«Речной вокзал»
Замоскворецкая линия
|
|
Московский метрополитен | |
Дата открытия: | |
---|---|
Проектное название: |
Северный речной вокзал |
Проекты переименования: |
Северный порт (1992 год) |
Район: | |
Округ: | |
Тип: | |
Глубина заложения, м.: |
6 метров |
Количество платформ: |
1 |
Тип платформы: |
островная |
Форма платформы: |
прямая |
Архитекторы: |
Н. И. Демчинский, Ю. А. Колесникова[1] |
Инженеры-конструкторы: |
Е. Кобзева, О. А. Сергеев[1] |
Станцию возвело: |
СМУ-5 Мосметростроя (руководитель Н. Федоров) |
Выход к улицам: | |
Переходы на станции: |
нет |
Наземный транспорт: |
А 90, 138, 173, 188, 199, 200, 233, 270, 284, 400, 400э, 673, 739, 745, 801, 851, 851э, 958; Тб 58 |
Время открытия: |
нечётные числа — 5:35 |
Время закрытия: |
1:00 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
041 |
«Речно́й вокза́л» — конечная станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена перпендикулярно Фестивальной улице после станции «Водный стадион». Находится на территории района «Левобережный» Северного административного округа города Москвы. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения, построена по типовому проекту. Названа по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2].
«Речной вокзал» — одна из самых перегруженных станций Московского метрополитена[3]. Для её разгрузки к 2019 году планируют построить станции «Беломорская» и «Улица Дыбенко», после чего «Речной вокзал» перестанет быть конечной станцией Замоскворецкой линии[4][5].
Содержание |
Станция метро у Северного речного вокзала планировалась ещё в 1938 году, когда в составе второй очереди метрополитена был открыт первый участок Горьковско-Замоскворецкой линии. Предполагалось продление Горьковско-Замоскворецкого радиуса ещё на 3 станции от станции «Сокол». Второй из них была станция «Северный речной вокзал», которая должна была расположиться под Ленинградским шоссе. Тогда не предусматривалось отклонение линии от Ленинградского шоссе, то есть планируемый участок шёл вдоль шоссе до проектируемой станции «Химки»[6]. В 1947 году были подтверждены планы 1938 года относительно продления Горьковского радиуса[6].
Затем станция появляется в планах 1957 года[7]. В 1959 году Совет Министров СССР утвердил план строительства линий Московского метрополитена на семилетку (1959—1965)[7]. В ходе реализации и этот план многократно корректировался. Так, к 1960 году было решено, что будет четыре станции («Ленинградская», «Завод Войкова», «Водный стадион» и «Речной вокзал»), причём участок от «Завода Войкова» до «Речного вокзала» будет наземным, но позднее вернулись к плану 1959 года[7].
Строительство метро осуществлялось открытым способом. Станция была открыта 31 декабря 1964 года в составе участка «Сокол» — «Речной вокзал». Название получила по находящемуся вблизи Северному речному вокзалу[2]. До 1975 года — самая северная станция Московского метрополитена.
В конце 1960-х годов северный участок Горьковско-Замоскворецкой линии был самым загруженным, поэтому для увеличения размеров движения с ноября 1968 года в утренний час пик организован пропуск поездов без пассажиров через два на третий от станции «Речной вокзал» до станции «Войковская»[8].
В 1992 году был предложен проект смены названия станции на «Северный порт», однако он не был осуществлён[1].
Замоскворецкая линия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Станция сооружена по типовому проекту[9]. Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 6 метров). На станции два ряда по 40 квадратных колонн. Шаг колонн — 4 метра. Расстояние между осями рядов колонн — 5,9 метра. Авторы проекта — Н. И. Демчинский и Ю. А. Колесникова.
Станция «Речной вокзал» была построена при Н. С. Хрущёве после выхода постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», поэтому она имеет скромное оформление[10]. Путевые стены отделаны белой и светло-зелёной (внизу) керамической плиткой, колонны облицованы красным мрамором (мраморовидным известняком) грузинского месторождения Молити[11]. Пол выложен серым янцевским гранитом[12].
Красный мрамор, которым облицованы колонны, имеет небольшие ярко-белые пятна и прожилки окрашенного кальцита[11][12]. Подобный сорт мрамора был использован в Московском метрополитене в таком количестве только на этой станции[13]. Похожий камень встречается на станциях «Каширская» и «Каховская», но там его очень мало. Он на вид похож на красный мрамор на станциях «Арбатская» Филёвской линии, «Добрынинская», «Электрозаводская» и многих других, но по структуре и составу окаменелостей он от него отличается[13]. Станция уникальна в палеонтологическом отношении. Окаменелостей здесь мало, и они в основном встречаются в отделочном камне колонн в северной части станции[13]. Среди окаменелостей можно наблюдать раковины аммонитов и наутилусов[13].
В целом три станции открытого в 1964 году участка были построены по типовому проекту и отличаются лишь облицовкой колонн и путевых стен[14]. На путевых стенах висят рекламные баннеры. Их количество — по два на каждой стене, то есть всего четыре. Также имеются две скамейки. Они расположены в центре зала. Там же стоит колонна экстренного вызова.
Вестибюли выполнены по типовому проекту в виде остеклённых павильонов из стандартных железобетонных конструкций и стекла[1]. В 2009 году к вестибюлям были пристроены наружные билетные кассы. С платформы в любой из вестибюлей можно попасть по эскалатору или по лестнице. В обоих концах платформы работают эскалаторы на подъём и на спуск. Эскалаторы типа ЭТ-5М были установлены в северном конце платформы в 1991 году, а в южном — в 1994 году[15]. Эскалаторные подъёмы облицованы белым мрамором «коелга»[12].
Путевое развитие — 2 станционных пути для оборота и отстоя подвижного состава, 2 пути для отстоя подвижного состава, перекрестный съезд. В оборотных тупиках расположен пункт технического осмотра. На станции 6 стрелочных переводов, пост централизации[16].
К станции прилегает перегон: в чётном направлении — «Речной вокзал» — «Водный стадион»; в нечётном — нет. На перегоне «Речной вокзал» — «Водный стадион» по I главному пути установлена аппаратура контроля схода подвижного состава УКСПС и контроля перегрева букс ДИСК-Б. В 2016 году планируется продление линии в нечётном направлении до станции «Улица Дыбенко» с промежуточной станцией «Беломорская»[4].
Понедельник — пятница (чч:мм:сс) |
Суббота — воскресенье (чч:мм:сс) |
|
---|---|---|
По нечётным числам | ||
По чётным числам | ||
В сторону станции | 5:40:20 | 5:40:20 |
5:54:30 | 5:55:30 |
Станция «Речной вокзал» Замоскворецкой линии расположена после станции «Водный стадион». Из двух наземных вестибюлей можно выйти на северную и на южную стороны Фестивальной улицы. Павильоны построены из стандартных железобетонных конструкций по типовому проекту. Расстояние от южного вестибюля до центра Москвы — 14 км[19].
Планируется создание транспортно-пересадочного узла у станции метро[20].
Станция «Речной вокзал» имеет выходы к нескольким остановкам наземного общественного транспорта[21]. Автобусные остановки находятся на Фестивальной улице. Все они носят название Метро «Речной Вокзал». Также от станции ходят маршрутные автобусы до аэропорта «Шереметьево». Троллейбусная остановка Северный речной вокзал находится в 350 м[22] к юго-западу от южного вестибюля станции. На ней останавливаются троллейбусы 6, 43, 43к.
Таблица: маршруты общественного транспорта (данные на 2011 год)[23][24]
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 90 | — | Ст. метро «Войковская» | Ст метро «Речной вокзал» |
авт. № 138 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 19-й квартал Химок-Ховрина |
авт. № 173 | «Планерная» | Братцево | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 188 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 199 | «Сходненская» | Ст. метро «Речной вокзал» | 13-й микрорайон Тушина |
авт. № 200 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Лобненская улица |
авт. № 233 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Петрозаводская улица |
авт. № 270 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Станция «Ховрино» |
авт. № 284 | «Алтуфьево» | Ст. метро «Речной вокзал» | Улица Конёнкова |
авт. № 400 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Северная (Зеленоград) |
авт. № 673 | — | Бусиново | Ст. метро «Речной вокзал» |
авт. № 739 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 19-й квартал |
авт. № 745 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Ст. «Ховрино» |
авт. № 851 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Аэропорт «Шереметьево-1» |
авт. № 851э | — | Ст. метро «Речной вокзал» | Аэропорт «Шереметьево-1» |
авт. № 801 | — | Ст. метро «Речной вокзал» | 50-я городская больница |
авт. № 958 | — | МЕГА «Химки» | Ст. метро «Речной вокзал» |
трол. № 6 | «Сокол», «Войковская», «Водный стадион» | Кинотеатр «Нева» | Песчаная площадь |
трол. № 43 | «Полежаевская», «Сокол», «Войковская», «Водный стадион» |
Карамышевская набережная | Прибрежный проезд |
трол. № 43к | «Речной вокзал», «Водный стадион» | Прибрежный проезд | Ст. метро «Войковская» |
трол. № 58 | — | Петрозаводская улица | Ст. метро «Речной вокзал» |
Предшественник: Сокол |
Конечная станция Замоскворецкой линии 31 декабря 1964 — декабрь 2019 |
Преемник: Улица Дыбенко |