«Курская»
Арбатско-Покровская линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Курский вокзал |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
30,7 |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: | |
Инженеры-конструкторы: |
Н. М. Комаров |
Выход к улицам: |
Площадь Курского вокзала, улица Земляной Вал |
Переходы на станции: | |
Наземный транспорт: | |
Время открытия: |
5:30 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
046 |
«Ку́рская» — станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена. Расположена под улицей Земляной Вал между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Находится на территории Басманного района Центрального административного округа Москвы. Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») — «Курская» (вторая очередь строительства). Название получила по Курскому вокзалу, близ которого расположена. Станция имеет пересадки на одноимённую станцию Кольцевой линии и станцию «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии.
Содержание |
История проектирования станции «Курская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлово. Первый проект Покровского радиуса появился в 1932 году. Возле Курского вокзала предполагалось построить станцию. В генеральном плане реконструкции Москвы 1935 года было окончательно утверждено расположение будущей станции метро «Курская». В первоначальном проекте станция называлась «Курский вокзал»[2].
Строительство метро «Курская» осуществлялось закрытым способом. Расположение станции в плане было обусловлено требованиями наиболее рационального обслуживания пассажиров Курского вокзала и дальнейшего направления трассы Покровского радиуса к Спартаковской площади с обходом Московского газового завода[3]. Кроме того, отсутствие окончательного проекта планируемой реконструкции Курского вокзала вынудило проектировщиков расположить станцию диагонально по отношению к площади Курского вокзала[3]. Предполагалось два выхода: на месте здания багажного отделения Курского вокзала (из восточного торца) и в одном из жилых домов на Садовой улице (из западного торца)[3]. Однако проект западного выхода не был осуществлён. Станция была открыта 13 марта 1938 года в составе участка «Улица Коминтерна» — «Курская» второй очереди Московского метрополитена[1].
Во время Великой Отечественной войны станция «Курская» служила бомбоубежищем, как и другие станции московского метро[4]. На станции был размещён филиал Государственной публичной исторической библиотеки[5][6].
В 1950 году был открыт переход на станцию «Курская» Кольцевой линии[1], а также ещё один выход в наземный вестибюль. В 1996 году открылся переход из западного торца на станцию «Чкаловская» Люблинской линии[1]. В 1997 и 2000 годах на станции были установлены новые эскалаторы[7].
Станция имеет один подземный вестибюль (общий со станцией Кольцевой линии), в который можно выйти из восточного торца. Центральный зал соединяется с промежуточным вестибюлем тремя эскалаторами типа ЭТ-3М, установленными в 2000 году[7]. Промежуточный вестибюль — большое кубическое помещение, из которого в одну сторону широкий проход выводит в круглый колонный вестибюль. В центре него стоит мощная, круглая, развивающаяся вверх колонна (столп). Основание этой колонны как бы заглублено в пол, а углубление обведено по кругу небольшим гранитным бортиком[8]. Поверхность столпа покрыта затейливой лепниной растительных мотивов. На ней также размещены небольшие лепные медальоны с сельскими сценками[8]. Потолок зала опирается на столп, а также на два кольца колонн. Эти колонны — круглые, каннелированные, облицованные сургучно-красным мрамором, и квадратные, облицованные светло-кремовым мрамором. Стены зала облицованы розовым и желтоватым мрамором Газганского месторождения[8].
К круглому залу через переходную камеру примыкает кассовый зал. Круглый зал отделяется от кассового четырьмя пилонами, овальными в плане и расположенными длинной осью. Между ними — линия турникетов. Кассовый зал представляет собой прямоугольное помещение, плоский потолок которого поддерживают кроме пилонов цилиндрические колонны[9]. Зал оформлен в тёмных тонах. Стены, пилоны и колонны облицованы чёрным с белыми прожилками мрамором месторождения Давалу. Пол облицован плитами чёрного габбро и тёмно-серого гранита. В кассовый зал ведут три лестницы, расположенные по его длинной стороне, напротив пилонов и турникетов[9]. В середине находится широкая лестница, ведущая в зал ожидания Курского вокзала и в коридор под всеми железнодорожными путями к Нижнему Сусальному переулку. Стены лестничной камеры оформлены белым мрамором.
В другом выходе из промежуточного вестибюля — длинный с поворотом коридор к межэтажному эскалатору типа ЭТ-5М, установленному в 1997 году[7], который выводит в наземный кассовый вестибюль в первом этаже жилого дома на площади Курского вокзала[10].
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения[1]. Сооружена по типовому проекту (архитектор Л. М. Поляков). Диаметр центрального зала 9,5 метров, боковых залов — 8,5 метров.
Оформление станции, вестибюлей и переходов посвящено сельскому хозяйству. Свод станции опирается на два ряда мощных пилонов, отделанных серым с белыми прожилками мрамором Уфалейского месторождения[10]. Круглые отверстия на пилонах оформлены декоративными решётками из золочёного металла с изображением колосьев и с укреплёнными на них светильниками. Кроме того, зал освещается люстрами-тарелками. Потолок станции украшен рельефным орнаментом с лепными вставками[11]. Пол в центральном зале выложен серым гранитом, в боковых залах — тем же гранитом с геометрическими вставками чёрного диабаза и красного гранита[10]. Путевые стены покрыты сверху белой керамической плиткой, а снизу — чёрным мрамором[12].
Переход на Кольцевую линию, открытый в 1950 году, находится в центре зала. Там переходная камера с лестницами на спуск и на подъём. Далее длинный коридор выводит к мостику над платформой в сторону «Таганской» и лестнице в центре зала «Курской-кольцевой»[13].
Переход на Люблинскую линию — в западном торце через пристройку, удлиняющую центральный зал, по короткому эскалаторному тоннелю и короткому переходу с арками в аванзал «Чкаловской»[13]. Пристройка, удлиняющая центральный зал, была построена специально для перехода через ранее глухой западный торец станции в 1996 году[1].
Станция была конечной на Арбатско-Покровской линии до 1944 года. За станцией располагается пошёрстный съезд, по которому оборачивали поезда до продления линии на восток, и сейчас используемый для оборота при нештатных ситуациях, а также для служебных перевозок[12]. На станции 2 стрелочных перевода[14].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По чётным числам | ||
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Митино» | 5:43:25 | 5:45:45 |
5:46:55 | 5:45:25 | |
В сторону станции «Щёлковская» | 5:49:35 | 5:49:50 |
5:50:00 | 5:49:50 |
Станция метро «Курская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Бауманская» и «Площадь Революции». Выход в город на площадь Курского вокзала и улицу Земляной Вал.
Курский вокзал обслуживает поезда дальнего следования восточного, юго-западного и западного направлений. От Курского вокзала начинается Курское и Горьковское направления Московской железной дороги.
Пригородные поезда от вокзала следуют по Курскому, Горьковскому, Смоленскому и Рижскому направлениям.
Станция «Курская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[19]:
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год)[20][21][22]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 40 | «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская»-радиальная, «Комсомольская»-кольцевая, «Площадь Ильича», «Римская» | Ст. метро «Сокольники» | Завод «Красный Путь» |
трол. № Б | «Красные ворота», «Сухаревская», «Смоленская»-арбатская, «Смоленская»-филёвская, «Парк культуры»-радиальная, «Парк культуры»-кольцевая, «Павелецкая», «Таганская»-кольцевая, «Таганская»-радиальная | Садовое кольцо (внешнее кольцо) | |
тр. № Бк | «Смоленская», «Сухаревская», «Красные ворота», «Таганская», «Павелецкая», «Парк культуры» | Садовое кольцо (внутреннее кольцо) | |
трам. № 20 | «Дубровка», «Пролетарская», «Крестьянская застава» | Угрешская улица | Курский вокзал |
трам. № 24 | «Новогиреево», «Перово», «Шоссе Энтузиастов», «Авиамоторная» | Новогиреево | Курский вокзал |
Станция «Курская» упоминается в постапокалиптическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033». Согласно книге, станция входила в состав Содружества станций Кольцевой линии, чаще именуемого Ганзой. Жители этой станции, как и всего содружества, живут за счёт торговли и взимания пошлин с торговцев[23].
Предшественник: нет |
Конечная станция Арбатско-Покровской линии 13 марта 1938 — 18 января 1944 |
Преемник: Партизанская |