Мо́йры (др.-греч. Μοῖραι от μοῖρα, «участь, доля», у Н. И. Гнедича — «Участь») — греческие богини судьбы[1]. Упомянуты в «Илиаде» (XIX 127) и «Одиссее» (XVII 327; XXIV 29).
Содержание |
Мойры — дочери Зевса и Фемиды[2] (по версии Платона — дочери Ананке[3], есть также версия, что они дочери Кроноса[4]). Первоначально считалось, что своя Мойра есть у всех людей[5]. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трём:
По Гесиоду, их было три — Клото, Лахесис и Атропос; все они (у Гесиода и орфиков) — дочери Ночи[10]. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая — её случайности, третья — неотвратимость её решений. Платон в диалоге «Государство» изображает мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поёт о настоящем, Лахесис — о прошедшем, Атропос — о будущем.
Айса — одна из мойр, дочь Ночи, согласно «Гимну Мойрам» Софокла[11]. Согласно варианту чтения, её упоминает Алкман[12]. Упоминается в оракулах Сивиллы[13].
Раннее религиозное мировоззрение обозначало этим именем верховный закон природы, указывая на богов как на его исполнителей; наряду с древнегреческим выражением Διός αἶσα, «божественное предопределение», часто встречается выражение μοῖρα θέων. Из этого представления возникла вера в богинь-мойр, стоящих особо от других божеств.
Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Как богини смерти, мойры называются греч. Μοϊραι κραταιαί (собств. греч. Μοϊρα κραταιή) или греч. Κλωθες βαρεϊαι. Они определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры — сёстры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда — смерти. Далее, мойры — богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах (греч. θέμιστες), называется поэтому Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης) — эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса.
Храм Мойр был в Коринфе[14]. У римлян Мойрам соответствовали Парки.
Им посвящен LIX орфический гимн. Ахей Эретрийский был автором трагедии «Мойры».
В искусстве мойры изображались по-разному. На греческой вазе Франсуа в изображении шествия богов на брак Пелея и Фетиды мойры помещены возле колесницы Гермеса и Майи, в числе 4, по наружности ничем не отличаются от Муз, Гор и Харит. Остальные художественные изображения относятся к римской императорской эпохе, когда были созданы и распространены атрибуты мойр — прялка, свиток, весы. Изображались Мойры обыкновенно молодыми, но иногда выводились и в образе старух[15].
Гёте в «Фаусте» ошибочно наделил Атропос функциями Клото, и наоборот.
Герой книг Рафаэля Сабатини пиратский капитан Блад с иронией назвал свои корабли Клото, Лахезис и Атропос в знак того, что они будут вершителями судеб встретившихся на их пути мореходов.
В поэме Аллена Гинзберга «Вопль» мойры представлены в виде трёх ведьм.
В мультфильме Геркулес они представлены тремя старухами с одним глазом на троих. При том, что у них одна, две и три глазницы соответственно.
Мойры выступают в качестве боссов в God of War 2.
Это заготовка статьи по античной мифологии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Лахесис.