Персефо́на (др.-греч. Περσεφόνη, встречаются также диалектные варианты Персефонея / Ферсефонея / Ферсефона, иногда Феррефатта[1]) в древнегреческой мифологии[2]— богиня плодородия и царства мёртвых.
Содержание |
В микенских текстах, возможно, соответствует божеству qe-ra-si-ja (Перасия?)[3], либо богине pe-re-swa (Пресва?)[4].
Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что Персефона является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков культ Персефоны сливается с культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей греческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.
Персефона — дочь Деметры и Зевса[5][6]. Вскормлена Деметрой и нимфами в пещере[7]. К ней сватались Арес и Аполлон[8]. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида[9] (либо ещё Афродита[10]). Цветком Коры называют нарцисс[11].
Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса[10]). Существовало несколько локализаций места похищения. По наиболее популярной, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной[12][13] в Сицилии. В Сиракузах ей посвящен источник Киана, в месте, где разверзлась земля[14]. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина[15], либо у реки Химарр в Арголиде[16], либо на краю гипподрома в Олимпии[17].
Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен[18] (либо три зерна, о чём сообщил Гермес[19]) граната, своего атрибутивного плода. Эти гранаты возникли из капель крови старшего Диониса[20]. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил Аскалаф.
Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида[21].
В некоторых источникахДева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.
сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездиемПо некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию[22], либо Фивы[23], либо Кизик[24].
Персефона — владычица подземного царства[25]. Обитает на краю света[26].Согласно Суде имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид[27]. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия.
Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнанно с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.
По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеей, сам превратился в змея, связал её гераклейским узлом и совокупился с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога[31].
Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.
Персефона.