|
Фикх (араб. فقه [fɪqəh] — «понимание», «знание») представляет собой мусульманское законоведение, которое нераздельно связано с богословием и основано на изучении Корана, Сунны, иджма и кияса. Богословы-законоведы, овладевшие фикхом, называются факихами («знающие»).
Для обозначения мусульманского права некоторые исследователи пользуются терминами «фикх» и «шариат» как синонимами[1]. Согласно другому взгляду, шариат — мусульманское право в широком смысле, источник фикха; фикх же составляет нормативно-правовую часть шариата, рассматривает, в основном, вопросы норм поведения мусульман в обществе, а также обязанностей верующего перед Богом[1].
Необходимость создания комплексной правовой системы в исламе возникла в VIII векеарабского халифата стали охватывать огромные пространства Азии и Северной Африки. Теологи, которые являлись одновременно и юристами, при решении спорных ситуаций начали использовать в качестве примера слова и деяния пророка Мухаммеда. Это послужило толчком для формирования фикха, начали формироваться сборники хадисов, которые со временем образовали Сунну.
, когда владения
Содержание |
На основе фикха решаются вопросы соблюдения мусульманских ритуалов, морали и социального поведения. В ряде ситуаций Корана оказывается недостаточно для того, чтобы определить порядок проведения той или иной процедуры, например, ритуала омовения до обязательной ежедневной молитвы. Другой пример: Коран предписывает держать пост во время священного месяца Рамадан, но не поясняет, как именно. Чаще всего ответы на такие вопросы можно найти в хадисах пророка Мухаммеда.
Но бывает, что и Сунна не может внести полной ясности в разрешение вопросов, которые возникают у верующих. Тогда факихи прибегают к другим, вспомогательным источникам права. Речь идёт о суждениях по аналогии (кияс) и сложившихся мнениях исламских авторитетов (иджма). В совокупности эти четыре источника мусульманского права и составляют фикх. При этом, каждый из них обладает определённым уровнем приоритетности: сначала суждение делается на основе Корана, если это невозможно, то применяется Сунна, далее иджма и, в последнюю очередь, кияс.
Первый этап становления фикха связан с деятельностью пророка Мухаммеда и четырёх праведных халифов[2]. Второй этап, приходящийся на годы омейядского правления, связан с решением проблемы поиска авторитетных источников права. Такими источниками стали хадисы о высказываниях, решениях и действиях Мухаммеда, а также высказывания и решения его сподвижников, одобренные пророком. Правоверные халифы в значительно большей степени могут быть рассмотрены как основоположники теоретического и действующего права[2].
Третий этап, который приходится на годы аббасидского правления и фактического распада халифата, — период образования основных суннитских мазхабов, т.е. правовых школ суннизма: ханафитской, маликитской, шафиитской и ханбалистской[2].
Четвёртый этап, как правило, связывают с развитием фикха на основе и в рамках основных правовых школ суннизма. С XI века н. э. разработка мусульманского права как теоретического правосознания прекратилась, и лишь шиитские толки продолжали отстаивать принцип свободы иджтихада. Дальнейшее существование фикха было основано на следовании общепризнанным положениям той или иной школы[2].
Мазхабы — это школы шариатского права, которые имеют те или иные отличия в толковании мусульманских правовых норм. Насчитывается пять суннитских и один шиитский мазхаб:
Шариат и фикх | ||
---|---|---|
Источники шариата | Коран • Сунна • Иджма (догмат) • Кыяс (аналогия) • Адат (обычай) • Таклид (подражание) • Иджтихад (интерпретация) • Истихсан | |
Правовые школы | Ханафитская • Маликитская • Шафиитская • Ханбалитская • Джафаритская • Исмаилитская • Зейдитская • Ибадитская • Захиритская | |
Виды наказаний | Дийя (компенсация) • Кисас (месть) • Раджм (побивание камнями) • Тазир (осуждение) • Хадд | |
Бида (новшество) • Грехи • Далиль (довод) • Кафара (искупление) • Манхадж (методология) • Фетва • Авторитеты в области шариата |
Факих.