Automobiles Gonfaronnaises Sportives | |
---|---|
База | |
Руководители |
Анри Жюльен, Кристан Вандерплейн |
Пилоты |
Габриэле Тарквини |
Конструктор |
AGS-Motori Moderni |
Шины | |
Статистика выступлений в Формуле-1 | |
Дебют | |
Последняя гонка | |
Гран-при (старты) |
80 (47) |
Лучший старт |
10 |
Лучший финиш |
6 |
Очков всего |
2 |
Очков за один сезон |
1 |
Automobiles Gonfaronnaises Sportives (AGS) — французская автогоночная команда и конструктор, выступавшая в ряде гоночных серий, в том числе в Формуле-1.
Содержание |
История команды началась в конце 60-х годов 20-го века, когда французский механик Анри Жюльен, владевшей заправкой и гаражом в деревне Гонфарон в провинции Вар, решил заняться строительством гоночных автомобилей. Жюльен сам регулярно участвовал в гонках машин младших гоночных классов. Гонщиком он был посредственным, зато имел степень кандидата технических наук и, в конце концов, решил сосредоточиться именно на строительстве гоночных автомобилей. Так появилась AGS, аббревиатура которой расшифровывалась как «гоночные автомобили из Гонфарона».
Первый автомобиль AGS увидел свет в 1969 году. Это была маленькая машинка «Формулы Франс». Автомобиль был спроектирован учеником Жюльена – бельгийским механиком Кристаном Вандерплейном. Вскоре AGS переключилась на строительство машин для Формулы-3, правда особых успехов в борьбе с доминировавшими в этой серии в 70-х машинами «Мартини» французам добиться не удалось.
Еще один шаг вперед AGS сделала в 1978 году, когда была построена первая машина для Формулы-2. Это был серьёзный вызов и поначалу AGS пришлось трудно – завоевать очки в чемпионатах 1978 и 1979 годов команде не удалось. Зато потом дела пошли на лад и команда стала регулярно набирать очки, за которыми пришли и победы. Наконец, в последней гонке сезона-84 Филипп Штрейф смог одержать победу.
В 1985-м AGS выступала в Формуле-3000 (Штрейф занял 8-е место в чемпионате), но Жюльену там не понравилось и он всерьез задумался о прыжке в высший класс автогонок – Формулу-1.
Дебют команды в Больших Призах состоялся в Монце осенью 1986-го года. Машина, получившая индекс JH21C была построена Вандерплейном на базе прошлогодней машины Ф3000 с использованием ряда запасных частей от болидов Renault прошлых лет и оснащена турбо-мотором Motori Moderni. Штат команды к моменту дебюта насчитывал всего семь человек, а базировалась она по прежнему все в том же гараже в Гонфароне. За несколько недель до дебюта всерьез обсуждалась возможность того, что пилотировать машину AGS в ее дебютном Гран-При будет не кто иной, как Дидье Пирони, но все ограничилось тестами, после которых Пирони от возвращения отказался. В команду был приглашен молодой итальянец Иван Капелли. В гонке он стартовал 25-м и сошел из-за прокола. Следующая гонка вновь оказалась не слишком удачной – в Эшториле Капелли выбыл из гонки из-за проблем с трансмиссией всего после шести кругов.
К сезону 1987 году шасси несколько переработали, переименовали в JH22 и оснастили атмосферным мотором Cosworth DFZ. Команда вновь решила выставить в чемпионат единственную машину, пилотом которой стал француз Паскаль Фабр.
Фабр не хватал звезд с неба, не отличался особенной скоростью, но был надежен. Примерно то же самое можно было сказать и о его машине. Восемь финишей в первых десяти гонках, неизменно последним из тех, кто увидел клетчатый флаг, лучший результат – 9е место, наименьшее отставание на финише – 5 кругов. В Австрии Фабр финишировал, но отстал столь сильно, что не попал в классификацию. После этого француз трижды не сумел пройти квалификацию и в Судзуке его заменил Роберто Морено. Бразилец поначалу выглядел не сильно лучше Фабра, но в Австралии случилась та самая удача в виде повальных сходов и дисквалификации Айртона Сенны после финиша - Морено получил целое очко.
Сезон-88 начинался вроде бы радужно: новая машина JH23, заключение контракта с крупным спонсором – французской «Bouygues group», начало строительства новой базы. В команду вернулся выступавший за нее еще в Формуле-2 Штрейфф. Но потом, как это часто бывает в истории маленьких команд, в одночасье все рухнуло. «Bouygues» отказалась от спонсорства, строительство базы пришлось заморозить. Никаких спортивных успехов лишенная денег и возможностей развиваться команда, естественно, добиться не смогла. Новая машина была лучше предыдущих, но не отличалась надежностью - за весь сезон Штрейф сумел добраться до финиша всего пять раз, лучшим из которых стало восьмое место в Судзуке.
Зимой 89-го Вандерплейн ушел к Энцо Колони, забрав с собой большую часть инженеров и механиков. На тестах в Рио в феврале в тяжелую аварию попал Штрейф – француз остался парализован ниже пояса. Случившееся так потрясло Жюльена, что он продал команду амбициозному французу Сирилю де Рувру. Штрейфа заменил Габриэле Тарквини, напарником которого стал брат трагически погибшего в 1985-м Манфреда Винкельхока Йоахим. Сезон команда начала с прошлогодним шасси, которое после незначительных переработок получило индекс JH23B.
Отсутствие средств и устаревшая техника не помешали Тарквини показывать вполне достойные результаты. В Монако итальянец ехал шестым, когда отказала электрика (на трассе в этот момент оставалось 16 пилотов). В Мексике машина не подвела и Габриэле наконец-то получил заветное очко. Следующая гонка проходила в Финиксе и получилась, пожалуй, самой драматичной в истории команды – на последнем круге Тарквини сумел опередить Тьерри Бутсена и выйти на шестое место, но за два поворота до финиша отказал двигатель. Правда, в чемпионате команда была представлена фактически одной машиной – Винкельхок семь раз подряд не смог пройти предквалификацию и после Гран-При Франции из команды отчислен.
Вместо Винкельхока в команду взяли француза Янника Дальма. В Сильверстоуне команда выставила наконец новую машину – JH24. И на этом все успехи AGS в том сезоне закончились: Сильверстоун стал единственной гонкой из оставшихся, где Тарквини смог пробиться в квалификацию, но показал в ней лишь 29 время и не попал на старт. Во всех остальных гонках сезона Тарквини и Дальма не смогли пройти предквалификацию.
Сезон-90 начался для команды уже привычно – нет денег, нет новой машины, есть старый состав пилотов. В Сан-Марино свет увидела новая JH25, спроектированная конструктором Мишелем Костой, но и она не принесла особого успеха. Итог сезона – 12 раз не пройдена предквалификация, 10 – квалификация, всего три финиша, лучший из которых – на девятом месте. К зиме де Рувр окончательно утратил интерес к своему детищу и начал всерьез обсуждать возможность его объединения с командой Жерара Лярусса. Устав ждать у моря погоды, ушел в заводскую команду «Пежо» Дальма. Ему на смену пригласили опытнейшего шведа Стефана Йоханссона.
Денег по прежнему не было. Команда готовилась начать сезон с новой машиной - JH26. Однако была построена только модель для продувки в аэродинамической трубе. На первой гонке сезона-91 в Финиксе Тарквини удалось добраться до финиша 8-м и команда отметила это торжественным ужином в «McDonald’s». Они не знали, что этот финиш станет для AGS единственным в том сезоне и последним в ее истории…
После Гран-При Бразилии (где Йоханссон не прошел квалификацию, а Тарквини попал в аварию на первом круге) де Рувр продал команду. Новыми владельцами AGS стали итальянцы Габриэле Рафанелли и Патрицио Канту. После их прихода в команде произошел ряд перестановок – место Косты занял вернувшийся Вандерплейн, а гоночного инженера Петера Висса, который фактически управлял командой в первых двух гонках, сменил пришедший из «Модены» Марио Толлентино. Йоханссона уволили, на его место взяли молодого итальянца Фабрицио Барбаццу. Командой было принято необычное решение – отказаться от работ с шасси JH26, вернуться к прошлогоднему JH25 с тем, чтобы к финальным гонкам сезона построить абсолютно новую машину – JH27. Воистину, на такое могли решиться только в команде, машины которой из-за полного отсутствия рекламных наклеек именовались «белыми слонами».
Однако все эти перестановки не принесли никакого эффекта. Тарквини еще сумел пробиться на старт в Монако, но затем последовала длинная череда непопадании в число 26 лучших в квалификации. А во второй половине сезона, когда команде пришлось вернуться в предквалификацию все и вовсе стало заканчиваться в пятницу утром.
Дебют новой машины был намечен на Монцу. Немногочисленный персонал команды в течение недели перед гонкой работал практически круглосуточно, чтобы JH27 могла выйти на старт, но все закончилось тем, что в предквалификации на машине Тарквини сразу после выезда с пит-лейн отказал двигатель. Единственным достижением итальянца в оставшихся гонках стало попадание в квалификацию в Эшториле, однако на старт ему пробиться не удалось. После этого Габриэле ушел в «Фондметал». Испания-91 стала последней гонкой в истории команды – Барбацца и сменивший Тарквини Оливье Груйяр привычно не прошли предквалификацию и после гонки итальянские владельцы AGS объявили о том, что команда прекращает свое участие в чемпионате мира.
Однако история AGS на этом не закончилась. Потерпев фиаско в высших лигах автоспорта, Жюльен решил открыть школу водительского мастерства. Сегодня AGS – преуспевающее предприятие, владеющее собственной базой и небольшой гоночной трассой, где каждый желающий может «попробовать, какова Формула-1 на вкус». В гараже AGS сейчас не только машины собственного производства, но и шасси «Эрроуза», «Джордана» и «Проста»
В таблице перечислены результаты всех Гран-при Формулы-1, в которых принимал участие пилот. Строками таблицы являются сезоны, столбцами — этапы Гран-при. В каждой клетке указаны сокращённое название этапа и результат гонщика, дополнительно обозначенный цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.
Пример | Описание |
---|---|
1 | Победитель |
2 | Второе место |
3 | Третье место |
5 | Финишировал в очковой зоне |
12 | Финишировал вне очковой зоны |
НКЛ | Финишировал, но не классифицирован |
15 | Участвовал вне зачета, либо по отдельной классификации |
18 | Не финишировал, но классифицирован |
Сход | Не финишировал и не классифицирован |
НКВ | Не квалифицирован |
НПКВ | Не предквалифицирован |
ДСК | Дисквалифицирован |
тест | Тестер по пятницам |
НС | Участвовал в Гран-при в качестве боевого пилота, но не стартовал в гонке |
Т | Травмирован или болен |
Искл | Исключён из протокола |
Отк | Отказ от участия |
НТР | Не участвовал в тренировках |
НПР | Не прибыл на Гран-при |
Не участвовал | |
О | Гонка отменена |
Поул-позиция | |
Быстрый круг |
Сезон | Шасси | Двигатель | Ш | Пилоты | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | Место | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1986 | AGS JH21C | Motori Moderni Tipo 615-90 1.5 V6T |
P | БРА |
ИСП |
САН |
МОН |
БЕЛ |
КАН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
АВТ |
ИТА |
ПОР |
МЕК |
АВС |
— | 0 | |
Иван Капелли | Сход | Сход | ||||||||||||||||||||
1987 | AGS JH22 | Ford Cosworth DFZ 3.5 V8 |
G | БРА |
САН |
БЕЛ |
МОН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
АВТ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
МЕК |
ЯПО |
АВС |
12 | 1 | |
Паскаль Фабр | 12 | 13 | 10 | 13 | 12 | 9 | 9 | Сход | 13 | НКЛ | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | ||||||||
Роберто Морено | Сход | 6 | ||||||||||||||||||||
1988 | AGS JH23 | Ford Cosworth DFZ 3.5 V8 |
G | БРА |
САН |
МОН |
МЕК |
КАН |
ДЕТ |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
— | 0 | |
Филипп Стрейфф | Сход | 10 | НС | 12 | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | Сход | 10 | Сход | 9 | Сход | 8 | 11 | ||||||
1989 | AGS JH23B AGS JH24 |
Ford Cosworth DFR 3.5 V8 |
G | БРА |
САН |
МОН |
МЕК |
СОЕ |
КАН |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
15 | 1 | |
Филипп Стрейфф | Отк | |||||||||||||||||||||
Габриэле Тарквини | 8 | Сход | 6 | 7 | Сход | Сход | НКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | |||||||
Йоахим Винкельхок | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | |||||||||||||||
Янник Дальма | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | |||||||||||||
1990 | AGS JH24 AGS JH25 |
Ford Cosworth DFR 3.5 V8 |
G | СОЕ |
БРА |
САН |
МОН |
КАН |
МЕК |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
— | 0 | |
Габриэле Тарквини | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НКВ | Сход | НПКВ | 13 | НКВ | НКВ | НКВ | Сход | НКВ | Сход | ||||||
Янник Дальма | НПКВ | Сход | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | 17 | НПКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКЛ | Сход | 9 | НКВ | НКВ | ||||||
1991 | AGS JH25B AGS JH27 |
Ford Cosworth DFR 3.5 V8 |
G | СОЕ |
БРА |
САН |
МОН |
КАН |
МЕК |
ФРА |
ВЕЛ |
ГЕР |
ВЕН |
БЕЛ |
ИТА |
ПОР |
ИСП |
ЯПО |
АВС |
— | 0 | |
Габриэле Тарквини | 8 | Сход | НКВ | Сход | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | |||||||||
Оливье Груйяр | НПКВ | |||||||||||||||||||||
Стефан Юханссон | НКВ | НКВ | ||||||||||||||||||||
Фабрицио Барбацца | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ | НПКВ |
AGS | |
---|---|
Основатель: |
AGS (команда Формулы-1).