Ми́нос, Миной (др.-греч. Μίνως) — мифический[1] царь Крита, на которого перенесены многие факты, известные древним из истории этого острова за последние два века до Троянской войны. Сын Зевса и Европы[2] (версия — сын Ликастия и Иды[3]). Жил в 11 поколении после Инаха[4]. Минос — брат Радаманфа и Сарпедона, отец Федры, Ариадны, Девкалиона, Главка, Катрея, Эвримедона и других детей.
Получил от Зевса скипетр[5]. Написал законы для критян, по преданию, получая их от Зевса в пещере. Согласно по-разному уже в древности толкуемому месту Гомера, каждый девятый год («девятилетиями») отправлялся в горы в пещеру Зевса[6]. Девятилетие, по древнему счету времени, должно пониматься как происходящее раз в восемь лет[7]. Иная точка зрения, не учитывающая, что в древности греками и период между Олимпиадами (раз в четыре года) назывался пятилетиями, представлена в большинстве энциклопедий[8].
По другому рассказу, отчасти противоречащему гомеровскому, после смерти усыновившего его Астериона (или Астерия), не оставившего детей, Минос задумал захватить царскую власть на Крите, уверяя, что он предназначен к этому богами и что всякая его молитва будет исполнена. Действительно, когда он попросил Посейдона выслать ему для жертвоприношения животное, бог выслал ему из моря прекрасного быка, и Минос получил царскую власть. Но, пожалев красивое животное, он отослал быка в свои стада, а в жертву принёс другого[9]. В наказание Посейдон наслал на быка бешенство и внушил жене Миноса, Пасифае, неестественную страсть к этому быку; плодом её был Минотавр.
Основал города Кносс, Фест и Кидония[10]. Он считается основателем морского господства критян. Корабельной стоянкой при Миносе был Амнис[11]. С Кикладских островов Минос изгнал карийцев и вывел туда колонии, поставил правителями своих сыновей[12].
Когда сын Миноса Андрогей был убит в Афинах, Минос принудил афинян к дани, по 7 молодых людей и 7 девиц каждый девятый год (то есть раз в восемь лет[13]). По дороге он завоевал и Мегару.
Пасифая, разгневанная частыми изменами Миноса, заколдовала его. Каждый раз, когда Минос сходился с другими женщинами, он напускал на них гнус и женщины погибали. Прокрида дала ему выпить настой корня Кирки и исцелила его[14]. По другому рассказу, Минос испускал при совокуплении змей, скорпионов и сколопендр, и женщины погибали. Тогда Прокрида придумала ввести мочевой пузырь козы в тело женщины, и Минос изверг змей туда[15], после чего исцелился и смог сойтись с женщиной.
Смерть его застигла в Сицилии, в городе Камик, где он преследовал Дедала. Его убили дочери царя Кокала (или сам Кокал — Κώκαλος) при помощи горячей бани, они в ванне облили его кипящей водой[16]. Труп был выдан его спутникам и похоронен ими в Сицилии, ему устроили пышную гробницу, рядом с которой воздвигли храм Афродиты[17]. Потом кости его были перевезены на Крит, где ему был воздвигнут памятник. Гора Юкта первоначально считалась могилой Миноса, а затем Зевса[18]. По другой версии, жители Коркиры отбили прах Миноса у критян[19].
В подземном царстве он, по «Одиссее», царит над умершими[20]. Минос судит умерших, а они «его приговора, кто сидя, кто стоя, / Ждали в пространном с вратами широкими доме Аида» (Од. XI 570-571)[21]. Настоящим судьёй в царстве теней его вместе с Эаком и Радамантом делает позднейшее сказание[22], вероятно, в воспоминание его деятельности как законодателя. В позднейшее время стали различать двух Миносов, I и II, чтобы иметь возможность разделить приуроченный к Миносу слишком обильный мифологический материал; при этом Минос I считался сыном Зевса и Европы, а Минос II — внуком Миноса I, мужем Пасифаи и отцом Девкалиона, Ариадны и т. д. В «Божественной комедии» Данте Минос предстаёт в виде демона, змеиным хвостом, обвивающим новоприбывшую душу, указывающего круг ада, в который предстоит душе спуститься.
Действующее лицо трагедий Софокла «Камикийцы» (фр.323-327 Радт) и «Минос» (фр.407 Радт), трагедии Акция «Минос».
Артур Эванс, первооткрыватель минойской цивилизации на Крите, дал ей название в честь царя Миноса. В концепции Эванса минойская цивилизация была первой догреческой письменной цивилизацией Крита и материковой Греции. Точку зрения Эванса оспорил Уильям Риджуэй, который рассматривал Миноса как представителя греческих вторженцев, а не коренного населения острова[23].
Дешифровка М. Вентрисом Линейного письма B показала, что по крайней мере последний этап минойской цивилизации — микенская цивилизация — обладал грекоязычной письменностью, а в её населении преобладали греки. В современной археологии термин «минойская цивилизация» обычно не идентичен эвансовскому, а имеет более узкий смысл, охватывая цивилизацию на Крите до переноса центра власти в Микены.
Греческая традиция указывает, что приход греков на Крит предшествовал переносу центра власти в Микены, и какое-то время центр власти находился на Крите, в Кноссе, хотя там уже правили греки и пеласги, а не «минойцы». В археологическом контексте этот период может соответствовать Позднедворцовому периоду II, когда большая часть дворцов была разрушена, а Кносс стал единым политическим центром Крита.
Вопрос об историчности Миноса, а также о том, было ли его имя личным именем или титулом, остаётся открытым[24].
Минос.