Транспорт в Белоруссии | |
---|---|
Метро | Минск |
Трамвай | Витебск • Минск • Мозырь • Новополоцк |
Троллейбус | Бобруйск • Брест • Витебск • Гомель • Гродно • Минск • Могилёв |
Автобус | Минск • Слуцк |
См. также | Список городских трамвайных систем • Список троллейбусных систем мира |
Минский метрополитен.