Dom-uslugi66.ru

Бюро Домашних Услуг

Покаяние (в христианстве)

Перейти к: навигация, поиск
«Картина Рембрандта Возвращение блудного сына». Пример покаяния описан в библейской притче о блудном сыне

Покаяние (др.-греч. μετάνοια, буквально: «после ума») — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. Результат покаяния — решение об отказе от греха. В Библии покаяние описывается и как скоротечное решение, и как процесс, дляшийся всю жизнь. В качестве синонима покаянию в Библии иногда используется слово «обращение» (например, «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши». (Иер.18:11))

Покаяние тесно связано с исповедью (признанием своих грехов, в православии и католичестве являющегося церковным таинством), однако не равно ей. В протестантизме, отвергающем таинства в православном смысле, покаяние считается не менее важным средством в оставлении греха и духовном совершеннствовании. Советско-российский религиовед и философ Лев Митрохин утверждал, что для протестантов покаяние — «первый шаг к Богу, к духовному возрождению и спасению».[1]

Содержание

Важность покаяния

Иисус Христос и Иоанн Креститель начинали свою проповедь словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17, Мф.3:2). Обращаясь к иудеям с призывом к покаянию Христос, Иоанн Креститель и апостолы не разъясняли смысла этого слова, поскольку оно было хорошо знакомо жителям Израиля. У евреев покаяние называлось тшува (ивр. תשובה) и служило «основополагающей идеей веры пророков, постоянно призывающих Израиль раскаяться в своих грехах, пока еще не поздно».[2] Так, ветхозаветный пророк Осия обращался с воззванием к еврейскому народу: «Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему… Возьмите с собою молитвенные слова и обратитесь к Господу» (Ос.14:2).

Подобное отношение к покаянию сохранилось и в Новом Завете. Христос в своей проповеди подчёркивал, что спасение даётся только кающемуся. По мнению авторов «Богословских статей Новой учебной Женевской Библии», истинная вера невозможна без покаяния, а надежда на спасение души просто по вере во Христа-Спасителя, но без покаяния «является пагубным заблуждением».[3] Об этом же говорили и православные богословы — Святые Отцы. Например, прп Марк Подвижник утверждал: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося [… ]. Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию […]. Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться. […]. И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа».[4]

Сущность покаяния

Греческое слово др.-греч. μετάνοια (метанойя) означает «перемену ума», «перемену мыслей»[5]. По мнению богослова Артура Пинка, Библия говорит о трех видах покаяния: «покаяние отчаяния» (например, Исав, Фараон, Ахитофел и Иуда), «покаяние исправления» (Ахав и те, кто покаялись после проповеди Ионы), «покаяние ко спасению» (Деян. 11:8; 2Кор. 7:10). Пинк отмечает, что нередко люди принимают за истинное покаяние страх перед Божьим наказанием. «Это никоим образом не так. Осуждение законом — это страх ада, евангельское покаяние — это обращение к Богу; одно — страх наказания, другое — боязнь греха; одно — влияет на разум, другое — смягчает сердце». — отмечает он.[6]

Покаяние подразумевает не столько сожаление о прошлом, сколько новый взгляд человека на самого себя, на других и на Бога. Обратиться, объясняет Митрополит Антоний Сурожский, «значит отвернуться от множества вещей, которые имели цену для нас только потому, что были нам приятны или полезны. Обращение проявляется прежде всего в изменении шкалы ценностей: когда в центре всего Бог, всё остальное становится на новые места, получает новую глубину».[7]

Истинность покаяния

Внешним признаком истинности покаяния служит дальнейшая жизнь, мысли и поступки грешника. «По плодам их узнаете их» Мф.7:20 — учил Христос различать христиан и лжехристиан.

«Многие считают, что если человек проливает слезы или кажется сокрушенным по причине своего неправедного жизненного пути, то это доказывает, что спасительная Божья благодать начала свою работу в душе этого человека. Но этот вывод неверен. Нельзя путать угрызения нечистой совести с тем убеждением и осознанием греха, которое дает Святой Дух», — утверждает Артур Пинк.[6] По его мнению, покаяние предполагает искреннее согласие с Божьим законом, основной всеобъемлющей заповедью которого является — «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». Кроме того, для истинного покаяния характерно постояное отвращение от греха в целом, а не временное сожаление по поводу каждого отдельного греха.

Этого же мнения придерживался известный проповедник Пинк, Артур — Покаяние


Примечания

  1. Христианство: Словарь Под общей редакцией Л. Н. Митрохина и др. Москва, издательство «Республика» 1994, ISBN 5-250-02302-9 С.355
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья «Раскаяние»
  3. Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии, статья «Покаяние»
  4. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский Православный опыт покаяния. Внутреннее царство
  5. Метанойя как изменение духовного опыта
  6. ↑ Пинк, Артур — Покаяние
  7. Митрополит Сурожский Антоний — Молитва и жизнь


Покаяние (в христианстве).

© 2023 dom-uslugi66.ru, Россия, Ангарск, ул. Набережная 59, +7 (3951) 35-50-52