|
|||||
Национальный гимн Азербайджана | |||||
Основано | Нахичеванская АССР 9 ноября, 1924 Нахичеванская Автономная Республика 17 ноября, 1990 |
||||
Официальный язык | Азербайджанский | ||||
Столица | Нахичевань | ||||
Крупнейшие города | Нахичевань, Джульфа, Ордубад | ||||
Председатель Верховного Меджлиса |
Талыбов, Васиф Юсиф оглы | ||||
Территория • Всего |
5363 км² |
||||
Население • Оценка (2009) • Плотность |
400 000 чел. 75 чел./км² |
||||
Валюта | Азербайджанский манат (AZN, код 944) |
||||
Интернет-домен | .az | ||||
Телефонный код | +994 | ||||
Часовые пояса | UTC +4/+5 |
Нахичева́нская Автоно́мная респу́блика (азерб. Naxçıvan Muxtar Respublikası) — эксклав Азербайджанской Республики, являющийся, в соответствии с Конституцией Азербайджана и собственной конституцией, автономным государством в составе Азербайджанской Республики.
Территория — 5,6 тыс. км². Население — 400 000 человек (2009), 99,1 % азербайджанцы[1][2]. Столица — город Нахичевань.
Впервые топоним Нахичевань упоминается в Географии Птолемея под именем Наксуана (греч. Ναξουὰνα, англ. Naxuana)[3]. Согласно М. Фасмеру топоним Нахичева́нь происходит от арм. собственного имени «Νaχič» и слова «avan» — местечко, др.-перс. «avahana» — «местечко, деревня»[4] (позднее тюрк. трансформация — Нахичеван или Нахчыван; дж → ч). Как отмечает видный немецкий филолог Г. Хюбшман, топоним Нахичевань происходит от армянского префикса «нах» и слова «иджеван», и означает «место первой высадки»[5]. Иудейский историк Иосиф Флавий (I век) в качестве места высадки Ноева ковчега упоминает топоним «Апобатерион» (греч. Αποβατήριον[6]), что грамматический буквальный перевод армянского Нахиджевань[6] (арм. Նախիջևան), означает „местом высадки“ и идентифицируется с Нахичеваном[6]. Флавий сообщает также об этническом составе края:
»Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир. Это место армяне называют «местом высадки», и до сих пор ещё туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от ковчега"[5][7].
Наиболее ранняя письменная форма Нахтчаван, где «нахтча» — древне-армянское родоплеменное название, а элемент ван (варианты вани, вана), в древности очень продуктивный в топонимии Закавказья и Малой Азии, употреблялся со значениями «место», «дом», «земля», «страна», а также в роли суффикса принадлежности. Таким образом, с учётом древности топонима можно считать, что первичным было название местности Нахтчаван («земля рода нахтча»), а по ней затем получил название возникший на этой земле город[8].
В 1990-е годы русскоязычные азербайджанские источники, а впоследствии и Роскартография, стали использовать топоним Нахчыва́н; в СМИ других стран и литературе обычно используется традиционный советский топоним Нахичева́нь.
Занимает юго-восточную часть Закавказского нагорья[9]. Почти 75% территории лежит на высоте более 1000 м. На севере простирается Даралагезский хребет, на востоке — Зангезурский хребет (с высшей точкой республики г. Капыджик, 3904 м)[9]. Южная и юго-западная части территории вдоль реки Аракс — равнина высотой 600—1000 м. Средние температуры января от −3 °С на равнине до −14 °С в горах; июля соответственно +28 и +25 °С (на вершинах до +5 °С). Осадков в год от 200 мм на равнине до 600 мм в горах.
Впервые Нахичевань упоминается в Географии Птолемея как Наксуана.
Согласно М. Фасмеру[10] и Г. Хюбшману[11] топоним «Нахичевань» происходит от арм. → «Нах» — первичная, «иджеван» — высадка. Однако, как отмечает Хюбшман, «Нахичевань» не был известен под этим названием в древности. Вместо этого, он заявляет, что современное название эволюционировало в «Нахичевань» от «Нахчаван» — где приставка «Нахч» было именем, а «aван» от арм. «ավան» → «местность».[12]
Древнейшие памятники материальной культуры племён, населявших в древности территорию современной Нахичевани, относятся к эпохе неолита. В начале I тысячелетия до н. э. эта территория входила в состав государства Урарту, после его падения около 590 г. до н. э. — в составе Мидии, с VI века до н. э. — в состав государства Ахеменидов, в границах сатрапии Армения, граничила с Мидией рекой Аракс. В III веке до н. э. входила в состав царства Мидия Атропатена.
С начала II в.до н. э. по 428 г. н. э. часть Великой Армении. Нахичевань находилась в центре армянского государства, простиравшегося, как отмечает энциклопедия «Ираника», от Куры до верховий Евфрата и Тигра[13]. Согласно армянскому географу VII века Ананию Ширакаци, в составе Армении район принадлежал нахангам (провинциям) Васпуракан и Сюник[14], причем земли по Араксу, то есть гавары (уезды) Нахчаван (позднее также Нахиджеван) и «обильный вином» Гохтн (район Ордубада) входили в состав Васпуракана[15], тогда как более северные земли принадлежали гаварам Чахук (ныне Шахбузский район) и Ернджак (Джульфинский район) наханга Сюник[16] (карта провинции, автор Роберт Хьюсен[17]). Эта область управлялась наследственными гофмейстерами армянских царей, которые, носили титул «мардпетов», а их род именовался «Мардпетакан»[18]. Согласно Фавсту Бузанду, в самом Нахчаване Тиграном Великим были поселены евреи, выведенные из Палестины; когда во время персидского нашествия на Армению в 369 г. город был взят персами, они вывели оттуда „две тысячи семейств армян и шестнадцать тысяч семейств евреев“[19][20]. В конце IV в. в Гохтне проповедовал учёный и монах Месроп Маштоц, который именно там пришёл к мысли о необходимости перевода Библии на армянский язык, для понимания местным населением[21][22]. Монастырь на месте, где проповедовал Маштоц (построен в 456 году), сохранялся до последнего времени в селе, носившем в честь Маштоца название Месропаван.
С 428 года до VIII века район — часть Армянского Марзпанства (наместничества) Персии . В 623 году временно отошёл к Византии, в середине VII века завоеван арабами.
Когда они дошли до пределов армянских, то рассеялись для нападения. Они разделились на три отряда, из которых один выступил на васпураканскую область и завладел селами и замкам, до города Нахичевана; другой на страну Тарон, третий, дойдя до Когойовита, осадил укрепление Арцап…[23]
В 705 году арабы заживо сожгли в церквах Нахичевана и соседнего селения Храм представителей армянской знати, приглашенных ими якобы для заключения договора (800 человек)[24][25][26].
В VIII веке население этой области было связано с движением Бабека, хотя большой роли в нём не играло[25].
В конце IX века Нахичеван был отвоеван у арабов вторым царем Анийского царства — Смбатом I Багратуни, который в 891/92 году отдал его на правах условного владения князю Сюника. В 902 году Смбат передал его владетелю Васпуракана Ашоту Арцруни, а после смерти последнего в 904 году — вновь владетелю Сюника Смбату[27][28]. После этого Нахичеван оставался в составе Сюника, со временем приобретшего фактическую независимость от Ани. В районе Нахичевана владычествовали роды Орбелянов и Прошьянов, которые, как это видно из летописи Степаноса Орбеляна (XIII в.), сохранили свое значение и после тюркского завоевания[29]. В арабских источниках Нахичевань упоминается как Нашава[30]. Согласно Ибн-Хаукаль (X век) жители области Нахичевань говорили по-армянски[31]:
В 1064 Нахичевань завоевана сельджукским султаном Алп-Арсланом. В годы правления атабеков Азербайджана из династии Ильдегизидов, Нахичевань становится столицей государства[33].
В XIII—XIV вв. Нахичевань подвергалась нашествиям монгольских завоевателей и Тимура. Рубрук, посетивший Нахичевань после монгольского нашествия, пишет, что город «прежде был столицей некоего великого царства и величайшим и красивейшим городом; но татары обратили его почти в пустыню. Прежде в нём было восемьсот армянских церквей, а теперь только две маленьких, а остальные разрушили сарацины»[34].
Уже в сельджукскую эпоху в регионе начинается многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским, особенно усилившийся после нашествий Тимура[35]. В период монгольского владычества Северная Армения подвергается разрушению и разграблению, а с конца XIII века Газан-хан подвергает сильным гонениям армянское население, особенно из Нахичевана и близлежащих областей[36]. Процесс изгнания коренного армянского населения особо усиливается с XVI—XVII вв., в период османо-персидских войн, когда значительное большинство армянского населения Нахичеванской области либо погибло, либо было угнано в Персию[37]. Современник «Великого сургуна» (тогда выселялись также мусульмане и евреи[38][39]) организованного персидским шахом Аббасом I в 1604 году, Аракел Даврижеци, пишет[40]: «…он превратил в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению. Ибо при переселении он изгнал в Персию [жителей] не одного или двух, а многих гаваров, начиная с границ Нахичевана через Ехегадзор, вплоть до берегов Гегамских…». Одновременно, в XVI—XVII веках, Закавказье не только стихийно, но и целенаправленно заселялось курдами и туркменскими кочевыми племенами, которых местные правители рассматривали как свою опору[41]. Историк XVII века сообщает[42]:
Великий царь персов шах Аббас первый выселил армянский народ из коренной Армении и погнал их в Персию с целью опустошить страну армян и застроить страну персов, уменьшить [численность] народа армянского и увеличить — персидского. И так как сам шах Аббас был человек осторожный и предусмотрительный, всегда и беспрестанно думал и размышлял о том, как бы предотвратить возвращение армянского населения к себе на родину…
Тогда только из Джулфы число депортированных армян, по разным данным, колеблется от 12 тыс. семейств[43] до 20 тыс. человек[44].
В 1746 г. Надир-шах приказывает переселить 1000 армянских семейств из Нахчевана в Хорасан[45].
В XV в. Нахичевань входила в состав государств Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, в XVI в. оспаривался Турцией и державой Сефевидов.
Осенью 1603 году шах Аббас I в ходе войны с Оттоманской империей занял Нахичеваньский регион. Турецкий гарнизон города Нахичевани капитулировал перед Сефевидскими войсками и покинул Нахичевань вместе с жителями-суннитами, тогда как «воины города» (из местных мусульман), по сообщению Аракела Даврижеци, поспешили заявить о своей приверженности шиизму: они «быстро сняли с себя османскую одежду, постригли длинные бороды свои, облачились в кызылбашскую одежду и стали похожи на стародавних кызылбашей». Однако летом 1604 года оттоманские войска предприняли контрнаступление, заставшее Шаха Аббаса врасплох. Не надеясь удержать регион, Шах Аббас решил осуществить тактику «выжженой земли» и вывел всё население Нахичевани и Эривани (как армянское, так и мусульманское) вглубь Персии, по словам Аракела, «превратив в необитаемую [пустыню] благоденствующую и плодородную Армению»[46][47][48]. Всего из Нахичевани и Еревана было угнано в Персию 250—300 тысяч армян[49][50]. В частности, лишился своего населения крупный город, населённый преимущественно армянами[51] и бывший центром армянской торговли (прежде всего шёлком) в регионе — Джуга (Джульфа), жители которой при занятии персами торжественно вышли встречать шаха Аббаса во главе со священниками[46]. Её население около 20.000[52] человек было переселено в Исфахан[53], где образовало армянский пригород, существующий до сих пор — Новую Джульфу. При этом многие армянские ремесленники и беднота погибли при переселении, а богатые купцы превратились в приказчиков шаха[54].
Современная исследовательница Е. Родионова выделяет несколько причин выселения армян в Персию (получившего название «великий сургун»): а) военно-стратегическая: ослабить противника, оставить «выжженную землю»; б) политическая: укрепление центральной власти, ослабление сепаратистских областей); б) экономическая (намерение основать армянскую колонию в центре своей державы и перенести центр караванных путей их Джульфы в Иран) и стремление использовать труд искусных армянских ремесленников на строительных работах в Исфахане[55]. В числе переселённых было и тюркское племя Кенгерли, которому было разрешено вернуться в Нахичевань при потомке шаха Аббаса I шахе Аббасе II. При завоевании Нахичеванской области, шах Аббас I устраивал резню суннитского населения. По мнению специалиста по истории Ирана Аптина Ханбаги, в ходе турецко-персидских войн армянам повезло больше, чем мусульманам, так как турки убивали шиитов, а персы — суннитов[56].
Посетивший Нахичеванский край в 1648 году турецкий путешественник Эвлия Челеби описывал его как цветущий край и называл Нахичевань «гордостью среди городов иранской земли». По его сообщению, в благоустроенном городе Карабаглар, составлявшем отдельное султанство в Нахичеванской земле, его угостили 26 сортами груш. Описывая город Нахичевань, Челеби отмечал, что «город украшают 10000 больших домов, крытых глиной; имеется 70 соборных мечетей и мест поклонения, 40 квартальных мечетей, 20 домов для приезжих, 7 прекрасных бань, около 1000 лавок»[57].
В 1720-гг. некоторые территории (район Ордубад-Агулис) Нахичеванского края были заняты[58] Давид Беком и Мхитаром Спарапетом — предводителями армянского национально-освободительно движения в Сюнике (Зангезур).
В середине XVIII в. после гибели Надир-шаха Гейдар-Кули хан из рода Кенгерли создал Нахичеванское ханство.
В начале XIX века регион стал ареной русско-персидских войн. По Гюлистанскому трактату Россия отказалась от попыток захватить Нахичевань, признав ханство «в совершенной власти» Персии[59], однако в ходе новой русско-персидской войны Нахичевань была занята войсками генерала Паскевича, встреченными населением с полной покорностью[60], и согласно статье III подписанного в 1828 году Туркманчайского договора, Нахичеванское и Эриванское ханства передавались шахом «в совершенную собственность» России[61]. Келбали Хан Нахичеванский был ослеплен в свое время Ага-Мохаммед ханом Каджаром, что вызвало в семье естественную ненависть к династии Каджаров; в результате его сын, правитель ханства Эхсан-хан Кенгерли вместе с братом Ших-Али беком добровольно перешёл на сторону России, оказав важную помощь в войне с Персией, за что ему было пожалован чин полковника русской службы и он был назначен наибом Нахичеванского ханства, а Ших-Али бек наибом Ордубадского округа[62]. В октябре 1837 года Эхсан Хан был произведён в генерал-майоры[63]. В 1839 году, под давлением главноуправляющего на Кавказе генерала Е. А. Головина Эхсан Хан вынужден был отказаться от должности наиба. В порядке компенсации он был назначен походным атаманом Кенгерлинского войска, а позже Военно-походным атаманом Закавказских мусульманских войск[64].
Указом Николая I от 21 марта 1828 года сразу же после заключения Туркманчайского договора из присоединённых к России Нахичеванского и Эриванского ханств была образована Армянская область[65] , из которой в 1849 году с присоединением Александропольского уезда была образована Эриванская губерния.
Согласно условиям Туркманчайского мира, российским правительством было организовано массовое переселение в Армянскую область армян из Персии. Это вызвало недовольство мусульманского населения, лишавшегося своих земель, которые отдавали переселенцам. Чтобы снизить напряженность в регионе, российский посол в Персии А. С. Грибоедов рекомендовал главнокомандующему российской армии на Кавказе графу Паскевичу дать приказ о перемещении части переселившихся из Персии в Нахичевань армян в Даралагез[66].
Согласно данным 1831 года в Нахичеванской области проживали 37 тыс. армян (из который 2,7 тыс. старожилы[67], 10 тыс. переселенцы из разных регионов) и 17,1 тыс. азербайджанцев (кавказских татар)[68]. По данным на 1886 год на территориях, составивших современную Нахичеванскую Автономную Республику, этнический состав был следующим: на части Давалинского участка Эриванского уезда: татары (азербайджанцы) — 4,215 (100 %); на части Нахичеванского уезда: татары (азербайджанцы) — 47,117 (59,1 %), армяне — 31,968 (40,1 %), курды — 473 (0,6 %); на Шарурском участке Шаруро-Даралагёзского уезда: татары (азербайджанцы) — 27,453 (86,4 %), армяне — 4,075 (12,8 %)[69][неавторитетный источник?].
По данным на 1896 год в Нахичеванском уезде Эриванской губернии проживали «адербейджанские татары» (то есть азербайджанцы) — 56,95 %, армяне — 42,21 %, курды — 0,56 %, русские — 0,22 %, грузины и цыгане 0,06 %. В уезде была 1 православная церковь, 58 армяно-григорианских церквей, 66 мечетей[70]. Перепись 1897 года зафиксировала в Нахичеванском уезде 100,771 человек[71], из которых татары (азербайджанцы) — 63,7 %, армяне — 34,4 %, русские — 0,9 %, курды — 0,6 %[72][неавторитетный источник?].
28 июля 1920 года 1-й Кавказский полк 11-й Красной Армии вступил в Нахичевань. Командир этого полка телеграфировал С. М. Кирову: «Население Нахичевани тепло приветствует Красную Армию и Советскую власть»[73]. Был образован Нахичеванский ревком (председатель М. Бакташев, члены: Г. Бабаев, А. Кадымов, Ф. Махмудбеков и др.), провозгласивший Нахичевань Советской Социалистической Республикой. На следующий день ревком предложил правительству Республики Армении начать мирные переговоры, но 30 июля военный министр Армении потребовал «обеспечить безусловную покорность Нахичевани армянскому правительству…»[74]. Ультиматум был отклонён. В начале августа армянские части развернули наступление на Нахичевань из района города Ордубад, но были отброшены советскими частями 28сд[75]. 10 августа председатель нахичеванского ревкома Бакташев писал председателю СНК Азербайджанской ССР Нариману Нариманову, что население признаёт Нахичевань неотъемлемой частью Азербайджанской ССР[74]. В тот же день РСФСР и Республика Армении подписали соглашение о мире, по которому войсками РСФСР занимаются спорные области: Карабах, Зангезур и Нахичевань. Согласно соглашению «занятие советскими войсками спорных территорий не предрешает вопрос о правах на эти территории Республики Армения или Азербайджанской Социалистической Советской Республики. Этим временным занятием РСФСР имеет в виду создать благоприятные условия для мирного разрешения территориальных споров между Арменией и Азербайджаном на тех основах, которые будут установлены мирным договором, имеющим быть заключённым между РСФСР и Республикой Армения в скорейшем будущем»[76].
В ноябре армянские части вновь развернули военные действия[74]. 29 ноября Ревкомом Армении была провозглашена Социалистическая Советская Республика Армения. 30 ноября была составлена декларация Азревкома следующего содержания (по тексту опубликованному в Сборнике документов и материалов. Ереван, 1992, стр. 601):
Советский Азербайджан, идя навстречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения [77][78][79][80].
1 декабря Нариманов озвучил декларацию на заседании Бакинского Совета.
В это же время в ночь со 2 на 3 декабря между дашнакской Арменией и правительством Великого Национального Собрания Турции в Александрополе был заключён мирный договор, по которому районы Нахичевани, Шарура и Шахтахты объявлялись «временно» находящимися под защитой Турции[81]. Правительство РСФСР и Ревком Армянской ССР не признали Александропольский договор, поскольку он был подписан уже после передачи власти правительством Республики Армении ревкому Армянской ССР.
Однако согласно Одри Альштад договор между РСФСР и Демократической Республикой Армении, заключённый в декабре 1920 года, признавал претензии последней только на Зангезур, но не на Карабах или Нахичевань[79].
В начале 1921 года в городах и селениях Нахичеванского края путём опроса[82] прошёл референдум, по результатам которого свыше 90 % населения высказались за то, чтобы Нахичевань осталась в составе Азербайджанской ССР на правах автономной республики[74][83][84]. Данные полученные в ходе референдума, объясняются тем, что число армян в регионе значительно уменьшилось. Так, в результате истребления и бегства армян в ходе Первой мировой войны, вкупе с невозможностью вернуться обратно, доля армян сократилась с 41,2 % в 1832 году до менее 11 % в 1926 году[85]. В это же время на 1-й краевой партийной конференции был избран Нахичеванский обком КП Азербайджана[9].
16 марта правительства Советской России и Великого Национального Собрания Турции в Москве заключили договор о дружбе и братстве, по которому Нахичеванская область «образует автономную территорию под протекторатом Азербайджана, при условии, что Азербайджан не уступит сего протектората третьему государству»[86]. Согласно энциклопедии «Ираника» советско-турецким договором Нахичевань была отделена от Армении[87]. По мнению Сергея Вострикова, Нахичевань являлась ядром исторических армянских земель, которые послужили «разменной монетой» в территориальном разделе и сближении между советской Россией и кемалистской Турцией[88]. Согласно ему же, формальным поводом для передачи Нахичевани под протекторат Азербайджана послужило то, что вследствие геноцида армян и резни армян в Баку, Нахичеване и Шуше в 1918—1921 годах численность армянского населения здесь сократилась вдвое[88].
В октябре того же года между правительством Великого Национального Собрания Турции, Советской Россией, Арменией и Азербайджаном был подписан Карсский договор. Согласно ст. 5 данного договора: «Правительство Турции и Правительство Советской Армении и Азербейджана соглашаются, что Нахичеванская область в границах, определённых в приложении 3 настоящего договора, образует автономную территорию под покровительством Азербейджана»[89].
В январе 1922 года состоялся 1-й съезд Советов Нахичеванской ССР[74].
В феврале 1923 года на основе решения 3-го Всенахичеванского съезда Советов в составе Азербайджанской ССР был создан Нахичеванский автономный край, преобразованный 9 февраля 1924 года в Нахичеванскую АССР[9]. По переписи 1926 года в Нахичеванской АССР проживало 104656 советских граждан, из которых азербайджанцы — 88433, армяне — 11276, курды — 2649, русские — 1837 человек[90]. Вследствии политики вытеснения армянского населения из края, которая велась ещё со Сталинской эпохи, к 1988-ому году всё армянское население было изгнано из автономной республики.[91][92]
В 1967 году за успехи в развитии народного хозяйства и в культурном строительстве Нахичеванская АССР была награждена орденом Ленина, а 29 декабря 1972 года в ознаменование 50-летия Союза ССР — орденом Дружбы народов[9].
19 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости[93]. 17 ноября того же года Верховный Совет Нахичеванской АССР изменил наименование «Нахичеванская АССР» на «Нахичеванская Автономная Республика».
Конституция Нахичеванской Автономной Республики в статье 1 гласит:
I. Нахчыванское автономное государство демократическая, правовая, мировая автономная республика в составе Азербайджанской Республики.
II. Статус Нахчыванской Автономной Республики определяют Конституция Азербайджанской Республики, Московский 16 марта 1921 года и Карсский 13 октября 1921 года международные договора[94].
По данным переписи Азербайджана 1999 года в Нахичеванской Автономной Республике проживало 354,072 человека[95], а по переписи 2009 года численность населения составило 398,323 человека[96].
В XII веке сложилась Нахичеванская архитектурная школа, выдающимся представителем и основателем которой считается Аджеми ибн Абу Бекр (Аджеми Нахчивани). Ранним его произведением является мавзолей Юсуфа ибн Кусейра (1161 г.). восьмигранное, сложенное из обожженного кирпича сооружение, перекрытое пирамидальным шатром. Уже в этом произведении Аджеми достиг большой художественной выразительности предельной простотой и строгостью форм.
Самым большим и наиболее известным среди азербайджанских мавзолеев является[источник не указан 145 дней] Мавзолей Момине хатун (1186 г.) — |шедевр средневекового азербайджанского[источник не указан 145 дней] зодчества, созданного Аджеми[97]. Это усыпальница Момине хатун — жены атабека Джахан Пехлевана. Мавзолей сложен из обожженного кирпича, имеет десять граней, которые покрыты слегка рельефным узором, выполненным в той же технике, что и мавзолей Юсуфа ибн Кусейра. Высота его без шатра достигает 25 м[98][99].
Мавзолей декорирован сложным геометрическим орнаментом и письменами из Корана. Поверхность каждой грани полностью покрыта резными украшениями, которые представляют собой куфические арабские письмена, стилизованные под геометрический орнамент. Мавзолей Момине хатун является шедевром средневековой архитектуры[100]. Мавзолей Момине хатун воздвигнут в возвышенной части города. «Его силуэт прекрасно вписан в окружающий горный пейзаж. Тонко найденные пропорции, ритм архитектурных форм воспринимаются ещё издали. Вблизи поражают богатство деталей и их изумительно гармоничная связь с монументальным целым. Не без основания создатель этого прекрасного памятника поместил на фризе надпись: „Мы уходим, мир останется. Мы умрем, этот остается памятью…“»[99][101][102].
В городе Нахичевани находится памятник XIX века — Ханский дворец.
Рядом с городом Джульфа находится одна из самых мощных крепостей того времени Алинджа-гала (XI—XIII в. в.), расположенная на берегах рек Аракс и Алинджа. Многочисленные оборонительные, жилые и дворцовые сооружения находятся на самой вершине скалистой горы, с отвесными склонами. Дождевая вода в крепости собиралась с помощью разветвленной сети каналов и цистерн[102].
Недалеко от Джульфы находятся развалины большого караван сарая, построенного, по- видимому, нахичеванским правителем Хаким Зия ад-Дином в начале XIV века, построившего также и близлежащий мост через реку Аракс.
Мавзолей Гюлистан (XII—XIII в.) — «Райский сад», находится недалеко от села Джуга Джульфинского района, в лесной лощине, построен из красного песчаника. Квадратный постамент мавзолея через клиновидные плоскости переходин в 12 гранник, который был увенчан (не сохранился) пирамидальным шатром[99][103]
Вблизи селения Дер сохранились руины трех небольших мавзолеев, сооруженных из булыжного камня и кирпича.[104].
В селении Карабаглар (Шарурский район) находятся сооружения знаменитого мавзолея, датируемого XIV веком.[99]. Сохранившиеся до настоящего времени минареты, соединенные с мавзолеем, а также руины небольших мавзолеев и укреплений с башнями, позволяют говорить о том, что на этом месте находилось крупное городское поселение с 70 мечетями, из них 40 с минаретами. Сооружения построены в основном при правлении Абу Саида Бахадур хана (1319—1335 г. г.) и ранее[102].
В городе Ордубад сохранились архитектурные памятники XVII—XVIII веков — Джума-мечеть, здание медресе, Дилбер-мечеть[102].
Армяне оставили в Нахичевани богатое архитектурное наследие[105], которое, однако, азербайджанские власти полностью игнорировали, а впоследствии объявили «албанским» или подвергли разрушению[106] (см. Фальсификация истории в Азербайджане). По данным армянских исследователей, из древнейших памятников нахичеванской области, сохранившихся до XX века, выделяются монастырь Аствацацин в Агулисе (древний центр Гохтана), церковь которого считается крупнейшим армянским культурным памятником района, и там же — монастыри св. Томы и св Христофера, основанные в IV веке, церкви св. Минаса, св Шмавона, св Ованеса, св. Акопа-Айрапета, Сурб Ерордутюн (св. Троицы), Амараин и др, сооруженные позже (всего Агулисе было 12 монастырей и церквей); монастырь св. Нишана (основан в V в.) со скрипоторием, две рукописи из которого хранятся в ереванском Матенадаране, монастырь св. Товмы в селе Вананд, основанный в 450 году, монастырь Сурб. Геворг в Ернджаке (основан предположительно в V веке, первое упоминание в 841 году), монастырь Сурб Карапет в Арбакунисе (основан в 381 году), чьи постройки были оформлены интересной резьбой, монастырь Сурб Аствацацен в Норашене, основанный в 952 году, крепость, церковь Тарманчац Ванк и кладбище с хачкарами XIV—XVIII века в селе Норакерт[107][108][109][110][111]. Как отмечает В. А. Шнирельман, интересным памятником является также монастырь св. Степаноса VII в., известный как «Красный монастырь» — Кармир Ванк (ныне именуемый Кызыл Ванк) под Нахичеванью, в г. Астапат (армянское название)[112]. Он считается «значительным памятником армянской средневековой архитектуры». Нахичеваньская церковь Сурб Еррордутюн — св. Троицы — где, по преданию, в 705 г. была сожжена армянская знать, сохранялась до 1975 г., когда была снесена[106].
Известны армянские средневековые рукописи, созданные в Нахичевани[113].
Согласно ИКОМОСу в 1998 году азербайджанским правительством было удалено 800 хачкаров, но разрушение было приостановлено из-за протестов ЮНЕСКО; в 2002 г. разрушение кладбища возобновилось и к 2006 году от кладбища не осталось следа [114] . Хачкары были разрушены, а ландшафт выровнен[115] . Весной 2006 года азербайджанский журналист из Института войны и мира Идрак Аббасов попытался исследовать это кладбище, однако местные власти запретили ему посетить этот объект. Тем не менее он сумел хорошо рассмотреть территорию кладбища и подтвердил, что оно полностью исчезло.[116]. 30 мая 2006 года Азербайджан запретил комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее кладбище[114].
Столица — город Нахичевань (азерб. Naxçıvan).
Семь районов и город:
It is called in Ptolemy Naxuana,..
В раннем средневековье здесь располагались армянские области Нахчаван и Гохтн провинции Васпуракан, а также часть исторического Сюника.
…from Naxčavan/Naḵjavān (where all the captives were initially assembled) 2,000 Armenian and 16,000 Jewish families.
The catholicos promptly excommunicated Ashot, and the prince died one year later, in 904. Gagik Artsruni succeeded his brother as prince of Vaspuarakan. Smbat, unsure of Artsrunik' loyalty, took Nakhchavan from them and restored it to the prince of Siunik'.
Northern Armenia and eastern Georgia were ruined and plundered, and when Ḡāzān Khan accepted Islam (1295), strong persecutions were initiated against the Armenians, carried out pointedly in Naḵǰavān and nearby areas.
Тогда политическая роль Нахичевани сильно изменилась, ибо атабеки Ильдегизиды сделали её в XII в. столицей своего огромного государства. Между тем, город сохранял роль крупного торгово-ремесленного центра, где жила большая армянская община. Так продолжалось до конца XVI—начала XVII вв., когда по области прокатился вал османско-персидских войн, и значительное большинство армянского населения либо погибло, либо было угнано в Персию.
В XVI—XVII вв. количество кочевников здесь даже увеличилось благодаря политике завоевателей, переселявших сюда кочевников — курдов и туркмен — с целью разъединить и ослабить местное оседлое население.
.В 1746 г. шах приказал переселить 1000 семейств (ханэвар) армян из Нахчевана в Хорасан.
Armenians were uprooted during these wars, and, in 1604, some 250,000 Armenians were forcibly transferred by Shah 'Abbas to Iran. By the seventeents century, the Armenian had become a minority in parts of their historic lands
Primary sources estimate that between 1604 and 1605 some 250 to 300, 000 Armenians were removed from Armenia for settlement in Iran.
Еще до вмешательства России и Турции, в 1722 г., против шахского владычества восстали грузины в Картии и армяне в Зангезуре и Нахчеванском крае, надеясь на помощь единоверной России. Но после Константинопольского трактата христианские районы Закавказья целиком отошли под власть Турции. Армянские повстанцы, основная масса которых состояла из крестьян, под предводительством Давид-бега, еще долго продолжали бороться с турецкими войсками в трудно доступных горных ущельях Кавказа, Зангезура и Нахчеванского края (район Акулис-Ордубад). Последним успехом Давит-бега было занятие Акулиса. В 1728 г. Давит-бег умер в своей резиденции, крепости Алидзор. Его заместил храбрый Мхитар. Однако раздоры в среде предводителей движения, среди которых было немало меликов, мелких землевладельцев [333 — 334] и священников, привели к тому, что в 1729 г. часть их во главе со священником тэр Аветисом вступила в переговоры с турецкими властями и сдала им крепость Алидзор, получив обещание амнистии. Обещание не было выполнено, сдавшиеся были перебиты, их жены и дети обращены в рабство. Тэр Аветис один получил свободу и позволение удалиться со своей семьей в Иерусалим. Мхитар продолжал борьбу, ему удалось ещё взять г. Ордубад. В 1730 г. он был убит предателем, голова его была отослана к турецкому паше в Тебриз, ополчение его было рассеяно. Так кончилось восстание, продолжавшееся 8 лет.
В нач. 1921 в городах и селениях был проведён референдум; св. 90% населения высказались за то, чтобы Нахичевань вошла в состав Азерб. ССР на правах авт. республики.
The sovietization of neighboring Armenia during the winter changed the equation. A November 1920 declaration by the Azrevkom celebrating the «victory of Soviet power in Armenia» declared that both Zangezur and Nakhjivan should be awarded to Armenia to signify Azerbaijan’s support for the Armenian people in their battle against the Dashnaks (whose bands under General Dro were still operating in Zangezur) and to prevent any territorial matter from coming between these centuries-old friends.69 But the December 1920 treaty between the Russian Soviet Federative Socialist Republic (RSFSR) and Armenia recognized Armenian claims to Zangezur, not to Karabagh or Nakhjivan.70
Проведённый в начале 1921 г. в Нахичеванском крае опрос населения показал, что девять десятых всех жителей — за сохранение края в составе Азербайджанской ССР на правах АССР.
A referendum taken early in 1921 demonstrated that "nine-tenths" of the Nakhjivan population wanted to be included in Azerbaijan, "with the rights of an autonomous republic.
Постепенно начали восстанавливаться армянские села, и уже к 1832 году доля армян в Нахичеванской области повысилась до 41,2%. Новые серьезные изменения в этническом составе населения произошли в связи с Первой мировой войной, когда армяне снова были частично истреблены, а частично бежали на север. Вернуться назад многим уже не удатось, и в 1926 году численность армян в Нахичеванской АССР составляла менее 11%. Поэтому вовсе не удивительно, что 90% участников референдума, происходившего в 1921 году, проголосовали за присоединение к Азербайджану.
In 1921, a treaty between the Soviet Union and Turkey separated the province of Nakhijevan from Armenia, declaring it an autonomous territory of Azerbaijan.
В настоящей статье мы ставим перед собой узкую задачу локализации и, по возможности, уточнения датировки этой рукописи, для чего сопоставляем её с богато украшенным, но несомненно родственным ей Четвероевангелием 1304 г. (М. 3722). В соответствии с памятной записью последнее исполнено в Нахичеване писцом Акопом, украшено художником Симеоном в дастакерте Астапат, у берегов реки Араке.
Современные страны и регионы Кавказа | ||
---|---|---|
Государства | Азербайджан ( Нахичевань) • Армения • Грузия ( Автономная Республика Абхазия • Аджария) | |
Регионы России | Адыгея • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Краснодарский край • Северная Осетия • Ставропольский край • Чечня |
|
Непризнанное государство | Нагорно-Карабахская Республика | |
Частично признанные государства | Абхазия • Южная Осетия |
|
|
---|---|
Азербайджан | Бархударлы1 • Верхняя Аскипара1 • Кярки1 • Нахичеванская Автономная Республика4 |
Армения | Арцвашен2 |
Казахстан | Арнасай • Мактааральский район |
Киргизия | Барак |
Литва | Пагиряй3 |
Россия | Дубки • Калининградская область4 • Саньково и Медвежье • Урьян-Уба • Храх-Уба |
Таджикистан | Ворух • Западная Калача • Сарвак |
Узбекистан | Джангайл • Сохский район • Чон-Гара • Шахимардан |
1 — под контролем Армении; 2 — под контролем Азербайджана; 3 — до 1996 года. |
Нахчыванская Автономная Республика.