Рух (араб. روح — дух) — в исламе — дух, часто выступает синонимом термина нафс («душа»)
Значения терминов рух и нафс изменяются в зависимости как от толкования их теми или иными исламскими богословами, так и от области их применения. Мутакаллимы часто отождествляли два эти понятия, подразумевая под ними начало физической и умственной деятельности человека. В айатах Корана, где повествуется о сотворении Адама (15:29; 38:72) упоминаемый «дух» толковался ими в таком смысле. Фаласифа считали, что рух — это материальный носитель души, которую они делили на растительную, животную и высшую—разумную. Суфии называли «духом» (pyx) высшую часть человеческой души, a остальные части — «душой» (нафс)[1].
В исламской ангелологии и демонологии ангелы и джинны именуются «духами»; в частности, ангел Джибриль (Гавриил) называется ар-pyx аль-амин (26:193), рух аль-кудс (16:102/104). В суфизме Джибриль также называется рух аль-илка[1].
В религиозно-философской метафизике понятиям «душа» и «дух» придается онтологическо-космологический статус. У суфиев рух — синоним «перворазума», «первотворения», именуемого также ар-pyx аль-кудс, ар-pyx аль-мукаддас, рух аль-арвах, ар-pyx аль-азам, ар-pyx аль-кудси, рух Аллах. У фаласифа нафс — одна из ступеней божественной эманации, представляющая собой начало движения небесных сфер[1].
Рух (дух).