Рабия | |
араб. رابعة العدوية القيسية | |
Исламская миниатюра |
|
Рождение: | |
---|---|
Смерть: | |
Почитается: |
в Исламе |
Подвижничество: |
Рабия аль-Адавия, Рабия Басри (717 — 801[1]) — одна из первых суфиев, почитающаяся как святая, героиня многочисленных исламских притч, прославляющих бескорыстную любовь к Богу.
Содержание |
До наших дней сохранились фрагментарные и, иногда, полулегендарные сведения о жизни Рабии аль-Адавии.[2] Исследователь суфизма Маргарет Смит (англ.) отмечает, что иногда в трудах средневековых авторов аль-Адавия путалась со своей тёзкой Рабией из Сирии, умершей за 40 лет до Басри.[3] Одно из наиболее полных жизнеописаний было оставлено персидским поэтом Фаридом ад-Дин Аттаром, жившим в XII веке.[4] Родилась в бедной семье в городе Басре.[5] О родителях не сохранилось исторических сведений. Тот факт, что Рабию не называли по имени отца, как это принято для незамужних женщин в Исламе, возможно свидетельствует о том, что она была рабыней.[6] По некоторым источникам, рано оставшись сиротой, она была продана разбойниками в рабство. Однажды очередной из её хозяев настолько тронут её преданностью и молитвам Богу, что отпустил её на волю.[5] Так или иначе, освободившись от рабства аль-Адавия стала полностью свободной женщиной, над которой не было обычной опеки родственников-мужчин.[6]
Аттар приводил легенду, связанную с рождением Басри. У её отца уже было трое дочерей, и поэтому новорожденную назвали Рабией (Четвёртой). В доме не было масла для светильника, но мать хотела увидеть младшую дочь, а отец дав обет ничего не просить у существ, созданных Богом, ничем не мог ей помочь. Во сне к нему явился пророк Мухаммед и предрёк, что его дочь станет великой святой, приказав обратиться к эмиру Басры за деньгами — помощь беднякам должна была стать искуплением эмиру за нарушение обета.[7]
По возвращении, Рабия стала известна как одна из величайших исламских аскетов, отказавшись от брака и умышленно живя в бедности.[1] Большую часть жизни она провела в городе, где родилась — Басре.[8] Рабия аль-Адавия стала одним из центральных персонажей многочисленных притч и легенд, в которых подчёркивалась идея о бескорыстной и всепоглощающей любви к Богу, во имя которой она отреклась от земных благ.[9]
Современником Рабии был Хасан аль-Басри, также считающийся одним из первых суфиев. На его проповеди регулярно приходила Рабия. Однажды, когда она не появилась вовремя, он не начал проповедь и слушатели поинтересовались, кого он ждёт. Хасан ответил, что какая бы мудрость ни была в его словах, они приходят к нему из сердца Рабии.[10]
Руки Рабии просили эмир Басры Мухаммед бин Сулейман и множество благочестивых людей, однако дать верные ответы на четыре вопроса, без которых она даже не рассматривала предложение, смог только Хасан.[11] Однако и на его предложение последовал ответ, что Рабия прекратила своё существование и полностью покинула себя, что её существование во Всевышнем. В дальнейшем многие из легенд рассказывают про обоих — Рабию и Хасана.[12]
Считается, что Рабия похоронена на Елеонской горе, в месте, где находится мечеть XVII-го века.[13]
Мудрость по мнению аль-Адавии заключалась в знании Бога и полной преданности ему. Величие человека заключалось в следующих вещах: чистоте сердца, молитвах, преданности и вере в защиту Всевышнего и направлении всех своих помыслов на Бога.[14] Аль-Адавия учила, что тот, кто отдаётся на милость Всевышнего, находится под Его защитой.[15]
В описаниях аль-Адавия предстаёт полностью отрекшейся от мира.[16] Её аскетичный и простой образ жизни являлся средством ухода от мирских конфликтов, что роднило её взгляды с уставом францисканцев.[17] Согласно одной из легенд, ученик, заметивший, что Рабия проводит в молитвах всю ночь, спя лишь короткое время в конце дня, спросил существует ли что-то, что она хотела бы поесть. Рабия ответила: «Ты знаешь, что я люблю финики, которые растут здесь в изобилии. Но я не съела ни одного, так как я слуга одного Господина и у меня есть немного скромных обязанностей. Или я буду есть, или довольствуюсь тем, что Возлюбленный (так называли суфии Бога) пошлёт мне.»[18]
На вопросы о Рае, Рабия отвечала «Сначала Сосед, потом дом». Согласно пояснениям аль-Газали это означало, что она стремилась не к Раю, а к Господу.[19] Позднее её учение войдет в суфийскую концепцию о надежде и страхе.[20]
Суфизм | ||
---|---|---|
Тарикаты | Айссауа • Бекташи • Кадырия • Кубравия • Мевлеви • Накшбанди • Ниматуллахи • Рифаия • Сенусия • Сухравардия • Тиджания • Чишти • Шазилия • Ясавия | |
Персоналии | Джунайд • Ибн Араби • Рабия аль-Адавия • Руми • Халладж | |
Терминология | Ваджд • Вахдат ал-вуджуд • Гайб • Зикр • Инсан камиль • Макам • Нафс • Сама • Силсила • Тарикат • Хакикат • Фана | |
Суфийские ранги | Ариф • Дервиш • Ишан • Кутб • Мурид • Муршид • Пир • Факир • Эфенди | |
Портал · Категория |
Женщина в исламе | ||
---|---|---|
Библейские женщины | ||
Семья пророка Мухаммеда |
Мать: Амина | Жёны пророка Мухаммеда | дочери: Зайнаб · Рукайя · Умм Кульсум · Фатима | внучки: Зайнаб бинт Али
|
|
Сподвижницы Мухаммеда | ||
Известные мусульманки | ||
Хиджаб · Брак · Секс |
Рабия аль-Адавия.