Самарский метрополитен |
|
Информация | |
---|---|
Страна | |
Город | |
Дата открытия |
26 декабря 1987 года |
Длина линий |
11,4 км |
Количество станций |
9 |
Количество линий |
1 |
Пассажиропоток за день |
~47,9 тыс. чел. (2010) |
Пассажиропоток за год | |
Самарский метрополитен на Викискладе |
Сама́рский метрополите́н (до 1992 — Ку́йбышевский метрополите́н) — пятый по вводу в эксплуатацию в России. Один из видов городского пассажирского транспорта Самары.
Насчитывает 9 станций, из них 8 подземных и одна наземная. Метрополитен состоит из одной-единственной линии, эксплуатационная длина которой составляет 11,4 км[2].
Содержание |
См также Список пусковых участков и новых станций Самарского метрополитена
Совет Министров СССР разрешил разработку технического проекта метро в городе Куйбышев в ноябре 1977 года. Проект был поручен институту «Метрогипротранс» Министерства транспортного строительства СССР, а разработка рабочей документации — его филиалу «Горьковметропроект» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
В сентябре 1980 года началось строительство перегона между станциями «Проспект Ленина» (будущая станция «Российская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (будущая станция «Алабинская») — практически в центре города. Однако после постройки тоннель этого перегона был законсервирован — решено было вести строительство метро с Юнгородка, где находятся наиболее крупные промышленные предприятия города.
В конце 1980 началось строительство первой станции «Кировская» в Юнгородке. В сентябре 1981 был смонтирован первый проходческий щит и началась щитовая проходка тоннеля между станциями «Кировская» и «Безымянка».
Открыть первую линию куйбышевского метрополитена планировали в 1987, к 70-летию октябрьской революции. 6 ноября был проведен первый пробный рейс, а 25 декабря был подписан акт о приемке первой ветви (4 станции). Регулярное пассажирское движение на первой ветке было открыто 26 декабря 1987. Куйбышевское метро стало 5-м в России и 12-м в СССР (на тот момент функционировали метрополитены в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси, Баку, Харькове, Ташкенте, Ереване, Минске, Горьком, Новосибирске).
С 11.08.2010 на территории метрополитена в соответствии с постановлением главы г.о. Самара № 979 от 06.08.2010 были сняты ограничения на фото- и видеосъемку [3].
Участок | Дата открытия | Протяжённость |
---|---|---|
«Юнгородок» — «Победа» | 1987, 26 декабря | 4,5 км |
«Победа» — «Советская» | 1992, 31 декабря | 1,6 км |
«Советская» — «Спортивная» | 1993, 25 марта | 1,4 км |
«Спортивная» — «Гагаринская» | 1993, 30 декабря | 1,5 км |
«Гагаринская» — «Московская» | 2002, 27 декабря | 1,3 км |
«Московская» — «Российская» | 2007, 26 декабря | 1,1 км |
Итого: 9 станций | 11,4 км |
Метрополитен обслуживается составами из четырех вагонов 81-717/714. Электродепо «Кировское» расположено у станции «Юнгородок». Интервал между поездами составляет 7-9 минут[4].
С 1 июля 2012 года стоимость проезда составляет 18 рублей за одну поездку или за место багажа. Оплата осуществляется с помощью пластикового жетона, приобретаемого в кассе.
С июня 2008 года также используется система «Электронный проездной»: «Транспортная карта», поддерживаемая компанией Золотая Корона. Существует 3 вида карт, для граждан (представлена на фото ниже), для студентов и для школьников. Стоимость проезда по карте для граждан составляет 15 рублей, для школьников и студентов 8 рублей. На октябрь 2008 года в городе насчитывалось более 8000 владельцев транспортных карт.[5]
Единая Транспортная Карта Самары. Лицевая сторона
Единая Транспортная Карта Самары. Оборотная сторона
Жетон на метро
Год | Перевезено за год (тыс. чел) |
Перевезено с оплатой (тыс. чел.) |
Дата изменения тарифа | Стоимость проезда |
1987 | 416,1 | 320 | 25 декабря 1987 года | 5 копеек |
1988 | 16695,9 | 12843 | ||
1989 | 17217,2 | 13243,9 | ||
1990 | 18182,1 | 13986,2 | ||
1991 | 12390,8 | 9531,3 | ||
1992 | 10905,2 | 8388,6 | ||
1993 | 21279,6 | 10764,7 | 15 ноября 1993 года | 20 рублей |
1994 | 38766,5 | 16826,7 | 1 января 1994 года | 200 рублей |
1995 | 33354,2 | 13996,3 | 15 февраля 1995 года | 300 рублей |
16 сентября 1995 года | 500 рублей | |||
1996 | 29785,8 | 11483 | 1 января 1996 года | 600 рублей |
15 марта 1996 года | 700 рублей | |||
16 декабря 1996 года | 1000 рублей | |||
1997 | 29349,4 | 10671,3 | ||
1998 | 28570,1 | 10187,9 | 1 января 1998 года | 1 рубль (деноминация) |
1999 | 24895,1 | 7775 | 1 февраля 1999 года | 2 рубля |
2000 | 27330,0 | 8948,9 | 1 августа 2000 года | 3 рубля |
2001 | 25991,8 | 8424,6 | ||
2002 | 23636,7 | 7569,4 | 1 февраля 2002 года | 4 рубля |
2003 | 25054,8 | 8380,4 | 1 января 2003 года | 5 рублей |
2004 | 20804,1 | 7304,1 | 15 января 2004 года | 6 рублей |
2005 | 10800 | н/д | 1 января 2005 года | 7 рублей |
10 ноября 2005 года | 9 рублей | |||
2008 | 18871 | н/д | 1 января 2008 года | 10 рублей |
2009 | 16658 | н/д | 1 января 2009 года | 12 рублей |
2010 | 17500 | н/д | 1 января 2010 года | 15 рублей, по транспортной карте 12 рублей, для студентов и школьников 7 рублей |
2012 | н/д | н/д | 1 июля 2012 года | 18 рублей, по транспортной карте 15 рублей, для студентов и школьников 8 рублей |
Все станции покрыты сотовыми операторами «БиЛайн» и «МегаФон». Сигнал сотового оператора «СМАРТС» принимается на всех станциях кроме ст. «Российская». Наземная станция «Юнгородок» покрывается всеми сотовыми операторами. С октября 2011 года «БиЛайн» сделал доступным в подземке высокоскоростной интернет по технологии 3,5G.
№ | Название | Год открытия | Год открытия последней станции | Длина, км | Число станций | Время проезда по линии, мин. |
---|---|---|---|---|---|---|
Первая Линия | 1987 | 2007 | 11,4 | 9 | 20 |
План на 2018 год — 10 станций .
В настоящее время ведётся сооружение последней станции первой линии [1] [2]
Вторая линия самарского метрополитена — перспективная линия, протяжённостью 2,7 км и включающая в свой состав 3 станции — «Вокзальная» (у железнодорожного вокзала), «Клиническая» (возле Мичуринского микрорайона), «Московская-2» с переходом на 1 линию.
Ещё на начальном этапе проектирования метрополитена в г. Куйбышеве рассматривалась возможность строительства линии в Самарское Заречье с мостовым переходом через реку Самару. Рассчитанный на 300 тысяч жителей новый район, который был задуман главным архитектором Самары А. Г. Моргуном, конечно же не мог остаться без современного транспорта — метрополитена. Однако, на рубеже веков наметилась устойчивая тенденция к снижению численности населения города. От строительства Самарского Заречья отказались, исчезла и потребность в строительстве линии через реку Самару.
Портал «Метро» |
Метрополитены России | ||
---|---|---|
Действующие | Москва • Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Новосибирск • Самара • Екатеринбург • Казань • Волгоград (метротрам) | |
Строящиеся | Омск • Челябинск • Красноярск | |
Проектируемые и планируемые |
Ростов-на-Дону • Воронеж (лёгкое метро) • Ульяновск (лёгкое метро) • Саратов • Уфа (наземное метро) | |
Отложенные и отменённые |
Уфа • Пермь • Владивосток • Хабаровск • Сочи (лёгкое метро) |
Самарский метрополитен | ||
---|---|---|
Первая линия |
|
|
Вторая линия (персп.) |
|
|
Депо |
|
|
Прочие сооружения |
|
|
Планируемые линии |
|
Самарский метрополитен.